Недействующий

О неотложных мерах по оздоровлению экологической обстановки в РСФСР в 1990-1995 годах и основных направлениях охраны природы в тринадцатой пятилетке и на период до 2005 года (утратило силу с 01.02.2020 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 13.01.2020 N 7)

     

ОДОБРЕНЫ
постановлением
Совета Министров РСФСР
от 16 марта 1990 года N 93

     

Неотложные мероприятия по оздоровлению экологической обстановки в РСФСР в 1990-1995 годах и основные направления охраны природы в тринадцатой пятилетке и на период до 2005 года

Неотложные мероприятия и основные направления охраны природы разработаны в соответствии с решениями XXVII съезда КПСС, другими постановлениями Партии и Правительства, связанными с сохранением окружающей среды и совершенствованием природопользования, в том числе о коренной перестройке дела охраны природы в стране. При их подготовке использованы материалы научных исследований, территориальных комплексных схем охраны природы ряда регионов, концепции развития производительных сил, генеральных планов городов, схем районных планировок и некоторые другие. Одними из основополагающих документов являются постановление Верховного Совета СССР от 27 ноября 1989 года "О неотложных мерах экологического оздоровления страны", а также проект долгосрочной Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года. В разработке этой программы по разделу РСФСР принимали участие министерства и ведомства, местные советские органы, предприятия и организации, расположенные на территории Российской Федерации.

При выработке неотложных мероприятий и основных направлений предложен принципиально новый подход к решению природоохранных проблем. В его основе - всесторонний территориальный и бассейновый анализ состояния окружающей среды, комплексный характер путей его улучшения. Как показала практика, существовавший до сих пор поресурсный метод охраны природы (вода, воздух, земля, недра и т.д.), не учитывавший в должной мере влияние всех взаимосвязанных факторов, нередко приводил к серьезным просчетам и резко снижал эффективность проводимых природоохранных мероприятий.

Учитывая крайне напряженную экологическую обстановку, сложившуюся в ряде регионов Российской Федерации, и в целях ее быстрейшего оздоровления, а также значительного улучшения использования природных ресурсов, необходимо сосредоточить природоохранную деятельность в тринадцатой пятилетке на следующих основных направлениях.

Осуществить комплекс неотложных мер по охране природы в городах, промышленных центрах и водных бассейнах с наибольшим уровнем загрязнения окружающей среды, обратив особое внимание на регионы Поволжья, Урала, Кузбасса, Западно-Сибирского нефтегазового района, Арктики, Красноярского края, Байкала, Ладожского и Онежского озер, некоторых других. Сконцентрировать на выполнении этих мер большую часть централизованных капитальных вложений, средства предприятий, мощности строительных организаций. Главная задача неотложных мер - сократить к 1996 году вредные выбросы в окружающую среду до установленных нормативов.

Решительно покончить с остаточным принципом проектирования, выделения капитальных вложений и строительства природоохранных объектов. Признать необходимым, чтобы местные советские органы, министерства и ведомства, предприятия которых расположены на территории РСФСР, советы трудовых коллективов предприятий и организаций при формировании планов строительства предусматривали первоочередное включение этих объектов в программу подрядных работ, разработали и осуществили меры материальной заинтересованности строительных организаций в безусловном выполнении принятых объемов. Госплану РСФСР решить в установленном порядке вопрос о включении начиная с 1991 года заданий по охране природы в показатели государственного заказа.

Увеличить выделение капитальных вложений и лимитов подрядных работ на охрану природы и рациональное использование природных ресурсов в пределах общих объемов капитальных вложении и строительно-монтажных работ, устанавливаемых в планах экономического и социального развития.

Наряду со строительством и реконструкцией природоохранных объектов коренным образом улучшить использование имеющихся газоочистных установок и канализационных сооружений, обеспечить в кратчайшие сроки вывод их на проектные режимы эксплуатации, повысить уровень технологической дисциплины, исключить залповые выбросы вредных веществ в окружающую среду, регулировать работу предприятий и производств при неблагоприятных метеорологических условиях. Сократить в ближайшие 1-2 года за счет этих и других организационно-технических мероприятий поступление вредных веществ в окружающую среду не менее чем на 15-20 процентов.

Обеспечить начиная с 1991 года переход от административных на экономические методы управления охраной природы и природопользованием с учетом результатов проводимого широкого эксперимента в 38 областях, краях и автономных республиках РСФСР по взиманию платы за сбросы и выбросы в окружающую среду и пользование природными ресурсами. Внедрить такой экономический механизм, который стимулирует трудовые коллективы осуществлять мероприятия по охране природы.

Поднять научный уровень предплановых разработок в области охраны окружающей среды, обеспечить экологически обоснованное размещение производительных сил и использование природных ресурсов, с этой целью в госпланах автономных республик и главных планово-экономических управлениях создать экологические отделы, возглавляемые, как правило, заместителями председателей этих госпланов и управлений.

Обеспечить проведение экологической экспертизы проектов и программ, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды. Начиная с 1990 года открывать финансирование работ по всем проектам и программам только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Госкомприроде РСФСР принять участие в проведении в 1990-1991 годах государственной экологической экспертизы ранее принятых программ мелиорации и химизации сельского хозяйства, развития атомной энергетики, химической, микробиологической промышленности и других.

Ввести обязательное согласование органами Госкомприроды РСФСР предложений на Межведомственную комиссию Госплана РСФСР по размещению (реконструкции) промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Признать одним из главных направлений природоохранной деятельности и повышения эффективности производства техническое перевооружение и реконструкцию устаревших предприятий и цехов, внедрение на этой основе экологически безопасных и экономически эффективных безотходных и малоотходных технологий, оборотных и бессточных систем водоснабжения, рациональное, комплексное использование минерально-сырьевых ресурсов с максимальным извлечением полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, созданием комбинированных предприятий и производств для полного использования добываемого минерального сырья.

Ускорить разработку и внедрение единой системы нормативных документов, определяющих экологические требования к хозяйственной деятельности, допустимым нагрузкам на природные комплексы, исходя из приоритета создания необходимых условий труда и проживания населения. Осуществить в 1990-1991 годах экологическую паспортизацию всех действующих предприятий, экологически опасных объектов, по результатам которой разработать конкретные планы оздоровления экологической обстановки.

Организовать единую систему контроля за качеством продуктов питания, включить в нее ведомственный контроль за применением ядохимикатов и удобрений и качеством сельскохозяйственной продукции, а также по всем другим видам используемых для этих целей сырья и материалов.

Сосредоточить функции государственного управления и контроля за охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов на территории республики в Госкомприроде РСФСР. Передать в систему Госкомприроды РСФСР научно-исследовательские организации, осуществляющие научные исследования и разработки в области охраны природы и природопользования, и обеспечить опережающее решение важнейших научных проблем в этом направлении. Создать четкую систему взаимодействия всех ведомственных лабораторий по контролю за загрязнением окружающей среды под методическим руководством Госкомприроды РСФСР и на основе единой методики проведения этих работ.

Создать систему мониторинга природного комплекса РСФСР с использованием информационных средств министерств и ведомств, а также единую государственную экологическую информационную систему о состоянии окружающей среды и природных ресурсов в РСФСР. В этих целях осуществить разработку и выпуск современных приборов, реактивов, мобильных и дистанционных средств, автоматизированных комплексов для проведения контроля, передачи и обработки информации по охране окружающей среды, в том числе с применением ЭВМ, и оснащение ими природоохранных организаций.

Всемерно поддерживать общественное движение в защиту природы, повышать его роль в организации общественного контроля за состоянием окружающей среды, решении важнейших природоохранных проблем, рассмотрении крупных проектов и программ, привлечении населения к мероприятиям по благоустройству городов, населенных пунктов, пригородных лесов, мест массового отдыха, охране и восстановлению малых рек, других природных объектов.

На основе предложений министерств и ведомств, местных советских органов, предприятий и организаций, обобщенных и проработанных Госпланом РСФСР и Госкомприродой РСФСР в тринадцатой пятилетке:

- ввести в эксплуатацию новые и реконструировать действующие станции по очистке сточных вод производительностью 22 млн.куб.м/сутки и системы оборотного водоснабжения мощностью 75 млн.куб.м/сутки;

- прекратить в основном поступление неочищенных сточных вод в водоемы к 1996 году, а также уменьшить объем сброса недостаточно очищенных стоков до 12,7 куб.км, или в 2 раза;

- довести к 1995 году объем оборотного водоснабжения в промышленности до 81%, в теплоэнергетике - до 74 процентов;

- провести инвентаризацию объектов, оказывающих влияние на загрязнение и истощение вод, и разработать меры по каждому предприятию, обеспечивающие их охрану и рациональное использование, включая внедрение аппаратуры, средств учета и контроля за водопотреблением и водоотведением, в объемах и в сроки, согласованные с местными советскими органами;

- разработать и утвердить комплексные схемы использования и охраны водных ресурсов по основным водным бассейнам республики, и в первую очередь для районов с напряженной водохозяйственной обстановкой. Планирование развития отраслей народного хозяйства осуществлять в строгом соответствии с указанными схемами;

- упорядочить систему водопользования на основе годовых балансов водных ресурсов, имея в виду обеспечить сохранность и качество вод, а также оптимальное воспроизводство рыбных и других возобновляемых природных богатств. На основе экономии водопотребления и внедрения водосберегающих технологий обеспечить стабилизацию, а затем и сокращение объема забора свежей воды;

- обеспечить разработку и внедрение методов обеззараживания и обессоливания коммунальных и промышленных стоков, утилизации осадков сточных вод;

- при проектировании и строительстве канализационных сетей и сооружений обеспечить комплексное проведение этих работ, не допуская разрыва между вводом в действие станций по очистке сточных вод и прокладкой канализационных коллекторов. При создании систем городской канализации предусматривать, где это необходимо, строительство локальных очистных сооружений на предприятиях в целях предварительной очистки стоков, особенно от химических загрязнений и солей тяжелых металлов. Госкомприроде РСФСР и местным советским органам не допускать согласования проектов и планов строительства природоохранных объектов, в которых не предусмотрен весь необходимый комплекс работ;

- разработать и осуществить меры по повышению экологической безопасности и эксплуатационной надежности нефте-, газо- и продуктопроводов, оснащению их автоматическими системами контроля, аварийного отключения и перекрытия, созданию специализированных подразделений для ликвидации последствий аварий;

- в бассейнах Черного, Азовского, Каспийского, Балтийского морей, озер Байкал, Ладожского и Онежского поступление загрязнений со сточными водами снизить до предельно допустимого уровня. Обеспечить безусловное выполнение заданий по прекращению сброса неочищенных стоков, предусмотренных постановлениями Партии и Правительства по охране водных ресурсов водоемов Арктического и Тихоокеанского бассейнов;