ЗАКОН
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 16 августа 2000 года N 98-ЗС
О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об организации опеки и попечительства в Ростовской области"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ростовской области от 22 октября 2005 года N 387-ЗС
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
4 августа 2000 года
Статья 1.
Внести изменения и дополнения в Областной закон "Об организации опеки и попечительства в Ростовской области", изложив его в следующей редакции:
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об организации опеки и попечительства
в Ростовской области
В целях всесторонней защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в помощи государства, настоящий Областной закон устанавливает принципы организации деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства, определяет структуру и полномочия органов, осуществляющих функции по опеке и попечительству.
Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Областном законе
В настоящем Областном законе используются следующие основные понятия:
дети, нуждающиеся в государственной защите - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, проживающие в семье, которым не может быть обеспечен в достаточной степени необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) им помощи со стороны органов местного самоуправления;
граждане - физические лица, проживающие на территории Ростовской области;
опека - правовая форма защиты личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов недееспособных граждан, устанавливаемая над малолетними детьми, оставшимися без попечения родителей, и над совершеннолетними гражданами, признанными судом недееспособными;
попечительство - правовая форма защиты личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов не полностью дееспособных граждан, устанавливаемая над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, оставшимися без попечения родителей, и над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
попечительство в форме патронажа - правовая форма защиты личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности;
попечители, опекуны - совершеннолетние дееспособные граждане, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности, недееспособных либо выполняющие попечительские обязанности в части осуществления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности;
подопечные, находящиеся под патронажем, - совершеннолетние дееспособные граждане, в отношении которых установлено попечительство в форме патронажа;
приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);
план по защите прав ребенка - акт органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и охраняемых законом интересов ребенка, сроки их выполнения и разграничение ответственности по защите прав и охраняемых законом интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка) и уполномоченным муниципальным органом (службой); план составляется для каждого ребенка, нуждающегося в государственной защите, уполномоченным муниципальным органом (службой) в письменной форме с обязательным привлечением представителей образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты населения и других муниципальных служб, а также общественных организаций, непосредственно работавших с ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления плана; план утверждается районной (городской) комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;
уполномоченные муниципальные органы (службы) по опеке и попечительству (далее - уполномоченные органы (службы) - органы местного самоуправления, на которые возложены функции по опеке и попечительству на основании настоящего Областного закона.
Статья 2. Правовая основа деятельности органов опеки и попечительства
Органы опеки и попечительства в Ростовской области в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Ростовской области, настоящим Областным законом и другими нормативными правовыми актами Ростовской области, уставами муниципальных образований и другими нормативными актами муниципальных образований.
Статья 3. Основные задачи органов опеки и попечительства
Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
- защита личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов детей в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;
- защита личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан, которые ограничены судом в дееспособности в порядке, установленном законодательством;
- защита личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными;
- защита личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов дееспособных совершеннолетних граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.
Статья 4. Основные принципы организации работы органов опеки и попечительства в Ростовской области
1. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
Осуществление функций по опеке и попечительству органами местного самоуправления возлагается на соответствующие уполномоченные муниципальные органы (службы):
- муниципальные органы управления здравоохранением в отношении граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- муниципальные органы социальной защиты населения в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья;
- муниципальные органы управления образованием в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в особо трудных обстоятельствах.
2. Для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, охраны прав несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, координации деятельности органов управления здравоохранением, образованием и органов социальной защиты населения в сфере опеки и попечительства органами местного самоуправления могут создаваться отделы по охране прав детства из расчета 1 специалист на 10 тысяч детского населения, но не менее 3-х специалистов на муниципальное образование.
3. Для координации деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства, реализации государственной молодежной и семейной политики на территории Ростовской области Главой Администрации (Губернатором) области может быть создан специализированный орган в составе Администрации Ростовской области.
4. Методическое руководство деятельностью органов опеки и попечительства в отношении детей, координация работы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов, возлагается на орган исполнительной власти Ростовской области по управлению образованием, а в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в патронаже, - на орган исполнительной власти Ростовской области по социальной защите населения.
Статья 5. Функции органов местного самоуправления по организации и осуществлению опеки и попечительства
В соответствии с возложенными на них задачами органы местного самоуправления:
1) выявляют детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности и нуждаются в установлении над ними опеки и попечительства;
2) устанавливают опеку и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей, гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, дееспособными совершеннолетними гражданами, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, назначают опекунов и попечителей;
3) назначают представителя для защиты прав и интересов детей в случае противоречия между интересами детей и родителей (лиц их заменяющих);
4) на основании правового акта органа местного самоуправления производит немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью у родителей (лиц их заменяющих);
5) дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое, либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение их из любого образовательного учреждения;
6) заключают договоры доверительного управления имуществом граждан в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации;
7) выбирают граждан, способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, подготавливают материалы, необходимые для назначения опекуна или попечителя, а также для освобождения или отстранения опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;
8) в случаях, предусмотренных законодательством, дают предварительное разрешение на совершение сделок с имуществом;
9) ведут учет граждан, в отношении которых установлена опека или попечительство;
10) в установленном законодательством порядке осуществляют защиту личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;
11) подготавливают материалы о назначении денежных выплат на содержание подопечного в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации;
12) участвуют в судебных процессах по делам подопечных в случаях, предусмотренных законом;
13) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройстве подопечных;
14) привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;
15) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства, принимают по ним необходимые меры.
Статья 6. Компетенция органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
1. К компетенции органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства в отношении детей относится принятие решений по следующим вопросам:
- о признании ребенка нуждающимся в государственной защите (в соответствии с настоящим Областным законом);
- о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;
- о направлении его в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей;
- об установлении опеки (попечительства);
- об отобрании ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью у родителей (лиц их заменяющих);
- о назначении представителя для защиты прав и интересов детей в случае противоречия между интересами детей и родителей (лиц их заменяющих);
- о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законом;
- о разрешении на совершение сделок, требующих нотариального удостоверения или государственной регистрации;
- о разрешении на совершение от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом о порядке управления имуществом подопечного;
- о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку, нуждающемуся в государственной защите, прав или изменение объема указанных прав;
- о разрешение на раздельное проживание попечителя и подопечного;
- о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной защите, об обеспечении их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;
- о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
- о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;
- о признании несовершеннолетнего эмансипированным;
- решение иных вопросов, связанных с защитой прав несовершеннолетних в соответствии с законодательством.
2. В сфере опеки и попечительства органы местного самоуправления заключают договоры:
- о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
- о доверительном управлении имуществом.
3. Органы местного самоуправления утверждают план по защите прав ребенка, вносят в него изменения и дополнения на основании результатов проверок его выполнения, утверждают заключение о пересмотре плана по защите прав ребенка с целью возврата ребенка родителям, рассматривают жалобы сторон - исполнителей плана по защите прав ребенка.
4. Муниципальные органы управления образованием, как уполномоченный муниципальный орган (служба):