Недействующий

О коренной перестройке дела охраны природы в РСФСР (утратило силу с 01.02.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 13.01.2020 N 7)

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 марта 1988 года N 93

О коренной перестройке дела охраны природы в РСФСР

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 января 2020 года N 7

____________________________________________________________________


Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в постановлении от 7 января 1988 года N 32 "О коренной перестройке дела охраны природы в стране" отметили, что в свете требований XXVII съезда партии о принятии решительных мер экономического, правового и воспитательного характера в целях обеспечения охраны и рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, атмосферного воздуха, растительного и животного мира необходима коренная перестройка всего дела охраны природы в стране.

После апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС в условиях возросшей социальной активности и заинтересованности всех слоев населения в улучшении состояния окружающей среды, рациональном использовании и воспроизводстве природных богатств приняты принципиально важные решения Партии и Правительства по оздоровлению экологической обстановки во многих промышленных центрах и регионах страны. Всенародную поддержку получили конкретные меры, которые предстоит осуществить уже в текущей пятилетке по защите от загрязнения бассейнов озер Ладожское и Байкал, постановления о прекращении работ по переброске части стока северных и сибирских рек и об охране уникальных памятников природы и культуры. Необходимые экономические и организационные предпосылки для дальнейшего совершенствования дела охраны природы созданы в ходе подготовки всех звеньев управления к практической реализации концепции перестройки руководства экономикой. Важным шагом является начавшаяся разработка проекта долгосрочной Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года.

Вместе с тем в природоохранной деятельности министерств и ведомств, советских и хозяйственных органов имеют место серьезные недостатки. Не обеспечивается комплексный подход к решению вопросов охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Развитие производительных сил в различных регионах осуществляется без должного учета экологических последствий и проведения единой природоохранной политики.

Совершенно недопустимо, что государственные органы, призванные осуществлять контроль за состоянием окружающей среды, дублируют деятельность друг друга, ведут работу крайне неэффективно, руководствуясь зачастую ведомственными и местническими интересами. В определении главных задач в области охраны природы и использования природных ресурсов допускались грубые просчеты и ошибки, что нередко приводило к ухудшению экологической обстановки и неоправданным потерям материальных и финансовых ресурсов.

Сложившаяся система управления природопользованием ввиду чрезмерной разрозненности природоохранных функций по различным министерствам и ведомствам не отвечает современным требованиям хозяйствования и стала серьезным фактором, сдерживающим интенсификацию производства в условиях растущей взаимозависимости между состоянием окружающей среды и развитием экономики.

В практике природоохранной деятельности недооцениваются экономические методы управления. Из-за отсутствия действенных экономических рычагов и стимулов предприятия и организации не заинтересованы в обеспечении комплексного и рационального использования предоставляемых им природных ресурсов и снижении загрязнения природной среды. Во многих случаях серьезный ущерб, который наносится предприятиями и организациями окружающей среде, не оказывает никакого влияния на результаты их хозяйственной деятельности.

Крупным недостатком является то, что проводимая работа по улучшению природопользования слабо базируется на достижениях научно-технического прогресса. Крайне недостаточно внедряются малоотходные и безотходные технологические процессы, комбинированные производства, обеспечивающие полное, комплексное использование природных ресурсов, сырья и материалов. По существу в стороне от этого важного государственного дела оказалось большинство академических и отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. Их практическая работа не оказывает заметного воздействия на повышение технического уровня и экологической безопасности производства.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР отметили, что во многом имеющиеся недоработки и упущения в области охраны природы явились следствием серьезной недооценки этого важнейшего дела со стороны Госплана СССР, Государственного комитета СССР по науке и технике, других центральных экономических органов. При подготовке Генеральной схемы развития и размещения производительных сил СССР, планов экономического и социального развития страны ими недостаточно учитываются экологические особенности регионов и состояние природных ресурсов, не уделяется должного внимания рациональному использованию природного сырья, созданию эффективных природоохранных сооружений. В составе планов и государственных целевых научно-технических программ слабо отражаются проблемы утилизации отходов и другие вопросы ресурсосбережения. До сих пор не разработана целостная система природоохранных нормативов.

Безответственное отношение некоторых министерств и ведомств к вопросам природопользования привело к резкому ухудшению состояния окружающей среды в отдельных регионах. Во многих звеньях отраслевого управления преобладают ведомственность и субъективистский подход в принятии хозяйственных решений. Продолжает сохраняться порочная практика "остаточного" принципа выделения материальных и финансовых ресурсов на реализацию назревших задач охраны природы. В результате низкой исполнительской дисциплины ряд решений Партии и Правительства по осуществлению природоохранных мероприятий выполняется с отступлениями от установленных сроков и не в полном объеме.

Крайне медленно перестраивают свою деятельность в области охраны природы Советы Министров автономных республик, местные Советы народных депутатов. Ими неэффективно осуществляется координация природоохранной работы предприятий и организаций, расположенных на соответствующей территории. Не принимается действенных мер по претворению в жизнь предусмотренных в планах и решениях Партии и Правительства заданий по улучшению использования и охраны земель, вод, лесов, недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира. Не ведется настойчивой борьбы с нарушениями природоохранительного законодательства, не в полной мере используются предоставленные для этого права и полномочия.

Советскими и хозяйственными органами, средствами массовой информации, а также общественными организациями не уделяется необходимого внимания экологическому образованию и воспитанию людей, начиная с детства, пропаганде природоохранных знаний в семье, школе, средних и высших учебных заведениях и непосредственно на производстве, повышению экологической культуры всех слоев населения как одному из важнейших условий улучшения дела охраны природы.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР подчеркнули, что вопросы охраны природы имеют большую общественную значимость, здесь недопустимы политическая и организационная вялость, безынициативность органов государственного управления, предприятий, организаций и учреждений. Борьба за экологическую безопасность на земле должна рассматриваться как одна из самых ответственных и благородных задач советских людей.

Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 года N 32 и в связи с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 марта 1988 года "Об образовании союзно-республиканского Государственного комитета РСФСР по охране природы" Совет Министров РСФСР

постановляет: