Недействующий

ЗАКОН

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 25 июля 1996 года N 21-зс

Об областном референдуме

Принят

Законодательным Собранием

25 июля 1996 года

(Изменения и дополнения:

Областной закон от 30.01.1998 N 60-ЗС, НГР:ru61000199800040,

Областной закон от 17.12.2001 N 196-ЗС, НГР:ru61000200100296)

(УТРАТИЛ СИЛУ:

Областной закон от 22.10.2004 N 168-ЗС, НГР:ru61000200400238).

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Областной референдум


Областной референдум (далее - референдум) - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Ростовской области, по важным вопросам государственного значения, в том числе по проектам областных законов и иных нормативных правовых актов, по действующим областным законам и иным нормативным правовым актам, по другим наиболее важным вопросам социальной, экономической и политической жизни Ростовской области.

Статья 2. Принципы проведения референдума


1. Референдум осуществляется на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

2. Референдум организуется и проводится в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Уставом Ростовской области и настоящим Областным законом.

3. Проведение выборов в органы государственной власти Ростовской области и выборов в органы местного самоуправления в Ростовской области одновременно с проведением референдума не допускается. Допускается проведение местных референдумов в Ростовской области одновременно с проведением областного референдума.

4. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, а также на его свободное волеизъявление. Контроль за волеизъявлением участника референдума запрещается.

5. Деятельность комиссий по проведению референдума при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.

Статья 3. Основные понятия и термины


В отношении настоящего Областного закона понятия и термины используются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Статья 4. Право на участие в референдуме


1. Правом голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных действиях по подготовке референдума обладает каждый гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории Ростовской области и достигший на день голосования на референдуме возраста 18 лет.

2. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 5. Вопросы референдума


1. На референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Ростовской области.

2. На референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти Ростовской области, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти Ростовской области либо об отсрочке указанных выборов;

б) о формировании состава органов государственной власти Ростовской области, персональном составе органов государственной власти Ростовской области;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц в Ростовской области;

г) о принятии или об изменении областного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств Ростовской области;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

3. На референдум не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации. На референдум не могут быть вынесены также вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и Ростовской области, за исключением случаев, когда вопрос не урегулирован Конституцией Российской Федерации, федеральным законом. (в ред. Областного закона от 17.12.2001 N 196-ЗС, НГР:ru61000200100296)

4. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования.

5. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.

6. Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Статья 6. Обстоятельства, исключающие проведение референдума


1. Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории Ростовской области, либо на части территории Ростовской области, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

2. В течение двух лет со дня официального опубликования результатов референдума повторный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится.

Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНИЦИАТИВЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 7. Инициатива проведения референдума


1. Инициатива проведения референдума принадлежит:

а) гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме;

б) общественным объединениям, устав которых предусматривает участие в выборах, созданным на областном или федеральном уровне и зарегистрированным органами юстиции областного или федерального уровня не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в Избирательную комиссию Ростовской области с инициативой проведения референдума;

в) избирательным объединениям, созданным или зарегистрированным на областном или федеральном уровне;

г) группе депутатов Законодательного Собрания Ростовской области в количестве не менее чем две трети от установленного числа его депутатов;

д) Главе Администрации (Губернатору) Ростовской области.

Статья 8. Порядок реализации инициативы граждан, общественных и избирательных объединений о проведении референдума


1. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, а равно общественное объединение могут образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек для сбора подписей граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, в поддержку инициативы проведения референдума.

2. Руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его областного отделения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.

3. Инициативная группа по проведению референдума обращается в Избирательную комиссию Ростовской области с ходатайством о регистрации группы.

4. В ходатайстве инициативной группы должны содержаться вопрос (вопросы) либо текст законопроекта, проекта иного нормативного правового акта, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум, и должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории Ростовской области и предлагаемых инициативной группой для регистрации в качестве доверенных лиц данной инициативной группы - в количестве не более тридцати человек. Под заменяющим паспорт документом в настоящем Областном законе понимаются удостоверение офицера, военный билет военнослужащего срочной службы, паспорт моряка, справка установленного образца, выданная органом внутренних дел (форма N 9).

5. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

6. В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на голосование, не отвечает указанным в настоящем Областном законе требованиям, Избирательная комиссия Ростовской области может согласовать с инициативной группой новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.

Статья 9. Регистрация инициативной группы


1. Избирательная комиссия Ростовской области, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям настоящего Областного закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом Законодательное Собрание Ростовской области, а также сообщает об этом в средства массовой информации.

2. Регистрация доверенных лиц инициативной группы по проведению референдума осуществляется незамедлительно Избирательной комиссией Ростовской области на основании письменного заявления инициативной группы и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом, которое действительно при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Доверенные лица получают от Избирательной комиссии Ростовской области удостоверения, осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую подготовке и проведению референдума. Зарегистрированная инициативная группа вправе в любое время отозвать своих доверенных лиц, незамедлительно уведомив об этом Избирательную комиссию Ростовской области, которая аннулирует выданные данным доверенным лицам удостоверения.

3. В случае отказа в регистрации инициативной группе в течение суток выдается копия решения Избирательной комиссии Ростовской области, в котором указаны основания отказа.

4. Основанием отказа в регистрации инициативной группы может быть нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава Ростовской области, настоящего Областного закона и других областных законов. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

5. В период со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума и до дня официального опубликования результатов референдума регистрация другой инициативной группы по проведению референдума с такой же формулировкой вопроса (вопросов) не допускается.

Статья 10. Порядок и сроки сбора подписей инициативной группой


1. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается Избирательной комиссии Ростовской области и которое выдается инициативной группе, действительно в течение 35 дней со дня его выдачи.

2. В поддержку инициативы проведения референдума инициативной группой собираются подписи граждан в количестве не менее двух процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме. Число граждан, имеющих право на участие в референдуме, определяется на основании данных регистрации участников референдума по состоянию на 1 января или 1 июля соответствующего года.

3. Подписи могут собираться только среди участников референдума и только на территории Ростовской области. Участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение участников референдума за внесение подписи не допускаются. Сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы запрещается. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания Избирательной комиссией Ростовской области либо судом недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации инициативной группы по проведению референдума либо отказа в проведении референдума.

4. Право сбора подписей участников референдума принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину. Инициативная группа может заключать с лицом, собирающим подписи участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через фонд для участия в референдуме соответствующей инициативной группы.

5. Сбор подписей участников референдума производится на подписных листах, которые изготавливаются инициативной группой самостоятельно по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Областному закону. Подписные листы могут быть изготовлены как в горизонтальном, так и в вертикальном исполнении. При сборе подписей в поддержку инициативы проведения референдума каждый подписной лист должен содержать формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум законопроекта лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию. Сбор подписей производится только на одной стороне подписного листа.

6. Участник референдума, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, год рождения (а в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, даты заверения, а также одним из членов (доверенных лиц) инициативной группы по проведению референдума. В каждом подписном листе должны быть подписи участников референдума, проживающих в одном городе, районе Ростовской области.

7. Период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен составлять не более 30 дней.

8. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа подсчитывает общее количество собранных подписей участников референдума, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы. Сброшюрованные по городам и районам Ростовской области и имеющие сквозную нумерацию листов и подписей участников референдума, подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы до 18 часов не позднее тридцать пятого дня со дня регистрации инициативной группы передаются уполномоченными представителями инициативной группы в Избирательную комиссию Ростовской области, которая выдает письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием его даты и времени. Несоблюдение требований, указанных в настоящем пункте, является основанием для отказа в приеме подписных листов.

Статья 11. Проверка законности порядка выдвижения инициативы проведения референдума


1. Избирательная комиссия Ростовской области проверяет соблюдение требований настоящего Областного закона при сборе подписей участников референдума, в том числе проверяет действительность и достоверность собранных подписей.

2. О каждом проведении проверки должна извещаться представившая подписи участников референдума инициативная группа. При проведении проверки подписей, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать члены представившей подписи инициативной группы, ее доверенные лица. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные членами инициативной группы до представления подписей в Избирательную комиссию Ростовской области, если это ими специально отмечено вычеркиванием подписи и отсутствием цифры сквозной нумерации.

3. Вначале все подписные листы проверяются на предмет соответствия порядку сбора подписей, установленному настоящим Областным законом. Не соответствующими установленному порядку сбора подписей (недействительными) признаются следующие подписи участников референдума:

а) подписи, проставленные без указания всех данных об участнике референдума;

б) подписи, проставленные в подписных листах, содержание которых не соответствует требованиям настоящего Областного закона;

в) подписи, не заверенные членами (или доверенными лицами) инициативной группы и (или) сборщиком подписей, или заверенные ими с отступлением от требований настоящего Областного закона;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»