Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 июля 2012 года N 605

О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 27.11.2009 N 625 "Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2015 годы"

(Утратило силу:
постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 596)

В целях эффективного использования средств областного бюджета, в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 N 270 "О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ", в целях корректировки объемов финансирования Областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2015 годы", утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 27.11.2009 N 625, Правительство Ростовской области постановляет:

1. Внести в постановление Администрации Ростовской области от 27.11.2009 N 625 "Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2015 годы" изменение, изложив приложение в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Гуськова И.А.

Губернатор
     Ростовской области В.Ю. Голубев
     Постановление вносит
     министерство общего
     и профессионального
     образования
     Ростовской области


Приложение
к постановлению
Правительства Ростовской области
от 09.07.2012 N 605

ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2015 годы"

ПАСПОРТ Областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2015 годы"


Наименование Программы

-

Областная долгосрочная целевая программа "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2015 годы" (далее – Программа)

Основание для разработки
 Программы

-

распоряжение Администрации Ростовской области
 от 14.07.2009 N  192 "О разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2012 годы"

Государственный заказчик -
 координатор
 Программы

-

министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Разработчик
 Программы

-

министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Основные цели Программы

-

удовлетворение потребности населения в получении доступного и качественного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей, соответствующих требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации;

 обеспечение социально-правовой защиты обучающихся и воспитанников, профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

 сохранение и укрепление психического и физического здоровья обучающихся и воспитанников;

 развитие системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи;

 обеспечение образовательного комплекса области высококвалифицированными педагогическими кадрами, развитие педагогического потенциала;

 удовлетворение потребности регионального рынка труда в высококвалифицированных кадрах рабочих и специалистов;

 создание безопасных условий образовательной деятельности;

 повышение экономической эффективности образования

Основные задачи Программы

-

по подпрограмме "Развитие общего образования":
 обеспечение условий получения доступного качественного общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

 внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;

 введение предпрофильного и профильного обучения, обеспечивающих возможность выбора учащимися учебного плана с учетом рынка труда выбора выпускниками будущей профессии;

 внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, включающих основные требования к результатам общего образования и условиям осуществления образовательной деятельности;

 обеспечение условий для получения общего образования в адекватной форме детьми с ограниченными возможностями здоровья, успешной социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья;

 введение системы дистанционного обучения для детей-инвалидов;

 развитие системы образования детей старшего дошкольного возраста, удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования;

 развитие системы оценки качества образования при переходе с одной ступени школьного образования на другую;

 внедрение новых образовательных технологий и принципов оценки качества образования и востребованности образовательных услуг, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;

 обеспечение условий для полноценного питания школьников;

 внедрение и трансляция на образовательные учреждения передового опыта использования технологий здоровьесбережения;

 создание условий для совершенствования медицинского обеспечения обучающихся на базе школьных медицинских кабинетов;

 формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни;

 совершенствование региональной системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей;

 развитие региональной системы воспитательной работы;

 повышение качества проводимой профилактической работы;

 оказание психологической помощи участникам образовательного процесса;

 развитие моделей государственно-общественного управления в образовательных учреждениях;

 формирование регионального целевого заказа для подготовки педагогических кадров, организация работы учреждений среднего профессионального образования по его выполнению;

 регулирование приема на педагогические специальности в учреждения высшего профессионального образования педагогической направленности;

 формирование системы моральных и материальных стимулов с целью сохранения в школах лучших педагогов и повышения их квалификации, привлечения молодых специалистов;

 создание доступной, открытой, эффективной и востребованной модели непрерывного профессионального роста работников образования;

 повышение доли детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных различными формами семейного устройства;

 обеспечение своевременной постановки на квартирный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 совершенствование системы финансирования государственных учреждений, подведомственных министерству общего и профессионального образования Ростовской области, на основе государственных заданий для оказания государственных услуг;

 повышение уровня заработной платы работников общеобразовательных учреждений;

 снижение неэффективных расходов по управлению кадровыми ресурсами и средней наполняемости классов, оптимизация сети общеобразовательных учреждений;

 ликвидация аварийности, формирование современной инфраструктуры образовательных учреждений общего, дополнительного образования, государственной поддержки детства;

 обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности учреждений общего, дополнительного образования, государственной поддержки детства.
 По подпрограмме "Развитие профессионального образования":
 оптимизация структуры и объемов подготовки рабочих и специалистов в соответствии с потребностями регионального рынка труда;

 создание безопасных условий для обучения учащихся и студентов и труда педагогических работников учреждений профессионального образования;

 совершенствование системы финансирования государственных учреждений, подведомственных министерству общего и профессионального образования Ростовской области, на основе государственных заданий для оказания государственных услуг;

 повышение эффективности использования бюджетных средств для подготовки рабочих и специалистов, востребованных на рынке труда;

 повышение уровня заработной платы работников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

 снижение неэффективных расходов по управлению кадровыми ресурсами, оптимизация сети государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

 оптимизация финансирования учреждений профессионального образования;

 формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности регионального рынка труда;

 приведение материальной базы государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и современного производства, модернизация учебно-производственного оборудования;

 разработка и внедрение моделей непрерывного профессионального образования с участием социальных партнеров и привлечением кадрового и материально-технического потенциала реального сектора экономики и социальной сферы;

 внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения;

 формирование системы оценки качества профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования;

 внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;

 повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда;

 развитие кадровых ресурсов системы профессионального образования, совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

 обеспечение социальной поддержки обучающихся государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 совершенствование системы выявления, поддержки и сопровождения талантливой молодежи, обеспечение участия во всероссийских олимпиадах, конкурсах, фестивалях;

 совершенствование воспитательной деятельности и работы по развитию физической культуры и спорта в учреждениях профессионального образования;

 интеграция образования и науки в интересах социально-экономического развития области;

 создание и развитие многоуровневой непрерывной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в интересах хозяйственного комплекса органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области;

 организация работы с одаренными детьми на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет" (далее - Южный федеральный университет);

 развитие интеллектуального и научно-технического потенциала молодежи в Ростовской области

Сроки реализации Программы

-

2010 - 2015 годы

Структура
 Программы, перечень подпрограмм,
 основных направлений и мероприятий

-

в структуру Программы включены:
 Раздел  I .  Содержание проблем и обоснование необходимости их решения программными методами.
 Раздел  II .  Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, а также целевые индикаторы и показатели.
 Раздел  III .  Система программных мероприятий, в том числе ресурсное обеспечение Программы, с перечнем мероприятий с разбивкой по годам, источникам и направлениям финансирования.
 Раздел IV . Нормативное обеспечение Программы.
 Раздел  V .  Механизм реализации Программы, включая организацию управления Программой и контроль за ходом ее выполнения.
 Раздел  VI .  Оценка эффективности реализации Программы.
 Приложение N  1 . Методика оценки эффективности реализации Областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2015 годы".
 Приложение N  2 . Объекты капитального ремонта, строительства, реконструкции, газификации и разработка проектно-сметной документации муниципальных образовательных учреждений.
 Приложение N  3 . Распределение субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов в целях софинансирования особо важных и (или) контролируемых Правительством  Ростовской области объектов и направлений расходования средств за счет средств Фонда софинансирования расходов на 2010 год.
 Приложение N  4 . Распределение субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов в целях софинансирования особо важных и (или) контролируемых Правительством  Ростовской области объектов и направлений расходования средств за счет средств Фонда софинансирования расходов на 2011 год.
 Приложение N  5. Распределение субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов в целях софинансирования особо важных и (или) контролируемых Правительством Ростовской области объектов и направлений расходования средств за счет средств Фонда софинансирования расходов на 2012 год.
 Приложение N  6. Распределение субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов в целях софинансирования особо важных и (или) контролируемых Правительством Ростовской области объектов и направлений расходования средств за счет средств фонда софинансирования расходов на 2013 год.
 Приложение N  7. Распределение субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов в целях софинансирования особо важных и (или) контролируемых Правительством Ростовской области объектов и направлений расходования средств за счет средств фонда софинансирования расходов на 2014 год.
 Приложение N  8. Распределение расходов областного бюджета на капитальный ремонт государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству общего и профессионального образования Ростовской области, на 2010 - 2015 годы.
 Приложение N  9. Положение об условиях предоставления и методике расчета субсидии для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
 Приложение N  10. Реестр инвестиционных проектов (объекты строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящиеся в государственной собственности Ростовской области), включенных в Программу.
 Программа включает в себя 2 подпрограммы:
 "Развитие общего образования" ;

 "Развитие профессионального образования" .
 Подпрограмма "Развитие общего образования" содержит мероприятия по 8 направлениям:
 "Обеспечение доступности, совершенствование содержания и технологий образования" ;

 "Развитие системы обеспечения качества образования" ;

 "Здоровье школьников" ;

 "Выявление и поддержка талантливых детей. Усиление воспитательного потенциала школы" ;

 "Развитие педагогического потенциала" ;

 "Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ;

 "Внедрение новых экономических механизмов финансирования общего образования" ;

 "Обеспечение безопасных условий образовательной деятельности" .
 Подпрограмма "Развитие профессионального образования" содержит мероприятия по 9 направлениям:
 "Оптимизация структуры и объемов подготовки рабочих кадров и специалистов" ;

 "Обеспечение безопасных условий образовательной деятельности" ;

 "Внедрение новых экономических механизмов финансирования профессионального образования" ;

 "Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности регионального рынка труда;
модернизация учебно-материальной базы, совершенствование содержания и технологий образования" ;

 "Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда;
социальная поддержка обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования" ;

 "Выявление и поддержка талантливой молодежи. Усиление воспитательного потенциала учреждений профессионального образования" ;

 "Поддержка высшей школы и использование потенциала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет" (Южный федеральный университет) в интересах социально-экономического развития Ростовской области" ;

 "Модернизация государственно-общественной системы управления содержанием и результатами профессионального образования";

 "Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования"

Исполнители Программы

-

министерство общего и профессионального образования Ростовской области (далее - минобразование области);

 департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области;

 министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области (далее - министерство строительства области);

 государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, подведомственные минобразованию области;

 Союз работодателей Ростовской области

Объемы и
 источники финансирования Программы

-

источники финансирования Программы:
 средства бюджета Ростовской области;

 средства федерального бюджета;

 средства от приносящей доход деятельности государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных минобразованию области;

 средства работодателей;

 объемы финансирования Программы:
 всего  - 124 196 022,6 тыс. рублей,
 в том числе:
 2010 год - 16 149 737,5 тыс. рублей;

 2011 год - 18 544 298,2 тыс. рублей;

 2012 год - 24 175 444,3 тыс. рублей;

 2013 год - 21 748 986,7 тыс. рублей;

 2014 год - 22 419 138,9 тыс. рублей;

 2015 год - 21 158 417,0 тыс. рублей

Ожидаемые
 конечные результаты реализации Программы

-

реализация мероприятий Программы по предварительным оценкам позволит к 2015 году достичь следующих результатов:
 по подпрограмме "Развитие общего образования":
 снижение нагрузки в общеобразовательных учреждениях на 1 персональный компьютер до
 8 обучающихся;

 доведение доли учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии (в том числе информационные коммуникационные технологии) в профессиональной деятельности, в общей численности учителей, до 85 процентов;

 доведение охвата учащихся 8  -  9 классов профориентационными программами до 100 процентов;

 повышение доли учащихся 10  -  11 классов, обучающихся по индивидуальным учебным планам и программам профильного обучения, до 33,3 процента;

 доведение доли общеобразовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения:
 на 1-й ступени - до 100 процентов,
 на 2-й ступени - до 100 процентов (5 классы);

 доведение доли школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников:
 на 1-й ступени - до 100 процентов,
 на 2-й ступени - до 35,5 процента;

 доведение доли учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей,
 до 100 процентов от потребности;

 обеспечение условий для получения общего образования в адекватной форме детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, которым рекомендовано образование в адекватной форме (не менее чем 99 процентов от их числа), успешной социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья;

 введение системы дистанционного обучения для детей-инвалидов (не менее 500 человек);

 увеличение доли общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численност и общеобразовательных учреждений, до 10 процентов;

 увеличение процента охвата детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах,
 до 97 процентов;

 сохранение показателя удовлетворенности потребности в услугах дошкольного образования на уровне не ниже 78,1 процента;

 доведение доли выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, сдавших Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) по русскому языку и математике, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, участвовавших в ЕГЭ по данным предметам,
 до 99,5 процента;

 доведение доли семей, имеющих возможность оперативно в электронном виде получать информацию об успеваемости своих детей, до 96 процентов;

 доведение доли образовательных учреждений, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности на основе системы автоматизированного мониторинга, до 80 процентов;

 охват школьников сбалансированным горячим питанием (не менее чем 78 процентов);

 доведение количества образовательных учреждений области, реализующих программы и технологии здоровьесбережения, до 95 процентов;

 привлечение детского населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом (не менее чем 42 процента от общего числа школьников);

 доведение доли детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования,
 в общей численности детей школьного возраста,
 до 75 процентов;

 увеличение количества обучающихся, принявших участие в олимпиадах регионального и всероссийского уровней, до 2 900 человек в год;

 снижение доли необучающихся детей в возрасте от
 7 до 18 лет, подлежащих обучению, до 0,11 процента;

 повышение до 80 процентов доли обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, задействованных в реализации дополнительных образовательных программ профилактической направленности;

 доведение доли обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, охваченных мероприятиями профилактической направленности,
 до 100 процентов;

 доведение доли общеобразовательных учреждений, имеющих органы государственно-общественного управления, до 100 процентов;

 приведение в соответствие с потребностями системы образования и социальной сферы в Ростовской области структуры и объемов подготовки специалистов со средним педагогическим образованием не менее чем в 100 процентах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования педагогической направленности;

 увеличение д оли выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования педагогической направленности, трудоустроившихся по полученной специальности в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений, не менее чем до
 72 процентов;

 выполнение регионального целевого заказа на подготовку педагогических кадров и специалистов на 100 процентов;

 доведение доли учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и (или) подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности педагогических работников, до 92 процентов от их общего числа;

 повышение доли учителей общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до
 5 лет, не менее чем до 8,2 процента;

 доведение доли молодых учителей, прошедших курс семинаров для молодых учителей, пришедших на работу в общеобразовательные школы, не менее чем до
 8,2 процента;

 повышение доли учителей общеобразовательных учреждений, в возрасте до 29 лет, до 11,2 процента;

 повышение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителям общеобразовательных учреждений до 17 086,5 рублей;

 доведение уровня заработной платы работников общеобразовательных учреждений не ниже
 14 713,7 рубля;

 доведение доли образовательных систем области и муниципалитетов, охваченных процессами переподготовки и повышения квалификации преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования на базе стажировочных площадок, созданных для распространения современных моделей доступного и качественного образования, а также моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием, в общей численности образовательных систем области и муниципалитетов, до 100 процентов;

 увеличение доли детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство),
 до 81,4 процента;

 обеспечение своевременного включения в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья
 (100 процентов нуждающихся);

 формирование государственных заданий для
 100 процентов государственных областных бюджетных и автономных учреждений;

 доведение средней наполняемости классов:
 по городским школам - до 25,3 человека, по сельским школам – до 15,5 человека;

 доведение численности обучающихся, приходящихся на 1 работника, до 7,5 человека;

 Доведение численности обучающихся, приходящихся на 1 учителя, до 15 человек;

 снижение доли общеобразовательных учреждений, здания которых н аходятся в аварийном состоянии,
 в общем количестве общеобразовательных учреждений, до 1,8 процента;

 оснащение учреждений общего, дополнительного образования, учреждений государственной поддержки детства автоматической пожарной сигнализацией -
 100 процентов, кнопками тревожной сигнализации –
 70 процентов;

 оборудование 90 процентов учреждений общего, дошкольного, дополнительного образования, учреждений господдержки детства, оборудованных выводом радиосигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации;

 по подпрограмме "Развитие профессионального образования":
 повышение доли выпускников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся в первый год по полученной профессии, в общей численности выпускников этих учреждений: начального профессионального образования - не менее чем до
 74,0 процента, среднего и высшего профессионального образования – не менее чем до 65,0 процента;

 выполнение регионального заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов (100 процентов);

 оснащение государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных минобразованию области, автоматической пожарной сигнализацией, выводом радиосигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации - 100 процентов, кнопками тревожной сигнализации – 70 процентов;

 оптимизация сети учреждений профессионального образования (сокращение количества государственных образовательных учреждений начального профессионального образования до 66, среднего профессионального образования - до 55);

   100-процентная профилизация государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

 повышение номинальной начисленной заработной платы работников:
 государственных образовательных учреждений начального профессионального образования:
 преподавателей - до 14 067,0 рублей;

 мастеров производственного обучения -
 до 13 885,0 рублей;

 преподавателей государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования - до 16 907,0 рублей;

 обеспечение финансирования 100 процентов учреждений профе ссионального образования на основе нормативов бюджетного (подушевого) финансирования;

 доведение среднеобластного значения показателя количества обучающихся государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, приходящихся на
 1 преподавателя и на 1 мастера производственного обучения, до 25 и 24,5 соответственно;

 доведение среднеобластного значения показателя количества обучающихся государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, приходящихся на
 1 преподавателя и на 1 мастера производственного обучения, до 20,5 и 110 соответственно;

 обеспечение условий подготовки обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и работодателей в 100 процентах государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

 организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации не менее чем 139,0 тысячи человек на базе государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования граждан, занятых на рынке труда;

 доведение доли доходов от реализации программ переподготовки и повышения квалификации в общих доходах учреждений до 10 процентов;

 создание и внедрение модели интегрированной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов с участием социальных партнеров не менее чем в 50 процентах государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

 ежегодный рост числа многоуровневых образовательных комплексов, созданных на ассоциативной основе, не менее чем на 10 процентов;

 подготовка не менее 97 процентов выпускников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования и тарифно-квалификационных характеристик;

 предоставление возможности 100 процентам обучающихся государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования пользоваться при обучении новыми технологиями, в том числе информационными;

 увеличение доли учреждений профессионального образования, в финансировании которых принимают участие предприятия, до 15 процентов;

 доведение доли учреждений профессионального образования, в которых внедряются новые
 программы и модели профессионального образования, до 100 процентов;

 обеспечение сертификации профессиональных квалификаций не менее чем по 40 процентам профессий и специальностей;

 доведение доли лиц, обучающихся по программам профессионального образования, прошедшим общественно-профессиональную аккредитацию,
 до 50 процентов;

 ежегодное обеспечение переподготовки и повышения квалификации не менее 20 процентов педагогических кадров государственных образовательных учреждений начального и сре днего профессионального образования;

 100-процентное наличие у мастеров производственного обучения уровня рабочей квалификации, не ниже присваиваемой выпускникам;

 100-процентный охват детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, мерами социальной поддержки;

 ежегодный рост числа участников всероссийских олимпиад профессионального мастерства, всероссийских фестивалей, конкурсов самодеятельного творчества не менее чем на 10 процентов;

 разработка и реализация в 100 процентах государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных минобразованию области, воспитательных систем;

 вовлечение не менее 80 процентов обучающихся во внеурочную деятельность;

 повышение доли выпускников Южного федерального университета, трудоустроившихся по полученной специальности, до 92 процентов;

 ежегодное увеличение доли охвата одаренных детей, участвующих в мероприятиях, проводимых Южным федеральным университетом, до 7 процентов;

 материальное стимулирование (выплата премий) ежегодно 100 молодых ученых Южного федерального университета за инновационную деятельность;

 выплата именных стипендий Губернатора Ростовской области ежегодно 40 аспирантам, адъюнктам и
 150 студентам, курсантам вузов, расположенных на территории области

Система организации контроля за исполнением Программы

-

минобразование области:
 ежеквартально направляет в министерство экономического развития Ростовской области отчет о финансировании и освоении проводимых мероприятий Программы, а также по запросу министерства экономического развития Ростовской области - статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации Программы, необходимую для выполнения возложенных на него функций;

 ежегодно, в сроки, установленные Порядком принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, сроками разработки прогноза социально-экономического развития области, составления проекта областного бюджета и прогноза консолидированного бюджета Ростовской области на плановый период, в министерство экономического развития Ростовской области - отчеты о ходе работ по Программе, а также об эффективности использов ания финансовых средств.
 Отчеты о ходе работ по Программе по результатам за год и за весь период действия Программы подлежат утверждению постановлением Правительства Ростовской области не позднее одного месяца до дня внесения отчета об исполнении областного бюджета в Законодательное Собрание Ростовской области.
 Оценка эффективности Программы осуществляется в соответствии с Методикой оценки эффективности Областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2015 годы" ( приложение N 1 к Программе)

Раздел I. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения программными методами


Решение комплекса задач, определенных в Программе реализации приоритетных национальных проектов на 2009 - 2012 годы (рассмотрена на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 года), Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 N 803, национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", Программе социально-экономического развития Ростовской области на 2008 - 2012 годы, утвержденной Областным законом от 14.01.2008 N 852-ЗС, требует разработки Областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2015 годы".

Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере образования, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.

Мероприятия Программы затрагивают субъекты системы образования, включая учреждения, подведомственные минобразованию области, а также учреждения, подведомственные органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, призваны решить проблему диспропорций в развитии муниципальных систем образования, сформировать единое образовательное и информационное пространство.

Программа формируется с учетом ориентиров, определенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 25.05.2009 "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах", что обуславливает необходимость жесткой экономии бюджетных средств и решения в приоритетном порядке задач, непосредственно связанных с реализацией полномочий минобразования области.

Минобразование области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых на финансовое обеспечение подведомственных минобразованию области государственных областных учреждений общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования; учреждений государственной поддержки детства (общее количество подведомственных учреждений составляет 197); на финансовое обеспечение выполнения подведомственными минобразованию области государственными автономными учреждениями Ростовской области государственных заданий, средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования, обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях путем перечисления местным бюджетам субвенций, субсидий в части исполнения полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.

Образовательный комплекс в Ростовской области - один из крупнейших в Российской Федерации. Он включает в себя около 3,5 тыс. образовательных учреждений практически всех организационно-правовых форм, типов и видов. В целом в сфере образования области занято свыше 150 тыс. работников.

Один из главных приоритетов Ростовской области - социально-правовая защита детства. В ходе его реализации важное значение придается развитию семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На сегодняшний день в Ростовской области около 14 тыс. детей-сирот, из них более 10 тыс. охвачены различными формами семейного устройства, существуют 128 приемных семей, в которых воспитывается 417 детей. Минобразованием области проводится системная работа по оптимизации сети образовательных учреждений государственной поддержки детей. В 2009 году в Ростовской области функционировало 38 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находилось на воспитании 1 329 детей (в 2008 году - 41 учреждение, 1 530 детей).

Мероприятия Программы направлены на повышение охвата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейными формами устройства, обеспечение своевременной постановки граждан данной категории на квартирный учет.

Актуальной является проблема недостаточной обеспеченности потребности в получении общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и их социализации. В Ростовской области создана стабильная система специального (коррекционного) образования, включающая 30 специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и школ-интернатов с числом обучающихся свыше 4,5 тыс. человек. Коррекционным образованием в среднем по области охвачено около 95 процентов от числа выявленных детей с нарушениями в психическом и физическом развитии. В ближайшие годы рост сети специальных (коррекционных) учреждений не предусматривается. Мероприятия Программы направлены на обеспечение условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья за счет модернизации учебно-материальной базы действующих специальных (коррекционных) школ, а также через интеграцию детей данной категории в массовую школу.

На сегодняшний день в области количество детей-инвалидов, обучающихся индивидуально на дому, составляет 1 614 человек. Из них по программе массовой школы обучается 950 детей-инвалидов. В соответствии с программой реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2012 годы в 2009 году началась реализация направления "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов", что позволит создать условия для получения качественного образования по полной общеобразовательной программе детям-инвалидам, нуждающимся в обучении на дому, в том числе через обеспечение доступа к образовательным интернет-ресурсам. В 2010 – 2011 годах планируется создать условия для организации дистанционного обучения первой группы детей-инвалидов. Реализацию направления предполагается осуществлять на условиях паритетного софинансирования за счет средств федерального и областного бюджетов.

На современном этапе актуальной является проблема совершенствования содержания и повышения качества начального и среднего профессионального образования с учетом современных требований к подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, востребованных на региональном рынке труда. В рамках реализации Комплексного плана мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования Ростовской области на 2007 - 2010 годы, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 05.10.2007 N 386, минобразованием области проведена работа по оптимизации сети учреждений профессионального образования (реорганизовано путем присоединения 5 учреждений начального и 2 - среднего профессионального образования). На 1 января 2009 года в Ростовской области функционировало 87 учреждений начального и 16 – среднего профессионального образования, подведомственных минобразованию области, приняты меры по поэтапному повышению средней наполняемости учебных групп государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. В отдельных учреждениях начального и среднего профессионального образования произведено слияние учебных групп с низкой наполняемостью. Студенты учебных групп заочной формы обучения, численность которых не превышала 10 человек, переведены на экстернатную форму обучения. В 2008 году государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования были получены лицензии на открытие 38 новых профессий и специальностей, востребованных на региональном рынке труда. Мероприятия Программы предусматривают дальнейшую реструктуризацию и оптимизацию сети учреждений начального и среднего профессионального образования и доведение количества государственных образовательных учреждений начального профессионального образования до 66, государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования - до 55 к 2015 году.

С 2009 года проводятся мероприятия по созданию условий для внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования, возросли требования работодателей к качеству подготовки выпускников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

В рамках реализации Комплексного плана мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования Ростовской области на 2007 - 2010 годы минобразованием области ведется работа по модернизации учебно-материальной базы государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, оснащению 14 региональных отраслевых ресурсных центров подготовки рабочих высокой квалификации современным оборудованием. Из областного бюджета только в 2008 году на эти цели израсходованы средства в объеме 100 млн. рублей. Однако этих мер недостаточно. Материальная база государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования морально устарела, необходимо оснащение современным оборудованием, соответствующим требованиям инновационной экономики. Стоит проблема недостаточного соответствия объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования потребностям регионального рынка труда, необходимости обеспечения экономики и социальной сферы области профессиональными кадрами, в том числе педагогическими, в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда. Региональный заказ на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов в учреждениях начального профессионального образования, формируемый ежегодно с учетом прогнозной потребности экономики области, не обеспечивает в полной мере ее потребность как в объемах, так и в профилях подготовки рабочих и специалистов.

Приоритетной является задача ликвидации аварийности учреждений начального и среднего профессионального образования области. Программой предусмотрены мероприятия по капитальному ремонту аварийных объектов.

Существующие проблемы в сфере профессионального образования наиболее целесообразно решать программно-целевым методом, так как он позволяет учесть внешние условия (политические, экономические, социокультурные, демографические), потребности рынка рабочей силы и образовательных услуг, общества, личности, определить цели управления, организационную структуру управления, факторы формирования (количество обучающихся, профиль подготовки, образовательный процесс, маркетинг, взаимосвязь с внешними структурами и др.). В результате это позволит сформировать эффективную систему профессиональной подготовки кадров и специалистов, конкурентоспособных на региональном рынке труда.

Одновременно с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Актуальной является задача развития как специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Важным звеном в системе непрерывного образования, обеспечивающего реализацию образовательных потребностей детей и подростков за пределами основных общеобразовательных программ, развитие творческого потенциала детей являются учреждения дополнительного образования. В области на 1 января 2009 г. функционировало 224 муниципальных и 5 областных учреждений дополнительного образования детей, в которых занималось свыше 228 тыс. детей по 70 направлениям детского творчества и 64 видам спорта. В среднем охват услугами дополнительного образования по области составляет 62,2 процента. Реализация мероприятий Программы позволит повысить охват детей дополнительным образованием до 67 процентов.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, относится к вопросам местного значения муниципальных образований. От грамотного планирования развития муниципальной образовательной сети зависит степень удовлетворения запросов личности и семьи в получении качественных образовательных услуг, соответствующих современным требованиям.

Изменения в демографической структуре детского населения в последние годы привели к тому, что обеспеченность общеобразовательными учреждениями опережает потребность, в области нарастает противоречие между емкостью сети общеобразовательных учреждений и реальным контингентом обучающихся. За период с 2000 по 2008 год численность учеников дневных общеобразовательных учреждений в целом по области сократилась более чем на 178 тыс. человек (на 32 процента). Только в 2008 году их число по сравнению с 2007 годом сократилось на 7,4 тыс. человек (на 2 процента).

В рамках работы по исполнению указов Президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" минобразованием области проводится промежуточный мониторинг достигнутых значений показателей оценки эффективности деятельности, предварительные расчеты объема неэффективных расходов по общему образованию на начало учебного года по каждому муниципальному образованию в динамике по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а также по среднегодовым значениям показателей. Наибольшие неэффективные расходы сформировались по муниципальным общеобразовательным учреждениям. Принятые в 2008 году меры по оптимизации сети общеобразовательных учреждений привели к снижению объема неэффективных расходов, связанных с наполняемостью классов ниже нормативной.

На начало 2009 - 2010 учебного года в результате управленческих мер средняя наполняемость классов муниципальных и государственных общеобразовательных учреждений доведена по городским школам до 25,3 (в 2008 году – 24,4), сельским – до 15,5 (в 2008 году – 14,7). Таким образом, несмотря на снижение контингента обучающихся общеобразовательных учреждений на начало 2009 - 2010 учебного года на 2,6 тыс. человек, показатели средней наполняемости классов в среднем по области удалось довести до уровня не ниже нормативных (в городе – 25, в селе – 14). Это явилось результатом принятых мер по оптимизации сети общеобразовательных учреждений. Количество муниципальных общеобразовательных школ (юридических лиц) сокращено на 25 (в 2009 году – 1 146, в 2008 году – 1 171), их филиалов – на 82 (в 2009 году – 183, в 2008 году – 265), образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста школ – детских садов – на 14 (в 2009 году – 21, в 2008 году – 35). Количество классов и классов-комплектов общеобразовательных учреждений сокращено по сравнению с прошлым учебным годом на 1 173.

В итоге неэффективные расходы, связанные с низкой наполняемостью классов, по предварительным расчетам сведены к нулю. Однако в большей части муниципальных общеобразовательных учреждений остается значительная диспропорция в численности учителей и прочих работников, избыточная численность работников, что приводит к неэффективным расходам по управлению кадровыми ресурсами.

В школах, расположенных в сельской местности, где обучается 38 процентов учащихся, работает 49,9 процента учителей. Если в городах на одного учителя дневных общеобразовательных учреждений в среднем приходится 14,8 учащихся, то в селах - 9,0. Вместе с тем в сельских школах существует и усиливается дефицит квалифицированных учителей по отдельным предметам учебного плана: английский язык, информатика, математика, русский язык и литература, физическая культура, поэтому осуществляется система замены недостающих учителей теми, кто может взять на себя эту нагрузку. Доля учителей, преподающих два и более предметов на селе, значительно превышает аналогичный показатель по городу. В течение ряда лет наблюдается процесс "старения" педагогических кадров. Доля учителей общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет, составляет около 7,5 процента. Анализ показывает рост доли учителей пенсионного возраста (в 2007 году – 15,7 процента, в 2008 году – 19,2 процента).

Среди проблем, связанных с несоответствием состояния образовательной сети, ресурсной емкостью учреждений и контингентом обучающихся остро проявляет себя устаревшая материально-техническая база. Только 54,4 процента школ имеют все виды благоустройства, в том числе городские школы - 94 процента, сельские – 38 процентов. Спортивные залы имеют 92 процента городских и 68 процентов сельских школ, библиотеки – 98 процентов городских и 80 процентов сельских школ, столовые или буфеты – 96 процентов городских и 66 процентов сельских школ, бассейны – 4 процента городских и 0,7 процента сельских школ. Имеет место отставание малокомплектных сельских школ от других учреждений в техническом и информационно-методическом обеспечении. Условия дефицита ресурсов при переходе к новым федеральным государственным образовательным стандартам общего образования второго поколения, к новому содержанию и технологиям общего образования, предпрофильной подготовке и профильному обучению, новым формам контроля и оценки качества процессов и результатов педагогического процесса могут еще более увеличить разрыв между образовательными возможностями сельских и городских жителей.

Одним из эффективных путей создания условий для получения качественного образования детей, независимо от места проживания, является организация образовательного процесса на базе опорных школ. Таких опорных школ в области на сегодняшний день 122. Именно в опорные школы в приоритетном порядке поставляется современное оборудование для оснащения учебных кабинетов.

К 2008 году полностью решена проблема подвоза школьников к месту обучения, что существенно повысило доступность качественного общего образования в сельской местности, 1 129 школьных автобусов подвозят детей к базовым общеобразовательным учреждениям, разработано 1 093 школьных маршрута общей протяженностью 20 263 км. Поставка автобусов в сельские школы позволила улучшить условия обучения более чем 31 тыс. учащихся, большая часть из которых - старшеклассники.

Как отмечено в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 05.11.2008, российская школа не имеет права быть ветхой. В этом направлении в области в течение ряда лет ведется планомерная работа. Только за 2006 - 2008 годы проведен комплексный капитальный ремонт более 500 объектов образования. В рамках реализации Программы запланированы мероприятия, направленные на снижение доли аварийных объектов образования. Задача обеспечения безопасных условий образовательной деятельности, в том числе пожарной и антитеррористической безопасности, должна решаться поэтапно и комплексно.

Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности и беспризорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы.

Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи - системы оценки качества образования. Насущной задачей является создание региональной системы оценки качества образования. Необходимо осуществлять оценку качества при переходе с одной школьной ступени на другую, вводить инновационные механизмы добровольной оценки качества по разным группам образовательных учреждений, включая системы оценивания силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций, участие в международных сопоставительных исследованиях качества образования, создание методики сопоставления качества образования в различных муниципальных образованиях области.

Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Комплексного решения требуют существующие проблемы организации сбалансированного горячего питания школьников, внедрения и трансляции на образовательные учреждения передового опыта использования технологий здоровьесбережения, создания условий для медицинского обеспечения обучающихся на базе школьных медкабинетов, физического воспитания обучающихся и развития массового детского спорта.

Актуальные задачи общего образования по созданию современной школьной инфраструктуры, внедрению в практику образовательной деятельности информационных технологий, профилизации и профориентации, обновлению содержания и структуры общего образования в соответствии с современными требованиями, расширению общественного участия в управлении образованием, внедрению новых экономических механизмов, повышению воспитательного потенциала школы, росту квалификации педагогических кадров, повышению престижа педагогической профессии, выявлению и поддержке одаренных детей, социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно решать только комплексно, посредством реализации Программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»