ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 14 октября 1997 года N 39
О РЕГУЛИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МЕСТАХ ПРОЖИВАНИЯ И ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона ЯНАО от 18.10.2004 N 50-ЗАО.
____________________________________________________________________
(в ред. Законов ЯНАО от 05.03.2001 N 15-ЗАО, от 10.06.2003 N 26-ЗАО, с изм., внесенными Законом ЯНАО от 06.03.2002 N 3-ЗАО)
Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного
округа 1 октября 1997 года
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие по поводу земли как объекта природы (основного элемента природного комплекса), хозяйствования (пользования) и объекта собственности в их единстве, как основы жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономного округа) с учетом того, что земельное законодательство и защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В настоящем Законе используются следующие понятия:
- земли традиционной хозяйственной деятельности (традиционного природопользования) - земли, используемые для ведения оленеводства и традиционных промыслов, нуждающиеся в особом правовом режиме, с исторически сложившимися образом жизни и формами традиционного хозяйственного уклада коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, могущие включать земли различных категорий, выделенных в земельном законодательстве по основному хозяйственному назначению, а также водные, лесные и другие возобновляемые природные ресурсы, являющиеся наряду с землей основой жизни и традиционной хозяйственной деятельности этих жителей;
- община - добровольная, самоуправляемая организация, созданная по инициативе граждан из числа коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, объединившихся по кровнородственному или территориальному признаку на основе общности интересов для совместного владения и пользования землями традиционного природопользования, сохранения традиционного образа жизни и среды обитания, развития экономики и культуры этих народов;
- общинные угодья - угодья добровольно объединившихся отдельных граждан, их объединений, семей, родов либо выделенные общине для дальнейшего совместного хозяйствования ее членов;
- традиционная хозяйственная деятельность (природопользование) - исторически сложившиеся способы освоения окружающей природной среды на основе долговременного экологически сбалансированного пользования, главным образом, возобновляемыми природными ресурсами без подрыва способности к устойчивому воспроизводству и снижению разнообразных природных ресурсов;
- традиционный образ жизни - способ существования коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, основанный на исторически сложившемся опыте их предков в области природопользования, социальной организации, самобытной культуре и обычаях, религиозных верованиях.
1. Задачами настоящего Закона являются регулирование земельных отношений в местах проживания коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей на территории автономного округа в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, установления их режима, сохранения и улучшения природной среды, защиты прав на землю коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей и создания на этой основе экономических и экологических условий для их устойчивой традиционной хозяйственной деятельности.
2. Настоящий Закон не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникающим после его введения в действие, кроме случаев, прямо предусмотренных законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие настоящего Закона и принятых на его основе нормативных правовых актов, они применяются к правам и обязанностям, возникшим после введения их в действие.
Принципы Закона:
- учет в регулировании земельных отношений триединства земли как объекта природы, традиционного хозяйствования (пользования), объекта собственности;
- сочетание интересов в использовании земель коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, населения автономного округа и Российской Федерации;
- плановое и строго целевое использование земель;
- нормирование размеров владения землей (земельными участками) с учетом целевого назначения и недопустимость владения без ее использования;
- устойчивость (стабильность) землепользования и неотчуждаемость земельных участков для целей, не связанных с традиционной хозяйственной деятельностью без согласия землепользователей - коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей;
- равноправие всех форм хозяйствования на земле;
- бесплатность пользования землей коренными малочисленными народами Севера и этническими общностями;
- приоритет владения и пользования землями традиционно занимаемыми коренными малочисленными народами Севера и этническими общностями наряду с другими возобновляемыми природными ресурсами, составляющими в совокупности основу их жизни и деятельности;
- хозяйственная самостоятельность в использовании земель землепользователями независимо от титула владения землей;
- равенство прав и обязанностей собственников земли и других
землепользователей на землю как объект природы и объект традиционной хозяйственной деятельности;
- законность в земельных отношениях;
- допустимость вмешательства государственных органов и органов местного самоуправления в земельные и связанные с ними имущественные отношения в рамках, установленных законом;
- сочетание интересов и прав землепользователей с интересами и правами других природопользователей и комплексное использование земель в сочетании с другими возобновляемыми природными ресурсами;
- сочетание землепользования с охраной окружающей природной среды и сохранением экологического равновесия;
- учет в правовом режиме земель традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей их места в природном комплексе и предоставлении их общине единым комплексом с расположенными на них водоемами, оленьими пастбищами, лесами, охотничьими угодьями из различных категорий земель;
- признание обычаев коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей в качестве регулятора земельных как и других природоресурсных отношений в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
1. Исключен. - Закон ЯНАО от 05.03.2001 N 15-ЗАО.
2. Горные, водные, лесные отношения и отношения по использованию и охране животного мира, культурных ландшафтов, атмосферного воздуха регулируются специальными законодательствами Российской Федерации и автономного округа.
3. Участниками отношений, регулируемых настоящим Законом являются:
- граждане, их объединения и юридические лица;
- Российская Федерация, автономный округ и муниципальные образования в лице соответствующих своих органов.
1. В состав законодательства и иных нормативных правовых актов о земле входят Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной закон) автономного округа, законы автономного округа, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты автономного округа и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий.
2. Регулятором земельных отношений могут служить обычаи коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, которые признаны государственным и международным правом.
3. Положения норм земельного права в автономном округе и иных правовых актах автономного округа должны соответствовать законодательству о земле Российской Федерации.
1. Все земли на территории автономного округа независимо от форм собственности и хозяйствования на них образуют земельный фонд автономного округа, являющийся составной частью земельного фонда Российской Федерации.
2. В пределах земельного фонда автономного округа устанавливаются земли традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей.
3. К землям традиционной хозяйственной деятельности могут быть отнесены земельные участки различных категорий земель, используемые в традиционной хозяйственной деятельности, а также для развития традиционных отраслей хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей.
4. К ним не могут быть отнесены участки земель, предоставленных юридическим лицам для возведения объектов промышленности, транспорта, связи, градостроительства в соответствии с действующим законодательством.
1. Порядок определения земель традиционной хозяйственной деятельности и выделения земельных участков в их состав из отдельных категорий земель устанавливается Государственной Думой автономного округа.
2. С учетом особенностей режима соответствующих категорий земель, на участках, включенных в состав земель традиционной хозяйственной деятельности, могут устанавливаться определенные ограничения и обременения в их использовании.
Пользователями землей могут быть граждане и их объединения, юридические лица, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность.
1. Основаниями пользования землей являются:
- право собственности граждан на земельные участки, занятые под ведение личного подсобного хозяйства и строительство индивидуального жилья;
- право общей собственности на земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - крестьянского хозяйства);
- право пожизненного наследуемого владения земельным участком для ведения крестьянского хозяйства;
- право пользования земельным участком по договору аренды на срок от 3 до 50 лет, при этом арендатор имеет преимущественное право на продление договора аренды на тех же условиях (граждане и их объединения, юридические лица);
- право постоянного (бессрочного пользования) земельным участком (граждане, их объединения, юридические лица);
- право пользования земельным участком по договору временного пользования на срок до трех лет (граждане и их объединения, юридические лица).
2. Представители коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей имеют преимущественное право на получение земельных участков на территории традиционного природопользования.
3. Таким же правом пользуются представители других народов, родившиеся или длительное время (не менее 30 лет) проживающие в данной местности и имеющие навыки осуществления того или иного вида традиционной хозяйственной деятельности.
4. При предоставлении земельных участков на территориях традиционной хозяйственной деятельности для целей, не связанных с хозяйственной деятельностью, орган местного самоуправления по согласованию с общественными организациями коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей решает вопрос о проведении местного референдума о предоставлении земельных участков под объекты, затрагивающие интересы коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, по итогам которого орган местного самоуправления принимает решение.
5. Предоставление земельных участков отдельным гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, общинам, лицам, указанным в части 3 данной статьи, а также организациям для традиционной хозяйственной деятельности производится органом местного самоуправления на основании разработанных проектов землеустройства в порядке, установленном Положением, утверждаемым администрацией автономного округа.
1. Право на использование предоставленных земельных участков возникает после установления границ этих участков в натуре (на местности), выдачи документа, удостоверяющего права на землю и его государственной регистрации.
2. Документами, удостоверяющими права на землю, являются:
- свидетельство на право собственности на земельный участок;
- свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
- договор аренды земельного участка;
- договор временного пользования землей.
3. Формы указанных в части 2 документов утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1. Земельный участок - часть поверхности земли, имеющая фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в земельном кадастре и документах государственной регистрации.