Недействующий

   

 ЗАКОН


РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 15 января 1996 года N 11-ЗС


О местном референдуме в Ростовской области

(с изменениями на 17 декабря 2001 года)
__________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ростовской области от 25 июня 2004 года N 124-ЗС
__________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ростовской области от 30 января 1998 года N 61-ЗС (Наше время, 17.02.1998);  

Законом Ростовской области от 17 декабря 2001 года N 197-ЗС (Наше время, 25.12.2001).

____________________________________________________________________           



 Принят
     Законодательным Собранием
     26 декабря 1995 года

Глава I. Общие положения


Статья 1. Местный референдум


1. Местный референдум (далее - референдум) - голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, по важным вопросам местного значения, в том числе по действующим и иным нормативным правовым актам, по другим наиболее важным вопросам социальной, экономической и политической жизни муниципального образования.

2. Референдум проводится на всей территории муниципального образования за исключением случаев, определенных областным законодательством.

Статья 2. Принципы проведения референдума


1. Референдум осуществляется на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

2. Референдум организуется и проводится в соответствии с Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Ростовской области, уставами муниципальных образований и настоящим Областным законом.

3. Проведение выборов в органы государственной власти Ростовской области и выборов в органы местного самоуправления в Ростовской области одновременно с проведением референдума не допускается. Допускается проведение местных референдумов одновременно с проведением областного референдума.

4. Участие гражданина в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, а также на его свободное волеизъявление. Контроль за волеизъявлением участника референдума запрещается.

5. Деятельность комиссий по проведению референдума при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.

Статья 3. Основные понятия и термины


В отношении настоящего Областного закона понятия и термины используются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Статья 4. Право на участие в референдуме


1. Правом голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных действиях по подготовке референдума обладает каждый гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории муниципального образования и достигший на день голосования на референдуме возраста 18 лет. В референдуме вправе принимать участие иностранные граждане в соответствии с действующим законодательством.

2. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 5. Вопросы местного референдума


1. На референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Областными законами, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.

2. На референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального образования, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления муниципального образования либо об отсрочке указанных выборов;

б) о формировании состава и персональном составе органов местного самоуправления;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц муниципального образования;

г) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения муниципального образования.

3. На референдум не могут также быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования Ростовской области.

4. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования.

5. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.

6. Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Ростовской области.

Статья 6. Обстоятельства, исключающие проведение референдума


1. Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории Ростовской области или муниципального образования, либо на части территории муниципального образования, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

2. В течение двух лет со дня официального опубликования результатов референдума повторный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится.

Глава II. Реализация инициативы проведения референдума


Статья 7. Инициатива проведения референдума


1. Инициатива проведения референдума принадлежит:

а) гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории муниципального образования и имеющим право на участие в референдуме;

б) общественным объединениям, устав которых предусматривает участие в выборах, созданным на местном уровне и зарегистрированным органом юстиции Ростовской области не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в муниципальную избирательную комиссию с инициативой проведения референдума;

в) местным избирательным объединениям, созданным или зарегистрированным органом юстиции Ростовской области;

г) представительному органу местного самоуправления муниципального образования Ростовской области;

д) главе муниципального образования .

Статья 8. Порядок реализации инициативы граждан, общественных и избирательных
объединений о проведении референдума


1. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, а равно местное общественное объединение, местное отделение областного, межрегионального, общероссийского общественного объединения могут образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек для проведения референдума. Инициатором проведения референдума может также выступить избирательное объединение, зарегистрированное в органе юстиции Ростовской области. В этом случае руководящий орган местного избирательного объединения, либо руководящий орган местного отделения избирательного объединения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от его численности.

2. Инициативная группа по проведению референдума обращается в муниципальную избирательную комиссию с ходатайством о регистрации группы.

3. В ходатайстве инициативной группы должны содержаться вопрос (вопросы) либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум, и должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории муниципального образования Ростовской области. Доверенных лиц инициативной группы может быть не более 10 человек. Под заменяющим паспорт документом в настоящем Областном законе понимаются удостоверение офицера, военный билет военнослужащего срочной службы, паспорт моряка, справка установленного образца, выданная органом внутренних дел (форма 9).

4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

5. В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на голосование, не отвечает указанным в настоящем Областном законе требованиям, муниципальная избирательная комиссия может согласовать с инициативной группой новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.

Статья 9. Регистрация инициативной группы по проведению референдума


1. Муниципальная избирательная комиссия, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям настоящего Областного закона и устава муниципального образования, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом представительный орган местного самоуправления, а также сообщает об этом в средства массовой информации.

2. Регистрация доверенных лиц инициативной группы по проведению референдума осуществляется незамедлительно муниципальной избирательной комиссией на основании письменного заявления инициативной группы и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом, которое действительно при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Доверенные лица получают от муниципальной избирательной комиссии удостоверения, осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую подготовке и проведению референдума. Зарегистрированная инициативная группа вправе в любое время отозвать своих доверенных лиц, незамедлительно уведомив об этом муниципальную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные доверенным лицам удостоверения.

3. В случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению референдума в течение суток выдается копия решения муниципальной избирательной комиссии, в котором указываются основания отказа.

4. Основанием отказа в регистрации инициативной группы может быть нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава Ростовской области, настоящего Областного закона, других областных законов, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

Статья 10. Порядок и сроки сбора подписей инициативной группой по
проведению референдума


1. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается муниципальной избирательной комиссией и которое выдается инициативной группе, действительно в течение 25 дней со дня его выдачи.

2. В поддержку инициативы проведения референдума инициативной группой собираются подписи граждан в количестве не менее пяти процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме. Число граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, определяется на основании данных регистрации участников референдума по состоянию на 1 января или 1 июля соответствующего года.

3. Подписи могут собираться только среди участников референдума и только на территории соответствующего муниципального образования. Участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение участников референдума за внесение подписи, не допускаются. Сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы запрещается. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания муниципальной избирательной комиссией либо судом недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации инициативной группы по проведению референдума либо отказа в проведении референдума.

4. Право сбора подписей участников референдума принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину. Инициативная группа может заключать с лицом, собирающим подписи участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через фонд для участия в референдуме соответствующей инициативной группы.

5. Сбор подписей участников референдума производится на подписных листах, которые изготавливаются инициативной группой самостоятельно по форме, указанной в приложении к настоящему Областному закону. Подписные листы могут быть изготовлены как в горизонтальном, так и в вертикальном исполнении. При сборе подписей в поддержку инициативы проведения референдума каждый подписной лист должен содержать формулировку вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на референдум. В случае вынесения на референдум проекта нормативного правового акта лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию. Сбор подписей производится только на одной стороне подписного листа.

6. Участник референдума, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, год рождения (а в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, даты заверения, а также одним из членов (доверенных лиц) инициативной группы по проведению референдума. В каждом подписном листе должны быть подписи участников референдума, проживающих в одной административно-территориальной единице муниципального образования.

7. Период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен составлять не более 20 дней.

8. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа подсчитывает общее количество собранных подписей участников референдума, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы. Сброшюрованные по административно-территориальным единицам муниципального образования и имеющие сквозную нумерацию листов и подписей участников референдума, подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы до 18 часов не позднее двадцать пятого дня со дня регистрации инициативной группы передаются уполномоченными представителями инициативной группы в муниципальную избирательную комиссию, которая выдает письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием его даты и времени. Несоблюдение требований, указанных в настоящем пункте, является основанием для отказа в приеме подписных листов.

Статья 11. Проверка законности порядка выдвижения инициативы
проведения референдума


1. Муниципальная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Областного закона при сборе подписей участников референдума, в том числе проверяет достоверность собранных подписей.

2. О каждом проведении проверки должна извещаться представившая подписи участников референдума инициативная группа. При проведении проверки подписей, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать члены представившей подписи инициативной группы, ее доверенные лица. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные членами инициативной группы до представления подписей в муниципальную избирательную комиссию, если это ими специально отмечено вычеркиванием подписи и отсутствием цифры сквозной нумерации.

3. Вначале все подписные листы проверяются на предмет соответствия порядку сбора подписей, установленному настоящим Областным законом. Не соответствующими установленному порядку сбора подписей (недействительными) признаются следующие подписи участников референдума:

а) подписи, проставленные без указания всех данных об участнике референдума;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»