Недействующий

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 августа 1954 года N 1863

Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________


Совет Министров СССР и ЦК КПСС отмечают, что за последние годы в работе высших и средних специальных учебных заведений достигнуты некоторые успехи: в 1954 году выпуск специалистов по всем видам обучения (в том числе заочному и вечернему) увеличился по сравнению с 1940 годом на 56%, из них с высшим образованием - на 87% и со средним специальным образованием - на 37%, расширена подготовка специалистов для ряда отраслей промышленности и сельского хозяйства, организована подготовка специалистов по отраслям новой техники, повысился теоретический уровень подготовки специалистов.

Наряду с этим в деле подготовки, распределения и использования специалистов имеются серьёзные недостатки.

При увеличении общей численности специалистов с высшим образованием с 1940 по 1953 год в 2,2 раза численность инженеров, занятых в отраслях народного хозяйства и культуры, возросла только на 80%. До настоящего времени недостаточно выпускается инженеров по промышленному и гражданскому строительству, энергетике, механизации сельского хозяйства, технологии машиностроения и больше потребности готовится специалистов по некоторым гуманитарным специальностям. Выпуск специалистов из средних специальных учебных заведений резко отстаёт от выпуска специалистов из высших учебных заведений. Вследствие этого создалось явно ненормальное положение, когда в отраслях народного хозяйства техников по ряду специальностей имеется меньше, чем инженеров.

Размещение высших учебных заведений по союзным республикам и областям РСФСР во многих случаях не увязывается с развитием отраслей народного хозяйства. Большинство высших учебных заведений размещено в Европейской части СССР, в то время как в восточных районах страны их крайне недостаточно.

Многие министерства до настоящего времени не выполнили Постановления Совета Министров СССР от 29 мая 1948 года в части разработки номенклатуры должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, и, не зная действительной потребности подведомственных предприятий в специалистах, представляют малообоснованные заявки на оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения.

Совет Министров СССР и ЦК КПСС отмечают, что качество подготовки специалистов всё ещё отстаёт от современных требований и уровня развития техники в народном хозяйстве. Особенно плохо поставлено производственное обучение студентов. Мастерские и лаборатории учебных заведений оснащены, как правило, устаревшим оборудованием и аппаратурой. Во время производственной практики большинство студентов не работает непосредственно на рабочих местах. В результате этого многие молодые специалисты оказываются слабо подготовленными для работы на производстве.

Министерство высшего образования и другие министерства и ведомства не проявляют должной заботы о повышении уровня лекций, практических занятий студентов и о правильной организации их рабочего дня. Студенты перегружены обязательными учебными занятиями и большим количеством зачётов и экзаменов, некоторые учебные курсы дублируют один и тот же материал и страдают излишней детализацией. В высших и средних специальных учебных заведениях по многим предметам отсутствуют учебники и учебные пособия. Издаваемые учебники и учебные пособия слабо обобщают достижения современной науки и практики, часто велики по объёму за счёт второстепенных материалов.

В подготовке кадров допущена чрезмерная дробность специальностей и специализаций, что не вызывается потребностями отраслей народного хозяйства и культуры, затрудняет использование специалистов и искусственно увеличивает потребность в них.

Высшие учебные заведения недостаточно обеспечены высококвалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами.

Материальная база учебных заведений отстаёт от роста контингента учащихся и сдерживает дальнейшее расширение подготовки специалистов по дефицитным специальностям. В связи с переуплотнением и работой в 2-3 смены в ряде высших и средних специальных учебных заведений не созданы необходимые условия для учебных занятий и культурно-бытового обслуживания учащихся, многие учебные помещения и общежития студентов находятся в запущенном состоянии.

Министерство высшего образования, Министерство строительства СССР, Министерство угольной промышленности СССР, Министерство городского и сельского строительства РСФСР и Министерство городского и сельского строительства УССР и другие в течение ряда лет не выполняют плана строительства высших учебных заведений. Средства, выделяемые на строительство новых и расширение действующих высших учебных заведений, распыляются на большое количество объектов, вследствие чего строительство их растягивается на длительный период.

Многие министерства и ведомства не обеспечивают надлежащего руководства и контроля за персональным распределением молодых специалистов. Директора ряда учебных заведений в нарушение плана междуведомственного распределения оставляют большое количество молодых специалистов в крупных городах, а также предоставляют им возможность самостоятельного устройства на работу, в то время как предприятия и учреждения на периферии испытывают большую нужду в специалистах.

Совет Министров СССР и ЦК КПСС отмечают, что руководители многих министерств, ведомств, предприятий и учреждений не создают молодым специалистам нормальных жилищно-бытовых условий, не оказывают им должной помощи в овладении техникой и экономикой производства и допускают неправильное их использование, чем наносят ущерб государству. Молодые специалисты, окончившие высшие и средние специальные учебные заведения, длительное время используются на должностях, не требующих специального образования, или направляются на работу в управленческий аппарат. На многих предприятиях имеет место большая текучесть специалистов.

Многие местные партийные, советские и комсомольские органы неудовлетворительно осуществляют контроль за правильным использованием молодых специалистов в народном хозяйстве, недостаточно воспитывают студенчество в духе сознательной дисциплины, высокого чувства государственного долга и готовности после окончания учебного заведения работать там, где этого требуют интересы государства.

В целях устранения отмеченных недостатков и улучшения подготовки, распределения и использования специалистов Совет Министров СССР и ЦК КПСС

постановляют:

Об улучшении планирования подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием


1. Обязать Госплан СССР и Министерство высшего образования устранить недостатки в планировании подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием и своевременно принимать меры по приведению выпуска специалистов в соответствие с потребностью в них народного хозяйства.

2. Установить, что изучение потребности в специалистах с высшим и средним специальным образованием является одной из основных задач Госплана СССР и Министерства высшего образования.

3. Обязать Госплан СССР, Министерство высшего образования и другие министерства и ведомства при разработке проектов годовых и перспективных народнохозяйственных планов предусматривать:

а) расширение подготовки специалистов высшей и средней квалификации по дефицитным специальностям до уровня потребности в них, имея в виду, чтобы в отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи на одного специалиста высшей квалификации приходилось 2-4 и более специалистов средней квалификации, в зависимости от особенностей отдельных отраслей народного хозяйства;

б) мероприятия по расширению материальной базы высших и средних специальных учебных заведений с учётом приближения подготовки специалистов к районам их будущей работы и, в первую очередь, развитие сети высших и средних специальных учебных заведений в районах Урала, Сибири, Дальнего Востока и Казахстана.

4. Обязать Министерство высшего образования и другие министерства, имеющие высшие учебные заведения, и Советы Министров союзных республик в течение 1954-1955 гг. пересмотреть состав факультетов и специальностей высших учебных заведений с целью их наиболее целесообразного размещения по экономическим районам и ликвидации неоправданного параллелизма в подготовке специалистов.

5. В целях улучшения работы по изучению потребности в специалистах высшей и средней квалификации и планирования их подготовки обязать министерства, ведомства и Советы Министров союзных республик:

а) в шестимесячный срок разработать и по согласованию с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и Министерством высшего образования утвердить в пределах плана по труду, установленного на 1954 год, номенклатуру должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, и представить в Госплан СССР и Министерство высшего образования расчёты по определению перспективной потребности в этих специалистах на 1956-1960 годы.

Госплану СССР и Министерству высшего образования обобщить материалы министерств, ведомств и Советов Министров союзных республик по указанной номенклатуре должностей и представить доклад и предложения в Совет Министров СССР вместе с пятилетним планом развития народного хозяйства на 1956-1960 гг.;

б) ежегодно представлять Госплану СССР и в копии Министерству высшего образования обоснованные данные о текущей и перспективной потребности в специалистах по экономическим районам страны.

6. Обязать Госплан СССР, министерства и ведомства, имеющие средние специальные учебные заведения, предусматривать в годовых планах значительное расширение приёма учащихся в средние специальные учебные заведения из числа лиц, окончивших 10 классов средней школы. Довести в 1955-1956 гг. приём из числа лиц, окончивших 10 классов средней школы, не менее чем до 60% от общего числа принимаемых в средние специальные учебные заведения.

7. В целях улучшения работы по планированию подготовки и распределения специалистов создать в Госплане СССР отдел подготовки и распределения молодых специалистов высшей и средней квалификации со штатом в 30 человек, увеличив в связи с этим общую численность штата Госплана СССР на 20 человек.

Об улучшении качества подготовки специалистов высшей и средней квалификации


8. В целях устранения в высших учебных заведениях чрезмерной дробности специальностей и специализаций:

а) принять предложение Министерства высшего образования о введении перечня специальностей, предусматривающего подготовку специалистов с высшим образованием более широкого профиля, согласно приложению N 1.

Ввести подготовку специалистов по указанному перечню специальностей с 1955-1956 учебного года во всех высших учебных заведениях, предоставив студентам, обучающимся на IV и V курсах, возможность закончить обучение по ранее установленным специальностям;

б) обязать Министерство высшего образования по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами укрупнить существующие специализации внутри специальностей и установить перечень специальностей по новой технике;

укрупнить кафедры и факультеты высших учебных заведений в соответствии с задачами подготовки специалистов широкого профиля;

в) установить, что новые специальности в высших учебных заведениях могут вводиться Министерством высшего образования по согласованию с Госпланом СССР и заинтересованными министерствами и ведомствами; в диплом молодого специалиста записывается только специальность и квалификация;

г) обязать ЦСУ СССР в трёхмесячный срок привести, начиная с 1950 года, отчётные данные о подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием в соответствие с новым перечнем специальностей.

9. Обязать Министерство высшего образования, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, к 1 августа 1955 года переработать учебные планы высших учебных заведений в соответствии с новым перечнем специальностей, предусмотрев в них сокращение многопредметности, перевод некоторых дисциплин из числа обязательных в факультативные, а также в течение 1954-1955 учебного года учебные программы по всем дисциплинам, предусмотрев исключение из них излишнего материала, устранение дублирования в различных курсах, с тем, чтобы увеличить время для самостоятельной работы студентов.

Для обеспечения изучения студентами факультативных дисциплин сохранить в высших учебных заведениях необходимое число штатных преподавателей.

10. Принять предложение Министерства высшего образования:

а) об установлении в высших учебных заведениях следующего количества учебных часов обязательных занятий (включая занятия в лабораториях, в семинарах и т.п.):

с 5-летним сроком обучения на I, II, III и IV курсах - не более 36 часов, V курсе - 30 часов в неделю;

с 4-летним сроком обучения на I, II и III курсах - не более 36 часов и на IV курсе - 30 часов в неделю;

б) об уменьшении в высших учебных заведениях количества экзаменов, выносимых на каждую экзаменационную сессию до 4-5;

в) об установлении в высших учебных заведениях следующих оценок успеваемости студентов: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно".

11. Обязать Министерство высшего образования, совместно с Госпланом СССР и министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся средние специальные учебные заведения:

а) в трёхмесячный срок разработать и утвердить перечень специальностей для средних специальных учебных заведений, в целях приведения подготовки специалистов в соответствие с требованиями отраслей народного хозяйства и культуры;

б) пересмотреть учебные планы и программы для средних специальных учебных заведений с тем, чтобы начать подготовку кадров средней квалификации по новым специальностям с 1 сентября 1955 года.

12. Обязать Министерство высшего образования и другие министерства и ведомства, в ведении которых находятся высшие учебные заведения:

а) обеспечить в течение ближайших трёх-четырёх лет подготовку стабильных и высококачественных учебников и учебных пособий для высшей школы по основным учебным дисциплинам, привлекая для выполнения этой работы видных учёных и специалистов.

Установить, что учебники для студентов должны быть небольшого объёма, излагать основы соответствующей отрасли науки без перегрузки учебного материала излишними подробностями, освещать достижения современной науки и передовой опыт социалистического строительства;

б) разрешить высшим учебным заведениям предоставлять авторам для написания учебников и учебных пособий творческие отпуска сроком до трёх месяцев с сохранением содержания;

в) увеличить издание лучших лекционных курсов и отдельных лекций на правах рукописи. Установить, что издание лекционных курсов и лекций включается в издательские планы высших учебных заведений и планируется по их сметам внебюджетных (специальных) средств.

13. Поручить Министерству высшего образования по согласованию с Министерством финансов СССР в трёхмесячный срок представить в Совет Министров СССР проект Положения о конкурсах на лучший учебник и предложения о порядке оплаты авторского гонорара за написание учебников, вне зависимости от количества печатных листов.

14. Обязать Министерство высшего образования и другие министерства и ведомства, в ведении которых находятся высшие учебные заведения:

а) повысить качество обучения студентов в лабораториях и учебных мастерских высших учебных заведений, организовать в течение 1954-1957 гг. учебные мастерские во всех высших технических учебных заведениях, в институтах и на факультетах механизации сельского хозяйства;

б) установить с 1 января 1955 года, в пределах лимитов по труду министерств, постоянный штат технического, инструкторского и обслуживающего персонала мастерских с отнесением содержания его на государственный бюджет.

Госплану СССР, начиная с 1955 года, учитывать в годовых планах выделение Министерству высшего образования, а также другим министерствам, имеющим высшие учебные заведения, фондируемых сырья и материалов, необходимых для проведения практических занятий со студентами в лабораториях и учебных мастерских.

15. Обязать Министерство высшего образования и другие министерства и ведомства:

а) обеспечить прохождение студентами практики на передовых предприятиях по возможности равномерно в течение всего года (3-4 потока).

Установить, что во время практики студенты должны работать самостоятельно на рабочих местах;

б) шире привлекать профессоров и доцентов к руководству производственной практикой студентов.

16. Обязать министерства и ведомства, руководителей предприятий и учреждений:

а) улучшить руководство производственной практикой студентов, привлекая к этому делу наиболее квалифицированных специалистов.

Возложить персональную ответственность за организацию производственной практики на главных инженеров заводов и фабрик, на директоров МТС, совхозов и заместителей руководителей учреждений и научно-исследовательских институтов;

б) предоставлять студентам соответствующие рабочие места на производстве, а также жилую площадь на время прохождения производственной практики.

Разрешить предприятиям, не имеющим необходимой жилой площади, арендовать в установленном Постановлением Совета Министров СССР от 10 октября 1953 года N 2590 порядке жилую площадь для размещения студентов у граждан, владеющих домами на правах личной собственности.

17. Обязать министерства и ведомства в трёхмесячный срок установить по заявкам Министерства высшего образования базовые предприятия для прохождения производственной практики студентами высших учебных заведений.

18. Обязать министерства и ведомства обеспечить студентов бесплатно спецодеждой на правах табельного имущества на период прохождения производственной практики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»