Ростовская область на протяжении ряда лет реализовывала реформы в сфере общественных финансов. Эти реформы затрагивали организацию бюджетного процесса, систему межбюджетных отношений, налоговую политику, порядок осуществления бюджетных расходов, управление государственным и муниципальным долгом, имуществом, организацию кассового обслуживания областного и местных бюджетов, контроль за расходованием бюджетных средств, организацию системы государственного и муниципального заказа.
В процессе формирования областью налоговой политики приняты правовые акты Ростовской области, регулирующие налоговые правоотношения, в том числе Областной закон от 02.11.2001 N 186-ЗС "О некоторых вопросах налогообложения". Данный законодательный акт способствовал повышению налогового процесса в части оптимизации количества и объема представленных налоговых льгот и обеспечения развития доходной части консолидированного бюджета Ростовской области.
В период проведения реформ приняты правовые акты Ростовской области, регулирующие бюджетные правоотношения, в том числе областные законы от 22.10.2005 N 380-ЗС "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области" и от 03.08.2007 N 743-ЗС "О бюджетном процессе в Ростовской области". Принятые Администрацией Ростовской области правовые акты способствуют повышению эффективности бюджетного процесса, в том числе за счет ежемесячного кассового планирования доходов и расходов, обеспечения безусловного исполнения бюджетных обязательств, развития института главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов, регламентации порядка санкционирования бюджетных расходов и учета бюджетных обязательств.
Обеспечивается формирование и исполнение консолидированного бюджета Ростовской области по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам организации бюджетного процесса с соблюдением установленных им процедур и ограничений по объему долга и дефицита бюджета.
Областной и местные бюджеты формируются преимущественно на основе программно-целевого метода планирования с учетом принятых областных целевых программ.
Осуществляется формирование государственных заданий на оказание государственных услуг.
В практику бюджетного планирования введено представление главными распорядителями средств областного бюджета докладов о результатах и основных направлениях их деятельности. Это обеспечивает расширение сферы применения и повышение качества программно-целевых методов бюджетного планирования, а также способствует формированию областного бюджета в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных целей в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых объемов бюджетных ресурсов.
Обеспечен переход на новую отраслевую систему оплаты труда работников бюджетных учреждений. Финансирование образования осуществляется на основе подушевых нормативов.
Кассовое обслуживание областного бюджета и местных бюджетов, а также операций со средствами бюджетных учреждений от приносящей доход деятельности осуществляется в органах Федерального казначейства с открытием лицевых счетов всем участникам бюджетного процесса.
В Ростовской области в полном объеме реализована реформа местного самоуправления, в том числе ее финансовая составляющая. Это способствовало повышению бюджетной инициативы и ответственности органов местного самоуправления за счет разграничения расходных полномочий, а также заинтересованности в росте собственной доходной базы местных бюджетов.
Созданная в Ростовской области система государственного финансового контроля области в целом обеспечивает систематический контроль за правомерным и целевым использованием средств областного бюджета.
Создана и эффективно действует система управленческого учета в части планирования, фактического исполнения и последующего анализа расходов, осуществляемых в рамках областных и муниципальных целевых программ и мероприятий. Данная система включает в себя приказы министерства финансов Ростовской области от 09.09.2010 N 64 "О дополнительном расширенном отчете "Об исполнении консолидированного бюджета Ростовской области", от 31.12.2010 N 101 "Об утверждении Порядка составления и представления месячной и квартальной отчетности об исполнении областного и консолидированного бюджетов Ростовской области", а также ряд ежемесячных, квартальных и годовых аналитических и справочных таблиц.
В рамках реализации бюджетных реформ в Ростовской области действуют и разрабатываются новые подходы к системе управления государственными и муниципальными финансами, в том числе:
разработка стратегии расходования бюджетных средств исходя из долгосрочных перспектив;
организация бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
разграничение полномочий и, соответственно, доходных источников и расходных обязательств публично-правовых образований;
повышение результативности расходования бюджетных средств за счет их ориентации на достижение конечного результата наиболее эффективным способом;
повышение уровня среднесрочного планирования, переход от годового бюджета на бюджет в формате "скользящей трехлетки";
введение формализованных процедур и методик распределения бюджетных средств, в том числе межбюджетных трансфертов местным бюджетам;
увеличение степени самостоятельности и ответственности главных распорядителей, разработка и внедрение методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развитие внутреннего аудита, укрепление финансовой дисциплины;
совершенствование системы управленческого учета в части расходов, осуществляемых программно-целевым методом, с учетом персонализации ответственности за качество финансового управления;
обеспечение прозрачности и эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд.
Анализ сделанного в реформировании общественных финансов позволяет сделать вывод, что не все заявленные планы в этом направлении были реализованы. Не удалось на практике применить ряд законодательно введенных норм, принципов и механизмов и урегулировать ряд методических вопросов. Как следствие, в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд нерешенных проблем. К числу основных относятся следующие:
не в полном объеме созданы условия для мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;Создана и эффективно действует система управленческого учета в части планирования, фактического исполнения и последующего анализа расходов, осуществляемых в рамках областных и муниципальных целевых программ и мероприятий. Данная система включает в себя приказы министерства финансов Ростовской области от 09.09.2010 N 64 "О дополнительном расширенном отчете "Об исполнении консолидированного бюджета Ростовской области", от 31.12.2010 N 101 "Об утверждении Порядка составления и представления месячной и квартальной отчетности об исполнении областного и консолидированного бюджетов Ростовской области", а также ряд ежемесячных, квартальных и годовых аналитических и справочных таблиц.
В рамках реализации бюджетных реформ в Ростовской области действуют и разрабатываются новые подходы к системе управления государственными и муниципальными финансами, в том числе:
разработка стратегии расходования бюджетных средств исходя из долгосрочных перспектив;
организация бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;