АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2010 года N 338
О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 01.11.2010 N 277
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства РО от 25.09.2013 N 603.
____________________________________________________________________
В соответствии с Областным законом от 03.08.2007 N 743-ЗС "О бюджетном процессе в Ростовской области" и в целях обеспечения эффективного функционирования системы программно-целевого управления
постановляю:
1. Внести в приложение к постановлению Администрации Ростовской области от 01.11.2010 N 277 "Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2013 годы" изменения, изложив его в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Предусмотреть, что финансирование мероприятий в объемах, предусмотренных Областной долгосрочной целевой программой "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2013 годы", осуществляется в рамках средств, предусмотренных в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на министра жилищно-коммунального хозяйства области Сидаша С.Б.
Глава Администрации
(Губернатор) области
В.Ю. Голубев
Постановление вносит
министерство жилищно-коммунального
хозяйства области
Приложение
к постановлению
Администрации
Ростовской области
от 6 декабря 2010 года N 338
ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2013 годы"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | - | Областная долгосрочная целевая программа "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2013 годы" (далее - Программа) |
Основание | - | распоряжение Администрации Ростовской области от 12.08.2010 N 94 "О разработке областной долгосрочной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2013 годы" |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | министерство жилищно-коммунального хозяйства области (далее - министерство ЖКХ области) |
Государственные заказчики Программы | - | министерство ЖКХ области; |
Разработчик | - | министерство ЖКХ области |
Основная цель | - | создание условий для приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания населения Ростовской области, улучшение экологической ситуации |
Основные задачи | - | создание системы эффективного управления в коммунальном секторе; |
Сроки реализации Программы | - | 2011-2013 годы |
Структура Программы, основные мероприятия Программы | - | Паспорт Программы. |
Исполнители | - | министерство ЖКХ области; |
Объемы | - | 14477746,8 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | в результате реализации Программы планируется: |
Система организации контроля за исполнением Программы | - | контроль за ходом реализации Программы осуществляет Администрация Ростовской области, министерство экономического развития Ростовской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными федеральным и областным законодательством |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В настоящее время деятельность коммунального комплекса Ростовской области характеризуется неравномерным развитием систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, высоким уровнем износа объектов коммунальной инфраструктуры, низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.
Данная ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве порождена неудовлетворительным финансовым положением предприятий, осуществляющих деятельность в указанной сфере, высокими затратами и отсутствием экономических стимулов снижения издержек, неэффективной системой управления, неразвитостью конкурентной среды.
Одной из причин высокой степени износа основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов.
Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на коммунальные услуги с использованием нормативной рентабельности не стимулирует организации коммунального комплекса к снижению собственных издержек.
По многим муниципальным образованиям отмечается несоответствие требуемого и фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем уступил место аварийно-восстановительным работам.
Следствием высокого износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей.
Для повышения качества коммунальных услуг, снижения износа основных фондов, решения экологических вопросов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунального комплекса при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг, обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
В 2009 году (данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области - далее Ростовстат) объем инвестиций в коммунальный сектор Ростовской области, освоенный крупными и средними организациями, составил 4865,9 млн. рублей, из них на долю внебюджетных средств (частных инвестиций) приходилось 2142,3 млн. рублей, или 44 процента.
Общая ежегодная потребность в средствах на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области оценивается более чем в 15,0 млрд. рублей. Такой объем инвестиций не может быть обеспечен только за счет инвестиционных составляющих тарифа и бюджетных вложений, требуется создание условий для привлечения внебюджетных источников. Поэтому основная система мер в рамках Программы направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального сектора экономики Ростовской области.
В настоящее время в Ростовской области эксплуатируется 1574 водопровода и отдельных водопроводных сетей, в том числе в сельской местности эксплуатируется 1440 (91,5 процента). Сельские водопроводы, как правило, небольшой производительностью, имеют высокий уровень износа сетей и подают воду в объеме 47 процентов, не соответствующую нормативам СанПиНа по качеству питьевой воды. Доля населенных пунктов области, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества, в 2009 году составила 67,6 процента.
Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют более 40 процентов, а в ряде шахтерских городов достигают 60 процентов. Одним из последствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения Ростовской области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Для сравнения, в целом по Российской Федерации доля непроизводительных потерь воды, не приносящих прибыль, составляет 25 процентов от общего объема забора. Потери воды в сетях водоснабжения составляют в среднем 20 процентов от общего объема подачи в сеть.
Основными причинами высоких потерь воды являются изношенность сетей и отсутствие систем противоаварийной защиты.
В области по итогам 2009 года (данные Ростовстата) объем подачи воды насосными станциями 1-го подъема составил 482 млн. м(3), при этом установленная производственная мощность их - 4,2 млн. м(3)/сут., или 1533 млн. м(3)/год. Установленная производственная мощность водопроводных очистных сооружений - 1,7 млн. м(3)/сут., или 615 млн. м(3)/год. Пропуск воды через очистные сооружения водоснабжения за 2009 г. - 382 млн. м(3), в том числе нормативно очищенной - 358 млн. м(3).
Одиночное протяжение водопроводных сетей составляет:
водоводов - 5889,9 км, в том числе нуждающихся в замене - 2364,4 км (40 процентов);
уличной водопроводной сети - 15903,2 км, в том числе нуждающейся в замене - 8144,7 км (51 процент);
внутриквартальной и внутридворовой сети - 2523,8 км, в том числе нуждающейся в замене - 1059,6 км (42 процента).
В целом по Ростовской области 47,6 процента водопроводных сетей нуждается в замене. По данным технической инвентаризации, на 01.01.2009 в Российской Федерации 30 процентов сетей водоснабжения и канализации требовали замены.
В 2009 году заменено 381,8 км водопроводных сетей, или 1,6 процента от общей протяженности, в том числе:
водоводов - 54,2 км;
уличной водопроводной сети - 295,9 км;
внутриквартальной и внутридворовой сети - 31,7 км.
Количество аварий и прорывов на объектах водоснабжения в области за последние годы увеличивается. В целом по области на трубопроводах систем водоснабжения, по данным мониторинга, в 2009 году составило 49095 ед. (2 аварии на 1 км).
Централизованным водоснабжением охвачено 80,7 процента населения в Ростовской области, в городах области - 91,9 процента, в сельской местности - 65,9 процента. Для сравнения, в Российской Федерации 22 процента населения не обеспечены услугами централизованного водоснабжения.
Количество сельских населенных пунктов, имеющих централизованное водоснабжение, составляет 1288 - 56,6 процента от их общего числа.
Для питьевых целей более 7 процентов населения области использует воду из общественных и индивидуальных колодцев, качество которых не отвечает гигиеническим требованиям, предъявляемым к питьевой воде по химическим и микробиологическим показателям.
В целом по области около 100 тыс. населения обеспечивается привозным водоснабжением, которое не гарантирует эпидемиологическую безопасность питьевой воды.
По состоянию на 01.01.2010 доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованием безопасности, в общей численности населения области составляет 83,7 процента (данные Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, далее - Роспотребнадзор).
Основными источниками водоснабжения в области по объему поднятой воды являются поверхностные источники (80 процентов), на долю подземных источников приходится 20 процентов.
На территории Ростовской области, по данным Роспотребнадзора, сохраняется высокое химическое и, особенно, микробное загрязнение воды поверхностных водоемов в местах водозаборов, черте населенных мест и зонах рекреаций. Степень микробиологического загрязнения воды в местах водозаборов ежегодно составляет от 26 до 40 процентов. В зонах рекреаций и черте населенных мест не отвечает гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям до 45 процентов проб воды.
Причинами загрязнения поверхностных водных объектов в области являются сброс неочищенных, недостаточно очищенных и не обеззараженных сточных вод с коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, а также сброс ливневых, таловых, шахтных, дренажных вод с оросительных систем.
В Ростовской области из 2282 населенных пунктов централизованные системы канализации имеют только 101 (4,4 процента), на территории которых размещается 77 очистных сооружений канализации по очистке хозяйственно-бытовых сточных вод. Санитарно-техническое состояние 40 процентов сооружений канализации является неудовлетворительным. Из 4867,2 км канализационных коллекторов и сетей 1946 км нуждаются в замене (40 процентов). В 2009 году заменено 20,3 км канализационных сетей.
Обеззараживание сточных вод осуществляется на 40 (52 процента) из 77 очистных сооружений канализации, в основном хлорсодержащими реагентами.
В 2009 году, по данным Ростовстата, пропущено всего сточных вод через канализационные системы 207,8 млн. м(3), в том числе:
от населения - 119,7 млн. м(3);
от бюджето-финансируемых организаций - 18,1 млн. м(3);
от промышленных предприятий - 40,0 млн. м(3).
Пропущено за 2009 год всего сточных вод через очистные сооружения 196,6 млн. м(3), в том числе:
на полную биологическую очистку (физико-химическую) 195,0 млн. м(3), из них: нормативно очищенной 38,7 млн. м(3) (20 процентов), недостаточно очищенной 156,3 млн. м(3) (80 процентов).
Для сравнения, в Российской Федерации не проходят полную биологическую очистку 12,3 процента сточных вод. Из сточных вод, проходящих очистку, до нормативных требований доводится менее половины (46,4 процента), одна треть канализационных сетей нуждается в замене.
В неудовлетворительном состоянии находятся очистные сооружения канализации в городах Гуково, Красный Сулин, Пролетарск, Миллерово, Морозовск, Константиновск, Аксай, Сальск; в поселках Гигант Сальского района, Персиановский Октябрьского района, селе Песчанокопском, станице Обливская и других муниципальных образованиях области, что приводит к сбросу практически неочищенных и необеззараженных сточных вод в водные объекты и на рельеф местности, загрязняя водоемы, почву и подземные воды.
В Ростовской области 89 предприятий коммунального хозяйства применяют прямое хлорирование в обработке воды и стоков, при этом эксплуатация их относится к эксплуатации химически опасных объектов ВКХ. Более половины предприятий перевозят баллоны с хлором автомобильным транспортом самостоятельно. Общий объем годового потребления хлора предприятиями коммунального комплекса области составляет 3249 тонн, суточный - 8900 тонн, разрешенный 15-суточный запас хлора на объектах, использующих жидкий хлор, составляет 133,5 тонны.
Ужесточение требований к опасным производственным объектам, построенным в 50-60 годы без учета задач по антитеррористической безопасности, вынуждает проводить дорогостоящую реконструкцию объектов, что приводит к значительному повышению услуг ЖКХ. В перспективе развития систем коммунального комплекса в области необходимо отказаться от использования хлора в технологии обеззараживания воды и перейти к альтернативным технологиям. Такое решение позволит уйти от химически опасных производственных объектов, значительно снизить затраты по выполнению требований ПБХ, а главное - гарантировать безопасность населения.
К основным проблемам в состоянии водоснабжения и водоотведения населения области можно отнести:
дефицит в доброкачественной воде, обусловленной недостаточной мощностью отдельных водопроводов, нерациональным ее использованием в летний период года на полив приусадебных участков, значительными потерями воды в изношенных системах транспортировки;
использование водоисточников и питьевой воды, не отвечающих гигиеническим требованиям, без очистки и обеззараживания, отсутствие зон санитарной охраны источников водоснабжения;
большинство разведанных участков месторождений подземных вод не востребовано из-за удаленности от потребителей и необходимости прокладки магистральных водоводов;
неудовлетворительное санитарно-техническое состояние канализационных сооружений и сетей, отсутствие в крупных городах развитой системы ливневой канализации, низкий уровень обеспеченности сельских населенных пунктов канализационными системами;
ухудшение качества воды поверхностных и подземных водных объектов, в ряде случае до уровня, делающего их непригодными для хозяйственно-питьевого, а иногда и технического водоснабжения.