ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 23 декабря 1996 года N 52
О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В ЯМАЛО - НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2006 года на основании Закона ЯНАО от 16.02.2005 N 10-ЗАО.
____________________________________________________________________
(в ред. Законов ЯНАО от 07.02.2001 N 2-ЗАО, от 08.04.2002 N 15-ЗАО)
Настоящий Закон Ямало - Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает дополнительные по отношению к указанному Федеральному закону правовые основы организации системы местного самоуправления в автономном округе.
Местное самоуправление в автономном округе - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным законом) автономного округа самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Правовую основу местного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, иные федеральные законы, Устав (Основной закон) автономного округа, настоящий Закон автономного округа и иные законы автономного округа.
1. Граждане Российской Федерации, проживающие в автономном округе, имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
2. При осуществлении местного самоуправления граждане имеют право:
1) участвовать в местных референдумах, сходах, выборах;
2) избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;
3) получать равный доступ к муниципальной службе;
4) обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления;
5) получать полную и объективную информацию о деятельности органов местного самоуправления, знакомится с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации;
6) защищать свои права на участие в местном самоуправлении в судебном порядке.
При осуществлении местного самоуправления граждане имеют также иные права, установленные федеральными законами и законами автономного округа.
3. Граждане в соответствии с уставом муниципального образования имеют право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
4. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
5. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.
К полномочиям органов государственной власти автономного округа в сфере местного самоуправления относятся:
1) принятие и изменение законов автономного округа о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
2) обеспечение соответствия законов автономного округа о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации;
3) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности автономного округа в муниципальную собственность;
4) регулирование отношений между окружным и местными бюджетами;
5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
6) наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями автономного округа, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;
7) принятие окружных программ развития местного самоуправления;
8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
10) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;
11) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;
12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти автономного округа;
13) регулирование законами в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;
14) законодательство о муниципальной службе;
15) принятие и изменение законов автономного округа об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
16) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.
1. К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально - экономическое развитие муниципального образования;
5) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, осуществление контроля за их деятельностью, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
10) создание условий для жилищного и социально - культурного строительства;
11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие муниципального энергоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры, находящихся в муниципальном образовании;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
24) организация и содержание муниципальной информационной службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
26) создание условий для развития зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы;
31) иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами автономного округа, а также вопросы, не исключенные из ведения муниципальных образований и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
2. В случае если в границах территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования, разграничение предметов ведения муниципальных образований, объектов муниципальной собственности, источников доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
(часть 2 в ред. Закона ЯНАО от 08.04.2002 N 15-ЗАО)
1. Местное самоуправление в автономном округе осуществляется в муниципальных образованиях.
2. Муниципальными образованиями в автономном округе могут быть:
1) городские и сельские поселения (города, поселки, села и иные поселения);
2) сельсоветы;
3) районы;
4) иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
3. Исключена. - Закон ЯНАО от 08.04.2002 N 15-ЗАО.
4. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.
1. Территории муниципальных образований - городов, поселков, сел, районов, сельсоветов и других муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами автономного округа с учетом исторических и иных местных традиций.
2. Вопросы об образовании, объединении, преобразовании или упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.