Недействующий

О коренной перестройке дела охраны природы в РСФСР (утратило силу с 01.02.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 13.01.2020 N 7)

Совершенствование системы управления охраной природы и регулирования использования природных ресурсов

6. Установить, что союзно-республиканский Государственный комитет РСФСР по охране природы (Госкомприрода РСФСР) является центральным органом государственного управления в области охраны природы и использования природных ресурсов на территории РСФСР и наряду с Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами несет всю полноту ответственности за охрану природы, организацию рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в республике. В этих целях Комитет наделяется соответствующими правами и полномочиями. Решения Государственного комитета РСФСР по охране природы, принимаемые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми министерствами и ведомствами РСФСР, а также объединениями, предприятиями и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности.

Государственный комитет РСФСР по охране природы осуществляет свою деятельность под руководством Совета Министров РСФСР, а соответствующие его органы в автономных республиках, краях и областях, городах Москве и Ленинграде - под руководством Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов.

Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 7 января 1988 года N 32 установили, что Государственный комитет СССР по охране природы, его республиканские и местные органы не должны подменять министерства, ведомства, исполнительные комитеты Советов народных депутатов, объединения, предприятия и организации в их деятельности по охране природы и улучшению использования природных ресурсов. За органами отраслевого и территориального управления, объединениями, предприятиями и организациями сохраняется возложенная на них ответственность в этом деле.

7. Возложить на Государственный комитет РСФСР по охране природы:

осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью в республике, разработку и проведение единой научно-технической политики в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, координацию деятельности министерств и ведомств РСФСР в этой области;

государственный контроль в пределах РСФСР за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного (в том числе лесов) и животного мира (в том числе рыбных запасов), морской среды и природных ресурсов территориальных вод СССР, континентального шельфа и экономической зоны СССР, а также общераспространенных полезных ископаемых;

подготовку и представление в Госплан РСФСР предложений по вопросам охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов по РСФСР к проектам Концепции и Основных направлений экономического и социального развития СССР, государственных пятилетних планов экономического и социального развития РСФСР. Комитет организует контроль за выполнением соответствующих заданий, предусмотренных в Основных направлениях и государственных планах РСФСР;

разработку предложений по совершенствованию экономического механизма природопользования, экологических нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране природной среды от загрязнения и других вредных воздействий, имея в виду, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 7 января 1988 года N 32 поручили Государственному комитету СССР по охране природы утверждение указанных нормативов, правил и стандартов;

подготовку республиканских целевых программ по охране природной среды и рациональному использованию природных ресурсов и представление их в Совет Министров РСФСР. Комитет утверждает территориальные комплексные схемы охраны природы и использования природных ресурсов, имеющие республиканское и межрегиональное значение;

осуществление государственной экологической экспертизы схем развития и размещения производительных сил по РСФСР и экономическим районам СССР, расположенным на территории РСФСР, а также отраслей народного хозяйства, контроля за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологии, материалов и веществ, а также проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и иных объектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов. При этом Комитет должен ориентироваться прежде всего на такой решающий фактор улучшения деятельности по охране природы, как широкое применение во всех отраслях народного хозяйства малоотходных и безотходных технологий и других достижений научно-технического прогресса, обеспечивающих рациональное природопользование;

выдачу в установленном порядке разрешений на захоронение (складирование) промышленных, бытовых и иных отходов, выбросы вредных веществ в окружающую среду, на специальное водопользование, на пользование животным миром и потребление атмосферного воздуха для производственных нужд; предоставление недр в пользование для проведения геологоразведочных работ, участие в подготовке материалов для определения и утверждения расчетной лесосеки и контроль за отводом земель под все виды хозяйственной деятельности;

руководство заповедным делом и осуществление государственного контроля за ведением охотничьего хозяйства в республике, а также ведение государственного кадастра животного мира и Красной книги РСФСР;

организацию распространения знаний о природе среди широких слоев населения, работы по воспитанию граждан, и особенно молодежи, в духе бережного отношения и любви к природе;

участие в планировании и осуществлении сотрудничества по вопросам охраны природы с зарубежными странами и международными организациями, координацию работы министерств и ведомств РСФСР по выполнению обязательств Советской Стороны, вытекающих из международных договоров по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, изучение, обобщение и распространение международного опыта в этой области.

8. В связи с образованием Государственного комитета РСФСР по охране природы и возложением на него функций государственного управления и контроля в области охраны природы и природопользования, которые осуществляются в настоящее время на территории РСФСР другими министерствами и ведомствами, передать в ведение этого Комитета:

из Госагропрома РСФСР - осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;

из Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР - осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод и выполнение других функций, связанных с организацией охраны и рационального использования водных ресурсов;

из Министерства лесного хозяйства РСФСР - осуществление государственного контроля за ведением лесного хозяйства и рациональным использованием лесов;

из Главохоты РСФСР - осуществление государственного контроля за использованием и охраной животного мира, включая контроль за правильным ведением охотничьего хозяйства, руководство заповедным делом, ведение государственного кадастра животного мира и Красной книги РСФСР.

Госагропрому РСФСР, Министерству мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Министерству лесного хозяйства РСФСР и Главохоте РСФСР в связи с передачей указанных функций Государственному комитету РСФСР по охране природы по согласованию с Комиссией Президиума Совета Министров РСФСР по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма подготовить предложения об уточнении положений о соответствующих министерствах и ведомствах РСФСР и внести их в Совет Министров РСФСР.

Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 7 января 1988 года N 32 признали целесообразным передать в ведение Государственного комитета СССР по охране природы:

из Министерства геологии СССР - осуществление государственного контроля за охраной подземных вод от истощения и загрязнения, сохранив за этим Министерством проведение гидрогеологических исследований, в том числе разработку постоянно действующих гидродинамических моделей основных регионов страны с целью управления ресурсами подземных вод;

из Государственного комитета СССР по гидрометеорологии - осуществление государственного контроля за охраной атмосферного воздуха и выполнение других функций, связанных с организацией охраны и регулированием использования воздушного бассейна, сохранив за этим Комитетом функции наблюдения за загрязнением природной среды и его последствиями;

из Министерства рыбного хозяйства СССР - осуществление государственного контроля за охраной и использованием рыбных запасов, водных животных и растений во внутренних водоемах и территориальных водах СССР, а также на континентальном шельфе и в экономической зоне СССР.

Государственному комитету РСФСР по охране природы в 2-месячный срок разработать и представить в Совет Министров РСФСР проект Положения о Комитете, а также по согласованию с Государственным комитетом РСФСР по труду и социальным вопросам и Министерством финансов РСФСР предложения о структуре, предельной численности и фонде заработной платы работников центрального аппарата Комитета. При этом исходить из того, что Государственному комитету РСФСР по охране природы передается из Госагропрома РСФСР, Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Министерства лесного хозяйства РСФСР, Главохоты РСФСР и других министерств и ведомств РСФСР соответствующая численность работников центрального аппарата и организаций при этих министерствах и ведомствах, осуществляющих природоохранные функции (по состоянию на 1 июля 1987 года), а также материально-технические ресурсы и ассигнования на их содержание.

9. Главохоте РСФСР передать по состоянию на 1 июля 1987 года в непосредственное подчинение:

Государственного комитета СССР по охране природы государственные заповедники согласно приложению N 1;

Государственного комитета РСФСР по охране природы государственные заповедники согласно приложению N 2.

Государственному комитету РСФСР по охране природы в 3-месячный срок представить в Совет Министров РСФСР согласованные с министерствами и ведомствами РСФСР предложения о передаче в ведение Комитета соответствующих научно-исследовательских и других организаций или их подразделений для выполнения возложенных на него функций государственного управления и контроля в области охраны природы и природопользования.