ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 1963 года N 1022
Об утверждении Типового положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства охраны общественного порядка союзной республики
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
Совет Министров Союза ССР
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства охраны общественного порядка союзной республики.
Советам Министров союзных республик обеспечить разработку на основе Типового положения и утвердить в 3-месячный срок положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства охраны общественного порядка республики.
2. Совету Министров РСФСР обеспечить разработку и в 6-месячный срок утвердить по согласованию с Советами Министров других союзных республик и Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР единые для всей территории СССР правила регистрации и учета автомототранспорта, правила проведения технических осмотров автомобилей и мотоциклов, правила учета дорожно-транспортных происшествий и Положение о порядке присвоения квалификации водителя автомототранспорта и городского электротранспорта.
3. Утвердить прилагаемые:
б) перечень сборов, взимаемых в связи с эксплуатацией средств автомототранспорта.
4. Установить, что иностранные дипломатические и консульские представительства в СССР, их сотрудники, постоянные представители иностранной прессы и других иностранных организаций (за исключением граждан СССР) освобождаются, на основе взаимности, по представлению Министерства иностранных дел СССР от уплаты сборов, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 настоящего постановления.
Освободить от уплаты указанных сборов СЭВ, постоянные представительства стран - членов СЭВ, должностных лиц СЭВ и соответствующих им категорий сотрудников постоянных представительств (за исключением граждан СССР).
5. В связи с утверждением Типового положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства охраны общественного порядка союзной республики:
а) в подпункте "а" пункта 12 постановления Совета Министров СССР от 16 марта 1951 года N 829 "О мероприятиях по защите радиоприема от индустриальных помех" слова: "Государственную автоинспекцию Главного управления милиции Министерства государственной безопасности СССР" заменить словами: "Государственные автомобильные инспекции министерств охраны общественного порядка союзных республик";
б) признать утратившими силу решения Правительства СССР согласно прилагаемому перечню.
Зам.Председателя
Совета Министров Союза ССР
А.Косыгин
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
Г.Степанов
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственной автомобильной инспекции Министерства охраны общественного порядка союзной республики
1. Государственная автомобильная инспекция входит в состав органов милиции Министерства охраны общественного порядка союзной республики и призвана обеспечивать безопасность движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, способствовать улучшению технического состояния автомототранспорта и вести его количественный и качественный учет.
2. В своей деятельности государственные автомобильные инспекции руководствуются законами СССР, союзных и автономных республик, указами Президиума Верховного Совета СССР, Президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, решениями местных органов государственной власти, Положением о советской милиции, настоящим Положением, а также приказами и инструкциями министерств охраны общественного порядка союзных и автономных республик.
3. Государственная автомобильная инспекция исполняет свои обязанности в тесном взаимодействии с другими службами милиции, администрацией предприятий, учреждений и организаций, поддерживает постоянную связь с широкими массами трудящихся, опирается на помощь и поддержку добровольных народных дружин по охране общественного порядка, общественных автоинспекторов, комиссий общественного контроля за техническим состоянием автомобилей, а также других общественных организаций.
4. В управлениях милиции министерств охраны общественного порядка союзных республик (в РСФСР - в Главном управлении), в министерствах охраны общественного порядка автономных республик, в управлениях охраны общественного порядка исполнительных комитетов областных, краевых Советов депутатов трудящихся и в управлениях милиции исполнительных комитетов городских Советов депутатов трудящихся создаются отделы Государственной автомобильной инспекции.
В отделах милиции исполнительных комитетов городских, окружных и районных Советов депутатов трудящихся создаются отделения или группы Государственной автомобильной инспекции.
На автомобильных дорогах общегосударственного и республиканского значения могут создаваться дорожные отделения и участки Государственной автомобильной инспекции.
Штатная численность Государственной автомобильной инспекции утверждается Министром охраны общественного порядка союзной республики в пределах устанавливаемой Советом Министров СССР общей штатной численности милиции, состоящей на государственном бюджете.
Подразделения милиции, регулирующие уличное движение, содержащиеся за счет ассигнований по бюджетам соответствующих местных Советов депутатов трудящихся, подчиняются Государственной автомобильной инспекции и действуют в соответствии с настоящим Положением.
5. На Государственную автомобильную инспекцию для выполнения стоящих перед нею задач возлагаются следующие обязанности:
а) осуществление надзора за соблюдением правил движения, регулирование движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;
б) контроль за наличием у водителей удостоверений на право управления данным видом транспортных средств и путевых листов, за соответствием маршрутов и грузов записям в путевых листах, а также осуществление борьбы с использованием автомобилей и мотоциклов в целях личной наживы;
в) контроль за исправностью находящихся в эксплуатации автомобилей, автомобильных прицепов, мотоциклов, мотороллеров, мопедов, мотоколясок, троллейбусов и трамваев, в частности за исправностью спидометров, за выполнением правил снятия автомобильных шин с эксплуатации и отбора их для восстановления, а также за наличием приспособлений, обеспечивающих подавление помех радиоприему;
г) разработка мероприятий по улучшению организации движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, по оборудованию улиц и дорог необходимыми техническими средствами регулирования движения (дорожными сигнальными знаками, указателями, светофорами, островками безопасности, ограждениями, переходами и др.); контроль за содержанием в исправном состоянии улиц, дорог и искусственных дорожных сооружений и освещенностью их;
д) учет дорожно-транспортных происшествий и выявление их причин, организация работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, в частности путем разъяснения населению правил движения через печать, кино, радио и телевидение;
е) в соответствии с действующими правилами осуществление регистрации и учета автомототранспортных средств и проведение ежегодно технических осмотров автомобилей и мотоциклов;
ж) участие в работе комиссий по приемке автомобильных дорог, улиц и искусственных дорожных сооружений в эксплуатацию;
з) дача заключений по проектам ГОСТов на автомобили, автомобильные прицепы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, мотоколяски, троллейбусы и трамваи в части удовлетворения требованиям безопасности движения и участие в дорожных испытаниях этих транспортных средств;
и) прием экзаменов и выдача удостоверений на право управления автомобилями, мотоциклами, мотороллерами, мопедами, мотоколясками, троллейбусами и трамваями;
к) контроль за проведением министерствами, ведомствами и транспортными хозяйствами необходимых мероприятий по предупреждению аварийности автомототранспорта и городского электротранспорта и содержанию транспортных средств в исправном состоянии;
л) проведение с участием индивидуальных владельцев выбраковки принадлежащих им легковых автомобилей и мотоциклов, пришедших в негодность; осуществление работы по взиманию установленного законодательством сбора с индивидуальных владельцев легковых автомобилей и мотоциклов;
м) производство неотложных действий на месте дорожно-транспортных происшествий (задержание водителей, установление свидетелей, сохранение и закрепление следов и т.п.).
6. Государственной автомобильной инспекции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:
а) с согласия исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся или соответствующих органов управления автомобильным транспортом и шоссейными дорогами, а в неотложных случаях самостоятельно запрещать или ограничивать движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения;
б) привлекать в необходимых случаях работников городского электротранспорта к работе по проверке технического состояния находящихся в эксплуатации трамваев и троллейбусов;
в) проверять в необходимых случаях знание водителями автомототранспортных средств, троллейбусов и трамваев правил движения, а также направлять их на медицинское освидетельствование для установления годности к управлению этими транспортными средствами;
г) в соответствии с действующим законодательством лишать водителей прав на управление автомототранспортными средствами, троллейбусами и трамваями за нарушение правил движения, за использование автомобилей и мотоциклов в целях личной наживы, а также за управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии или ставить вопрос перед соответствующими органами о лишении водителей указанных прав.
7. Государственные автомобильные инспектора имеют право:
а) беспрепятственно посещать транспортные хозяйства, давать руководителям указанных хозяйств рекомендации о проведении мероприятий по предупреждению аварийности и содержанию транспортных средств в исправном состоянии;
б) останавливать транспортные средства; требовать от лиц, нарушающих правила движения, прекращения нарушений правил, налагать на нарушителей в предусмотренных законом случаях административные взыскания;
в) отстранять от управления транспортными средствами лиц: находящихся в нетрезвом состоянии, не имеющих права управлять данным видом транспортных средств, грубо нарушающих правила движения;
г) запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых угрожает безопасности движения, либо транспортных средств, не имеющих приспособлений для подавления помех радиоприему, а также автомобилей с неисправными или неопломбированными спидометрами или с шинами, подлежащими сдаче в ремонт для восстановления (со снятием в необходимых случаях номерных знаков до устранения неисправностей);
д) использовать в необходимых случаях без оплаты грузовые автомобили для транспортировки поврежденных при авариях или неисправных транспортных средств.
Права, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" и "д" настоящего пункта, имеют также инспектора дорожного надзора.
8. За нарушения правил, обеспечивающих безопасность движения автомототранспорта и городского электротранспорта, и правил пользования этими видами транспорта в случаях, предусмотренных законодательством СССР и союзных республик, работники Государственной автомобильной инспекции при исполнении ими служебных обязанностей могут налагать в административном порядке штрафы в следующих размерах:
милиционеры-регулировщики движения | - до 50 коп. | |||
инспектора дорожного надзора | - до 3 рублей | |||
государственные автомобильные инспектора | - до 10 рублей | |||
начальники отделов (отделений) Государственной автомобильной инспекции | - до 30 рублей (на должностных лиц) |
Штрафы в размере до одного рубля взимаются на месте.
9. Государственная автомобильная инспекция осуществляет работу по взиманию сборов, связанных с эксплуатацией средств автомототранспорта.
10. Работники Государственной автомобильной инспекции пользуются всеми правами, предоставленными работникам милиции.
11. Государственная автомобильная инспекция осуществляет полномочия, предусмотренные настоящим Положением, также в отношении автомототранспорта Министерства обороны СССР и войск Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР лишь при нахождении его на улицах и дорогах и только в части контроля за соблюдением водителями правил движения и техническим состоянием автомототранспорта.
УТВЕРЖДЕН
постановлением
Совета Министров СССР
от 30 сентября 1963 года N 1022
ПЕРЕЧЕНЬ
нарушений Правил движения по улицам и дорогам Союза ССР, влекущих наложение штрафов в административном порядке
За нарушения Правил движения по улицам и дорогам Союза ССР могут налагаться в административном порядке штрафы в следующих размерах:
а) за выпуск на линию технически неисправных транспортных средств, за допуск к управлению транспортными средствами водителей в нетрезвом состоянии или без соответствующего удостоверения на право управления ими, за непринятие мер к своевременному запрещению или ограничению движения транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения, - до 30 рублей (на должностных лиц);
б) за управление транспортными средствами с неисправностями, угрожающими безопасности движения; за нарушение правил перевозки людей на грузовых автомобилях; за эксплуатацию транспортных средств, не зарегистрированных в установленном порядке в Государственной автомобильной инспекции или с которых сняты номерные знаки; за управление транспортными средствами лицами, не имеющими соответствующих удостоверений на право управления или лишенными водительских прав; за передачу управления транспортными средствами лицам, не имеющим соответствующих удостоверений на право управления или находящимся в нетрезвом состоянии; за другие грубые нарушения правил движения, которые повлекли или могли повлечь тяжкие последствия, - до 10 рублей.
Штрафы, налагаемые в административном порядке за указанные действия, не применяются в случаях, когда виновные лица в соответствии с действующим законодательством подлежат уголовной ответственности.
Примечание. За другие нарушения правил, обеспечивающих безопасность движения автомототранспорта и городского электротранспорта, и правил пользования этими видами транспорта штрафы в административном порядке могут налагаться в случаях, когда это предусмотрено законодательством союзных республик.
УТВЕРЖДЕН
постановлением
Совета Министров СССР
от 30 сентября 1963 года N 1022
ПЕРЕЧЕНЬ
сборов, взимаемых в связи с эксплуатацией средств автомототранспорта