Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 апреля 2012 года N 312

О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 25.08.2010 N 143

(Утратило силу: постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 595)

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 N 270 "О порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ" и в связи с необходимостью корректировки объемов финансирования на 2012 - 2014 годы Правительство Ростовской области постановляет:

1. Внести в постановление Администрации Ростовской области от 25.08.2010 N 143 "Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011 - 2015 годы" изменения согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области - министра промышленности и энергетики Гребенщикова А.А.

Вице-губернатор

Ростовской области С.И. Горбань

Постановление вносит

комитет по охране окружающей

среды и природных ресурсов

Ростовской области


Приложение
к постановлению Правительства
Ростовской области
от 19.04.2012 N 312

ИЗМЕНЕНИЯ, вносимые в постановление Администрации Ростовской области от 25.08.2010 N 143 "Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011 - 2015 годы"


1. Приложение N 1 изложить в редакции:


"Приложение N 1
к постановлению
Администрации Ростовской
области от 25.08.2011 N 143

Областная долгосрочная целевая программа "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011 - 2015 годы"

ПАСПОРТ Областной долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011 - 2015 годы"


Наименование Программы

-

Областная долгосрочная целевая программа "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области
 на 2011 - 2015 годы" (далее – Программа)

Основание для разработки Программы

-

распоряжение Администрации Ростовской области от 01.04.2010 N 79 "О разработке областной долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области
 на 2011 - 2015 годы"

Государственный заказчик - координатор Программы

-

комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области

Государственные заказчики Программы

-

министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области;

 министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области;

 департамент лесного хозяйства Ростовской области;

 департамент охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Ростовской области

Разработчик
 Программы

-

комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области

Основные цели Программы

-

повышение защищенности окружающей среды от негативных природных явлений и антропогенного воздействия для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека;

 обеспечение сырьевых потребностей хозяйственного комплекса и создание условий для повышения эффективности использования недр Ростовской области;

 обеспечение рационального водопользования на территории Ростовской области;

 сохранение полезных функций лесов и обеспечение их многоцелевого, рационального, непрерывного и неистощительного использования на землях лесного фонда и лесов, находящихся в собственности Ростовской области;

 сохранение и повышение плодородия земель путем создания системы защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения

Основные задачи Программы

-

обеспечение защищенности окружающей среды
 в условиях дальнейшего экономического развития посредством снижения негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности субъектами хозяйственной и иной деятельности;

 оценка состояния окружающей среды с целью принятия своевременных управленческих решений по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности,
 а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

 информационное обеспечение государственного управления в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов и окружающей среды;

   обеспечение охраны объектов животного и растительного мира и среды их обитания, создание условий для их расширенного воспроизводства, а также функционирования сети особо охраняемых природных территорий;

 повышение экологической культуры населения, обеспечение его объективной информацией
 о состоянии окружающей среды;

 организация детско-юношеского экологического движения;

 создание условий для устойчивого водоснабжения объектов экономики и населения области;

 обеспечение функционирования системы управления фондом недр Ростовской области;

 защита территории и населения Ростовской области от негативного воздействия вод;

 оздоровление экологической обстановки
 на водных объектах;

 охрана лесов от пожаров;

 защита лесов;

 воспроизводство лесов и лесоразведение, отвод
 и таксац ия лесосек;

 выполнение мероприятий по агролесомелиорации

Сроки реализации Программы

-

2011 - 2015 годы

Структура Программы, перечень подпрограмм, основных направлений
 и мероприятий

-

Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.
 Раздел II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, а также целевые индикаторы и показатели.
 Раздел III. Система программных мероприятий,
 в том числе ресурсное обеспечение Программы,
 с перечнем мероприятий с разбивкой по годам, источникам и направлениям финансирования.
 Раздел IV. Нормативное обеспечение.
 Раздел V. Механизм реализации Программы, включая организацию управления Программой и контроль за ходом ее реализации.
 Раздел VI. Оценка эффективности реализации Программы.
 Программа включает в себя следующие подпрограммы:
 1. Подпрограмма "Охрана окружающей среды
 в Ростовской области на 2011 - 2015 годы" (приложение N 1 к Программе).
 2. Подпрограмма "Развитие и использование минерально-сырьевой базы в Ростовской области на 2011 - 2015 годы" (приложение N 2
 к Программе).
 3. Подпрограмма "Охрана и рациональное использование водных объектов или их частей, расположенных на территории Ростовской области, на 2011 - 2015 годы" (приложение N 3
 к Программе).
 4. Подпрограмма "Охрана, защита и воспроизводство лесов в Ростовской области
 на 2011 - 2015 годы" (приложение N 4
 к Программе).
 5. Подпрограмма "Агролесомелиорация в Ростовской области на 2011 - 2015 годы" (приложение N 5 к Программе).
 Реестр инвестиционных проектов (объекты строительства, реконст рукции, капитального ремонта), включенных в Программу (приложе-ние N 6 к Программе).
 Методика оценки эффективности Программы (приложение N 2 к настоящему постановлению).

Исполнители Программы

-

комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области (далее - Ростоблкомприрода);

 министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - минсельхозпрод области);

 министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области (далее - министерство строительства РО);

 департамент лесного хозяйства Ростовской области (далее - ДЛХ РО);

 департамент охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Ростовской области (далее - Депохотрыбхоз РО);

 государственное природоохранное учреждение Ростовской области "Природный парк "Донской" (далее - ГПУ РО "Природный парк "Донской");

 государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Дирекция государственных природных заказников областного значения";

 администрации муниципальных образований
 в случае принятия их представительными органами соответствующих решений

Объемы и источники финан сирования Программы

-

общий объем финансирования Программы составляет 2 691 869,5 тыс. рублей, в том числе:
 за счет средств федерального бюджета -
 558 858,8 тыс. рублей, в том числе:
 в 2011 году - 164 620,3 тыс. рублей;

 в 2012 году - 128 410,1 тыс. рублей;

 в 2013 году - 131 717,6 тыс. рублей;

 в 2014 году - 134 110,8 тыс. рублей;

 в 2015 году - * тыс. рублей;

 (здесь и далее: * - средства федерального бюджета включаются в Программу при условии отражения их в федеральном законе о федеральном бюджете, иных федеральных нормативных правовых актах);

 за счет средств областного бюджета -
 2 121 549,3 тыс. рублей, в том числе:
 в 2011 году - 314 672,3 тыс. рублей;

 в 2012 году - 365 355,1 тыс. рублей;

 в 2013 году - 439 623,1 тыс. рублей;

 в 2014 году - 418 951,5 тыс. рублей;

 в 2015 году - 582 947,3 тыс. рублей;

 за счет средств местных бюджетов -
 11 461,4 тыс. рублей, в том числе:
 в 2011 году - 11 461,4 тыс. рублей;

 в 2012 году - ** тыс. рублей;

 в 2013 году - ** тыс. рублей;

 в 2014 году - ** тыс. рублей;

 в 2015 году - ** тыс. рублей
  (здесь и далее: ** - объем финансирования будет уточнен после принятия соответствующих программ органами местного самоуправления муниципальных образований).
 Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат уточнению
 в установленном порядке

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

увеличение объема информации о состоянии окружающей среды, полученной на основании мониторинговых исследований, поступающей
 для анализа в Ростоблкомприроду;

 уменьшение количества несанкционированных свалок и объектов размещения отходов;

 увеличение объема информации системы учета субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

   увеличение количества видов и численности особей красн окнижных растений и животных,
 в отношении которых реализованы меры охраны путем создания особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) и проведения биотехнических мероприятий;

 увеличение количества культивируемых редких видов растений в питомнике краснокнижных видов и мест их пересадки в естественные условия произрастания;

 увеличение численности ценных в хозяйственном, культурном и научном отношении видов животных на территории особо охраняемых природных территорий регионального значения путем создания вольерных комплексов для их разведения и формирования мощных группировок маточного поголовья данных видов;

 увеличение количества животных, выращенных в вольерных условиях и расселенных на места их исконного обитания (реакклиматизация);

 улучшение среды обитания объектов животного мира за счет проведения биотехнических мероприятий;

 формирование экологического сознания и повышение уровня экологической культуры населения области;

 переутверждение запасов трех и подготовка для включения в государственный баланс запасов подземных вод Ростовской области десяти месторождений подземных вод, в результате чего будет обеспечена потребность в воде для
 217 166 жителей населенных пунктов области, испытывающих недостаток в водных ресурсах;

 ежегодная выдача 25 лицензий на право пользования недрами;

 ежегодное проведение 24 государственных экспертиз запасов общераспространенных полезных ископаемых;

 предотвращение ущерба от негативного воздействия вод в результате проведения мероприятий по расчистке русел рек на сумму
 1 061,8 млн. рублей;

 предотвращение ущерба в результате реализации мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС) на сумму 1 812,0 млн. рублей;

 предотвращение ущерба от негативного воздействия вод в результате проведения берегоукрепительных мероприятий на сумму
 1 438,0 млн. рублей;

 сокращение количества бесхозяйных ГТС на территории области на 259 единиц путем их принятия в муниципальную собственность
 (за счет предоставления субсидий областного бюджета бюджетам муниципальных образований);

 увеличение протяженности участков водных объектов, в отношении которых реализованы мероприятия по оздоровлению и восстановлению,
 на 32,68 км;

 увеличение протяженности береговой линии водных объектов (участков водных объектов), испытывающих антропогенное воздействие, для которых установлены (нанесены на земле-устроительные карты) водоохранные зоны водных объектов, на 6 026,2 км;

 увеличение протяженности вынесенных в натуру водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на 4 030,8 км;

 выполнение работ по расчистке нерестовых рек
 в объеме 36,0 тыс. м3;

 обеспечение ежегодного снижения площади фонда лесовосстановления;

 увеличение к 2015 году площади ежегодно создаваемых агролесомелиоративных защитных лесных насаждений до 2 500 га;

 сокращение количества пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов, хранящихся на территории области

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за реализацией Программы осуществляют по итогам каждого года Правительство Ростовской области и Контрольно-счетная палата Ростовской области
 в соответствии с их полномочиями, установленными областным законодательством

Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Ростовская область относится к промышленно развитым регионам с крупными предприятиями авиационного, машиностроительного, химического, сельскохозяйственного и жилищно-коммунального комплексов, а также предприятиями производства строительных материалов.

Однако обратной стороной высокого уровня развития промышленности и сельского хозяйства в области является усиление негативного воздействия на окружающую среду.

Экологические проблемы Ростовской области типичны для многих регионов России: высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, особенно в крупных городах, нерешенные проблемы утилизации отходов производства и потребления, загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами, деградация почвенного покрова (эрозия, заболачивание, засоление почв и др.), неудовлетворительное состояние лесонасаждений, рост антропогенного воздействия на биоразнообразие, проблемы, возникшие в результате реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса.

Одним из ключевых направлений развития Ростовской области является повышение уровня и качества жизни населения. Высокое качество жизни и здоровья населения, а также устойчивое экономическое развитие области могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Для решения данной проблемы была разработана и успешно реализована Областная целевая программа в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на 2007 - 2010 годы. Но в силу объективных финансово-экономических причин перечень мероприятий данной программы и объемы их финансирования были значительно сокращены.

Однако перспективное решение проблем экологии и природопользования на территории области требует обеспечения непрерывного и комплексного подхода с использованием программно-целевого метода, что обусловило необходимость разработки Областной долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011 - 2015 годы".

Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования на территории Ростовской области, осуществление которых будет способствовать обеспечению экологической безопасности, устойчивому функционированию естественных экологических систем, сохранению биоразнообразия, защите территорий и населения Ростовской области от негативного воздействия вод, обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Ростовской области, оздоровлению экологической обстановки на водных объектах, обеспечению сырьевых потребностей хозяйственного комплекса и созданию условий для повышения эффективности использования недр Ростовской области, повышения лесистости территории области. Выбор мероприятий Программы основан на анализе экологической ситуации в Ростовской области, выявившем наиболее острые проблемы.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации определено, что обеспечение экологической безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет экологическую безопасность как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий.

Обеспечение экологической безопасности на территории области является одним из важных факторов реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, а также необходимым условием улучшения качества жизни и здоровья населения.

Одной из наиболее серьезных экологических проблем в Ростовской области (особенно в ее крупных городах), от решения которой зависит состояние здоровья населения, является загрязнение атмосферного воздуха.

Анализ состояния атмосферного воздуха за последние годы выявил неуклонный рост объемов выбросов загрязняющих веществ. Ежегодно в области увеличивается количество автотранспорта, и в настоящее время он является крупнейшим загрязнителем окружающей среды.

Объем загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от стационарных источников, составляет 26,2 процента от общего объема выбросов, тогда как доля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от автотранспортных средств в Ростовской области достигла 73,8 процента от общего объема выбросов.

Эксплуатация автотранспорта представляет реальную угрозу обеспечению экологической безопасности в области. Так, по результатам мониторинга загрязнения атмосферного воздуха вредными примесями практически во всех крупных городах области (Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Шахты, Волгодонск, Цимлянск, Новочеркасск) характерно превышение над средними по стране уровнями загрязнения взвешенными веществами (пылью), оксидом углерода, окислами азота, формальдегидом. Уровень загрязнения воздуха диоксидом серы в Новочеркасске достиг среднего уровня по стране. Загрязнение атмосферного воздуха формальдегидом в городах Азове, Волгодонске, Новочеркасске и Таганроге выше среднего по стране. Уровень загрязнения воздуха бенз(а)пиреном, веществом первого класса опасности, во всех городах области ниже среднего по стране, однако он везде превышает санитарно-гигиенический норматив качества и остается приоритетной примесью.

Практически все водоисточники Ростовской области, как поверхностные, так и подземные, подвергаются антропотехногенному воздействию с различной степенью интенсивности, что подтверждается результатами многолетнего мониторинга загрязнения рек Ростовской области, водных объектов в зонах влияния шахт Восточного Донбасса и очистных сооружений области.

Максимальное антропогенное воздействие в Ростовской области приходится на реку Дон, малые реки, расположенные между реками Дон и Северский Донец, где сосредоточены основные промышленные центры, а также в зоне орошаемого земледелия. Уровень загрязнения воды по бассейну реки Дон колеблется от "умеренно загрязненной" до "очень грязной". Основными загрязняющими показателями являются сульфаты, соединения железа, органические соединения, соединения магния, нефтяные углеводороды, соединения меди.

Причинами загрязнения водных объектов является сброс в природные водные объекты неочищенных, недостаточно очищенных и необеззараженных сточных вод с коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, а также сброс без очистки ливневых, талых, шахтных, дренажных вод с оросительных систем, длительные сроки навигации, неудовлетворительное состояние прибрежных зон.

Многолетние мониторинговые исследования земель сельскохозяйственного назначения неоспоримо доказывают, что многоотраслевое сельскохозяйственное производство оказывает значительное отрицательное воздействие на земельные ресурсы области и окружающую среду. На сельскохозяйственных угодьях наблюдается прогрессирующее распространение негативных процессов: водная эрозия, дефляция, дегумификация, засоление, осолонцевание, переуплотнение, переувлажнение, опустынивание, загрязнение радионуклидами, загрязнение тяжелыми металлами.

Государственный контроль в области охраны окружающей среды как система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений природоохранного законодательства, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, является одним из основных элементов обеспечения экологической безопасности.

В соответствии с целями и задачами государственного контроля в области охраны окружающей среды государственными инспекторами Ростовской области по охране природы при проведении контрольных мероприятий выявляются нарушения и принимаются меры по снижению негативного воздействия.

В соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р, стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

На основании указанного нормативного правового акта, а также на основании решения Законодательного Собрания Ростовской области в рамках "правительственного часа" по вопросу "Об обеспечении экологической безопасности на территории Ростовской области" в рамках Программы планируется разработка концепции экологической безопасности Ростовской области.

В течение длительного времени мировым сообществом обсуждается вопрос изменения климата и его последствий. Для снижения техногенного воздействия на окружающую среду принимается ряд мер, в том числе большой группой государств подписан Киотский протокол, предусматривающий ограничение выбросов парниковых газов. В 2004 году Российская Федерация, ратифицировав Киотский протокол, взяла на себя обязательства по поддержанию выбросов парниковых газов на уровне 1990 года. Дополнительных мер по их ограничению не принималось, так как прямая зависимость процессов изменения климата от парниковых выбросов не доказана. Однако, учитывая возможные изменения климата, Президентом Российской Федерации 17 декабря 2009 г. утверждена Климатическая доктрина Российской Федерации.

Для обеспечения безопасного и устойчивого развития Ростовской области в условиях изменяющегося климата необходимо принятие превентивных мер для эффективного реагирования на опасные погодно-климатические явления и адаптации различных секторов экономики, населения и окружающей среды в условиях изменения климата.

Одним из наиболее актуальных направлений природоохранной политики России является сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого использования природных ресурсов. Его практическая реализация невозможна без существования эффективной системы ООПТ.

На территории Ростовской области в настоящее время расположены следующие ООПТ: государственный природный биосферный заповедник "Ростовский" (9,46 тыс. га), государственный природный заказник федерального значения "Цимлянский" (45 тыс. га), природный парк "Донской" областного значения (40,96 тыс. га), 70 памятников природы областного значения (общая площадь - 20,47 тыс. га), 7 особо охраняемых природных территорий местного значения (общая площадь – 106,65 тыс. га).

По рекомендациям Международного союза охраны природы площадь особо охраняемых природных территорий субъекта Российской Федерации должна составлять не менее 10 процентов. Данный показатель является одним из признаков цивилизованности региона.

Общая площадь ООПТ Ростовской области составляет 222,54 тыс. га, или 2,2 процента площади Ростовской области. Этот показатель по России равен 9,8 процента от общей площади суши, в Южном федеральном округе - 10,6 процента (в Астраханской области - 4,5 процента, в Волгоградской области – 8,6 процента, в Республике Калмыкия - 14,3 процента, в Республике Адыгея – 14,8 процента, в Краснодарском крае – 23,3 процента).

Увеличение общей площади территорий природно-заповедного фонда области возможно за счет создания новых и расширения существующих ООПТ, что потребует направления на указанные цели финансовых средств областного бюджета.

В соответствии с данной задачей в Ростовской области создано ГБУ РО "Дирекция государственных природных заказников областного значения" и идет формирование четырех новых ООПТ областного значения - государственных природных заказников.

Одной из стратегических задач природоохранной деятельности является сохранение и поддержка биологического разнообразия региона. При этом уровень антропогенного воздействия на объекты животного мира в области достаточно высок. Это вызвано как причинами общего характера, такими как высокая плотность населения, открытость территории, так и прямым воздействием на объекты животного мира - высокой химизацией сельского хозяйства и промышленности, изъятием животных вследствие охоты и добычи водных биологических ресурсов.

В связи с указанными причинами основной задачей в сфере сохранения объектов животного мира является их искусственное воспроизводство с последующим выпуском, а также повышение защитных, кормовых, гнездовых свойств угодий за счет проведения комплекса биотехнических мероприятий.

Кроме того, в связи с регистрацией очагов африканской чумы свиней и снижением численности кабана в области требуется проводить работы по замещению данного массового вида копытных на другие, такие как лань, косуля, европейский и пятнистый олень.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из полномочий субъекта Российской Федерации является ведение Красной книги субъекта Российской Федерации.

Мероприятия в рамках ведения Красной книги Ростовской области относятся к наиболее эффективным мерам по организации охраны животного и растительного мира, сохранения и восстановления среды их обитания и произрастания.

Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Экологической доктриной Российской Федерации в числе принципов государственной политики в области экологии определены открытость экологической информации, участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

При этом уровень экологической культуры и экологического сознания части населения области, включая руководителей хозяйствующих субъектов, остается довольно низким, что зачастую является причиной осуществления деятельности, негативно влияющей на состояние окружающей среды. С другой стороны, средствами массовой информации не всегда в полной мере обеспечивается предоставление населению объективной информации о состоянии окружающей среды.

Для решения указанных проблем необходимо формирование экологического сознания и повышение уровня экологической культуры населения области путем его информирования о состоянии окружающей среды и привлечения к участию в мероприятиях, направленных на охрану окружающей среды.

Особое положение занимают работы по поиску, оценке и разведке запасов подземных вод. Необходимость активного использования месторождений пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения обусловлена несоответствием санитарно-гигиеническим нормативам качества воды основных источников водоснабжения жителей Ростовской области - реки Дон и ее притоков. Сельские населенные пункты 25 районов области (Боковский, Верхнедонской, Веселовский, Егорлыкский, Заветинский, Зимовниковский, Кагальницкий, Кашарский, Куйбышевский, Мартыновский, Матвеево-Курганский, Милютинский, Морозовский, Миллеровский, Сальский, Обливский, Октябрьский, Песчанокопский, Ремонтненский, Родионово-Несветайский, Советский, Тарасовский, Целинский, Чертковский, Шолоховский), города Восточного Донбасса (г. Гуково, г. Донецк, г. Зверево, г. Миллерово, г. Красный Сулин, г. Белая Калитва) и г. Сальск обеспечиваются в основном за счет источников подземных вод. Вместе с тем в ряде районов области, испытывающих дефицит в водных ресурсах, отсутствуют разведанные запасы воды питьевого качества.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»