Действующий

Об утверждении Комплекса мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области на 2011-2013 годы

3.2. Розничная торговля


Позитивные тенденции, наблюдаемые в донской экономике с начала 2010 года, обусловили рост реальных доходов населения (105,2 процента) и повышение покупательской активности населения области, вследствие чего в розничной торговле наблюдалось восстановление оборота розничной торговли, который после глубокого спада в 2009 году (84,7 процента к уровню 2008 года) по итогам 2010 года превысил уровень предыдущего года в сопоставимых ценах на 9,6 процента.

В течение 2010 года для всех институциональных секторов, осуществляющих продажу товаров населению в области, была характерна положительная динамика оборота розничной торговли. Так, оборот крупных и средних организаций возрос по сравнению с предыдущим годом на 17,2 процента, субъектов малого предпринимательства - на 5,9 процента. В целом по торгующим организациям, включая индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), наблюдались высокие темпы прироста оборота (на 11,5 процента) к уровню 2009 года. Соответственно их доля в структуре формирования оборота розничной торговли в 2010 году составила 88 процентов (против 86,5 процента в 2009 году), в том числе доля крупных организаций и субъектов среднего предпринимательства - 37 процентов (против 36,1 процента в 2009 году), доля индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю вне рынка, - 28,1 процента (против 27,1 процента), доля предприятий малого бизнеса - 22,9 процента (против 23,3 процента).

Вследствие продолжающейся тенденции прекращения деятельности рынков, не соответствующих современным требованиям, объем продаж на розничных рынках и ярмарках по итогам 2010 года сократился на 2,5 процента; их доля в структуре формирования оборота розничной торговли сократилась до 12 процентов против 13,5 в 2009 году.

Сокращение доли малых предприятий в структуре формирования розничного товарооборота в последние годы обусловлено наращиванием оборотов международными, федеральными и региональными торговыми сетями, доля которых в обороте крупных, средних организаций и малых предприятий составила в 2010 году 39 процентов (против 36,6 процента в 2009 году) и в общем объеме оборота розничной торговли области - 17,6 процента (в 2009 году - 16,4 процента). Наряду с прочно занявшими свою нишу на потребительском рынке области гипермаркетами "Окей", "Ашан", "ИКЕА", "Леруа Мерлен", "Реал", розничной сетью "Перекресток", гипермаркетом бытовой техники и электроники "Медиа Маркт", супермаркетами "Солнечный круг", в 2010 году открылись крупные гипермаркеты "Лента" в Аксайском районе и "Магнит" в г.Шахты. Дальнейшее распространение получила сеть супермаркетов "Пятерочка".

Развитие сетевой торговли продолжалось не только в городах, но и в сельской местности, где активно функционирует краснодарская сеть "Магнит".

Вследствие опережающих темпов прироста оборота розничной торговли непродовольственных товаров (12,6 процента к уровню 2009 года) по сравнению с продовольственными (6,5 процента) продолжалась тенденция увеличения доли непродовольственных товаров в макроструктуре оборота розничной торговли (51,9 процента против 51 в 2009 году) при снижении доли продовольственных товаров (48,1 процента против 49).

В течение 2010 года продолжалась тенденция наращивания оборота розничной торговли организаций с видом деятельности "торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт" вследствие активизации автокредитования и реализации проекта по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию. По итогам 2010 года зафиксировано превышение объемов 2009 года в сопоставимых ценах на 17,1 процента.

По величине оборота розничной торговли в Ростовской области лидирует г.Ростов-на-Дону, где формируется более половины объема продаж в целом по области. В расчете на душу населения наибольший оборот розничной торговли в 2010 году сложился в Аксайском районе (278 тыс. рублей), городах Ростов-на-Дону (222,4 тыс. рублей), Волгодонск (122,9 тыс. рублей), Новочеркасск (122,5 тыс. рублей) и Таганрог (102,3 тыс. рублей). Именно в эти муниципальные образования в первую очередь пришли крупные сетевые операторы.

Расширение и укрупнение торговых сетей является одним из основных направлений развития розничной торговли. Их конкурентными преимуществами перед автономными магазинами являются: возможность централизованной закупочной политики, высокотехнологичная логистика, эффективная ассортиментная политика, популярная торговая марка, единое информационное пространство, автоматизация технологических процессов и т.д.

В среднесрочной перспективе сохранится тенденция активного развития торговых сетей разного формата и некоторого сокращения удельного веса субъектов малого предпринимательства в общем обороте розничной торговли. Число автономных магазинов будет постепенно сокращаться в крупных городах и, прежде всего, в г.Ростове-на-Дону.

Перспективы развития у небольших торговых предприятий есть в специализированных нишах (магазины с узким ассортиментом товаров значительной насыщенности), в зонах жилой застройки (небольшие "магазины у дома" и нестационарные торговые объекты, торгующие товарами первой необходимости), в небольших населенных пунктах, где крупным розничным операторам работать невыгодно из-за больших потерь на логистику без эквивалентной отдачи.

Концентрация в сфере розничной торговли, в том числе развитие сетевой торговли, влечет за собой определенное ограничение конкуренции, выражающееся в затруднении доступа на рынок поставщиков - предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей, которые зачастую не в состоянии обеспечить выполнение основных требований, предъявляемых на сегодняшний день торговыми сетями к поставщикам сельхозпродукции:

требования к качеству, сроку годности продукции;

требования по объемам, бесперебойности и ритмичности поставок, которые могут достаточно динамично варьироваться;

требования к узнаваемости торговой марки (сети охотнее вступают во взаимодействие с производителями брендированной продукции);

требования к упаковке продукции (поставляемая продукция должна быть упакована в определенные виды упаковки и определенным способом);

требование по специфическому штрихкодированию продукции;

логистические требования сетей (во многом транспортировка продукции осуществляется поставщиком; доставка товаров осуществляется на евро-поддонах);

требования к финансовой устойчивости поставщика, его финансовым и производственным показателям, размеру уставного капитала и др.;

требования к сертификации продукции (в основном - наличие продукции, соответствующей ГОСТам, и сертификат на соответствие стандартам ISO 9000).

Кроме того, приветствуется инновационная составляющая и эксклюзивность приобретаемой продукции.

В целях обеспечения баланса экономических интересов торговых предприятий и поставщиков товаров и соблюдения прав и законных интересов населения, формирования конкурентной среды, обеспечения доступности товаров для населения принят Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Вышеуказанным законом устанавливается специальное регулирование торговой деятельности в связи с заключением и исполнением договоров поставки продовольственных товаров, в том числе определены права и обязанности торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров.

Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения торговому предприятию в связи с приобретением им у поставщика определенного количества продовольственных товаров (за исключением отдельных видов социально значимых продовольственных товаров) в размере, не превышающем 10 процентов от их цены.

Включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение торговым предприятием условий этого договора или его изменение не допускаются.

Для возможности антимонопольного контроля в сфере торговли устанавливаются перечень недопустимых действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, а также ограничения действий по приобретению торговыми сетями новых торговых объектов.

В настоящее время продовольственный рынок в значительной мере базируется на разрозненных мелких сетях оптовых посредников, мелкооптовых рынках и многочисленных мелких розничных торговцах. Отсутствие достаточно развитой товаропроводящей сети, соответствующей ей системы логистики и транспортной инфраструктуры сдерживает развитие современных форм бизнеса и конкурентных отношений, а процессы структурной перестройки и развития оптово-распределительного звена системы товародвижения существенно отстают от запросов розничной торговли.

Развитию конкуренции в сфере розничной торговли, развитию торговой инфраструктуры, оптимизации товарных потоков, увеличению конкурентоспособности и рентабельности малых и средних предприятий Ростовской области будет способствовать: