ЗАКОН
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 18 июня 1998 года N 38-ЗАО
О ведении рыбного хозяйства в водоемах Ямало- Ненецкого автономного округа
Принят
Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
3 июня 1998 года
Документ с изменениями и дополнениями внесенными:
-законом автономного округа от 30.11.2000 N 47
-законом автономного округа от 13.10.2003 г. N 47
Документ утратил силу:
-законом автономного округа от 16.12.2004 г. N 83-ЗАО
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в сфере ведения рыбного хозяйства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее -автономного округа).
В настоящем Законе используются следующие термины и понятия:
рыбное хозяйство- отрасль народного хозяйства, обеспечивающая потребности граждан и народного хозяйства в пищевых продуктах, а также служащая для удовлетворения рекреационных потребностей граждан путем рационального использования рыбных запасов;
объекты рыболовства- рыбы всех видов, за исключением занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
рыбохозяйственные ресурсы- совокупность рыбохозяйственных водоемов и обитающих в них объектов рыболовства. Их использование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа;
субъекты рыбохозяйственной деятельности- пользователи рыбохозяйственными ресурсами (юридические лица и граждане, в том числе представители коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, иностранные граждане, лица без гражданства), участвующие в отношениях, возникающих в сфере ведения рыбного хозяйства на территории автономного округа;
рыбохозяйственное устройство водоемов- составная часть комплексного природоустройства, которая включает систему мероприятий по исследованию и оценке качества рыбохозяйственных водоемов, состояния популяций промысловых видов рыб и определению путей их рационального использования в целях исполнения требований законодательства о ведении рыбного хозяйства, решений органов государственной власти по организации использования и охраны рыбных ресурсов;
долгосрочная лицензия-специальное разрешение на осуществление хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов рыболовства, рыбохозяйственных водоемов;
этнические общности-граждане Российской Федерации родившиеся и постоянно проживающие на территории автономного округа либо постоянно проживающих на территории автономного округа не менее тридцати лет, не являющиеся представителями коренных малочисленных народов Севера и занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности;
община-форма самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемая в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры;(изм. N 47-ЗАО 30 ноября 2000 г.)
рыбохозяйственная деятельность- хозяйственная деятельность, связанная с рыболовством, рыбоводством и рыборазведением, а также с воспроизводством водных биоресурсов;
рыбохозяйственный водоем- водный объект (его участок), который находится на территории автономного округа и используется или может быть использован для нужд рыболовства или ведения рыбного хозяйства;
рыбоводство-разведение рыбы в специально оборудованных для этого естественных или искусственно созданных водоемах или иных сооружениях;
рыборазведение-инкубирование икры и подращивание молоди ценных видов рыб для зарыбления рыбохозяйственных водоемов;
обособленный водный объект-небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами;
ихтиологическая мелиорация- комплекс мероприятий по улучшению экологического, биологического состояния рыбохозяйственных водоемов в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства и охраны рыбохозяйственных ресурсов.
Задачей законодательства о рыбном хозяйстве является регулирование отношений в области ведения рыбного хозяйства в целях:
-укрепления законодательной базы в области ведения рыбного хозяйства ;
-воспроизводства рыбных ресурсов;
-защиты прав граждан и рыбохозяйственных организаций на ведение рыбного хозяйства.
1. Законодательство о рыбном хозяйстве, действующее на территории автономного округа, основывается на Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, Уставе (Основном Законе) автономного округа, настоящем Законе, иных законах автономного округа.
2. В качестве регулятора отношений в области ведения рыбного хозяйства признаются также обычаи коренных народов Севера и этнических общностей, не противоречащие основным правам, как они определены национальной юридической системой, и признанным на международном уровне правам человека.
1. Законодательство о ведении рыбного хозяйства регулирует:
- отношения, связанные с ведением рыбного хозяйства;
-отношения по управлению в области ведения рыбного хозяйства;
- отношения, связанные с ответственностью за нарушение законодательства о рыбном хозяйстве.
2. Земельные, водные, лесные отношения, а также отношения, связанные с охраной окружающей природной среды, возникающие при ведении рыбного хозяйства, регулируются земельным, водным, лесным законодательством, а также законодательством об охране окружающей природной среды с учетом положений настоящего Закона.
3. Участниками отношений, регулируемых настоящим законом, являются:
- Российская Федерация, автономный округ и муниципальные образования в лице соответствующих органов;
- граждане, их объединения (в том числе община из числа лиц, принадлежащих к коренным малочисленным народам Севера и этническим общностям) и юридические лица.
4. Имущественные отношения, связанные с ведением рыбного хозяйства, регулируются гражданским законодательством с учетом законодательства о ведении рыбного хозяйства Российской Федерации и автономного округа. (часть 4 исключить изм. N 47-ЗАО 30 ноября 2000 г.)
Правовое регулирование отношений, связанных с ведением рыбного хозяйства, базируется на следующих принципах:
- ведения рыбного хозяйства на основе оптимального сочетания экологических, экономических, научных и иных интересов;
- сохранения видового разнообразия рыб при ведении рыбного хозяйства, установления режима использования рыбных запасов в рыбохозяйственных водоемах на основании научных рекомендаций;
- недопустимости совмещения функций государственного управления и контроля в области ведения рыбного хозяйства с деятельностью по использованию рыбных ресурсов;
- устойчивости права пользования рыбохозяйственными ресурсами;
- платности пользования рыбохозяйственными ресурсами;
- ограничения в интересах охраны рыбных запасов прав других пользователей рыбохозяйственными водоемами в соответствии с действующим законодательством;
- взаимного согласования вопросов охраны и использования рыбохозяйственных ресурсов между федеральными органами исполнительной власти и администрацией автономного округа;
- использования экономического механизма охраны и использования рыбохозяйственных ресурсов;
- обязательности государственной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, оказывающей влияние на рыбохозяйственные ресурсы;
- сочетания интересов коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей , всего населения автономного округа и Российской Федерации;
- участия субъектов рыбохозяйственной деятельности в проведении мероприятий по восстановлению используемых ими рыбохозяйственных ресурсов;
- гласности и связи с общественными объединениями и населением при ведения рыбного хозяйства;
- полного возмещения вреда, причиняемого ихтиофауне и водоемам организациями и гражданами;
- отделения права пользования рыбными ресурсами от права пользования водными объектами.
При ведении рыбного хозяйства должно обеспечиваться соблюдение следующих основных требований:
- научно обоснованное, рациональное воспроизводство рыбных запасов;
- сохранение видового разнообразия рыб и среды их обитания;
- охрана и сохранение продуктивности водоемов, обеспечение нормальных условий размножения, путей миграции рыб и мест их концентрации;
- соблюдение установленных правил ведения рыбного хозяйства;
- установление режима использования запасов рыб в рыбохозяйственных водоемах на основании научных разработок.
Объекты рыболовства, обитающие в водоемах автономного округа (рыбные ресурсы), составляют государственный рыбохозяйственный фонд автономного округа как часть рыбохозяйственного фонда Российской Федерации, использование которого допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа.
1. К рыбохозяйственным водоемам относятся, расположенные на территории автономного округа реки и озера, их участки, которые используются или могут быть использованы для ведения рыбного хозяйства или имеют значение для воспроизводства рыбных запасов.
2. Совокупность рыбохозяйственых водоемов на территории автономного округа составляет государственный фонд рыбохозяйственых водоемов автономного округа как часть фонда рыбохозяйственых водоемов Российской Федерации.
3. Рыбохозяйственные водоемы - комплексные природные объекты, право пользования которыми в интересах рыбного хозяйства не зависит от использования земель, лесов, недр на этой территории другими природопользователями.
4. Акватории, находящиеся на землях государственных заповедников, заповедных зон природных парков, исключаются из состава рыбохозяйственных водоемов.
В составе рыбохозяйственных водоемов автономного округа выделяются:
-рыбохозяйственные водоемы (их участки), переданные в долгосрочное пользование представителям коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей ;
-рыбохозяйственные водоемы (их участки), предоставленные в долгосрочное пользование организациям, в аренду организациям, а также в краткосрочное пользование организациям и гражданам;
-рыбохозяйственные водоемы, лов рыбы в которых ограничен или запрещен (водоемы особо охраняемых природных территорий);
-незакрепленные за пользователями рыбохозяйственные водоемы (водоемы общего пользования).
Рыбохозяйственные ресурсы являются государственной собственностью Российской Федерации и автономного округа. Вопросы владения, пользования и распоряжения ими находятся в совместном ведении Российской Федерации и автономного округа и решаются на основе законодательства Российской Федерации и автономного округа. (изм. N 47-ЗАО 30 ноября 2000 г.)
(изм. N 47-ЗАО 30 ноября 2000 г.)
Полномочия Российской Федерации в области ведения рыбного хозяйства определяются Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации (статью 11 исключить изм. N 47-ЗАО 30 ноября 2000 г.)