СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 1977 года N 49
О мерах по развитию железнодорожного транспорта в 1976-1980 годах
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что железнодорожный транспорт, на долю которого приходится основной объем перевозок в стране, выполнил в годы девятой пятилетки установленные задания по перевозке грузов, прибыли и росту производительности труда работников, занятых на перевозках.
Вместе с тем в настоящее время железнодорожный транспорт работает с большим напряжением и не обеспечивает возрастающих потребностей народного хозяйства и населения страны в перевозках. За 1976 год железные дороги не выполнили план перевозок народнохозяйственных грузов на 37 млн. тонн. Неудовлетворительно выполняются задания по перевозке угля, нефти и нефтепродуктов, руднометаллургического сырья, лесных и некоторых других грузов. В результате создались большие затруднения в работе ряда отраслей народного хозяйства. На многих предприятиях промышленности скопилась готовая продукция, реализация которой задерживается из-за несвоевременной подачи вагонов.
Министерство путей сообщения не выполнило указания Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР об устранении серьезных недостатков в работе железнодорожного транспорта и не приняло всех необходимых мер к более полному использованию имеющихся на транспорте внутренних резервов. В 1976 году ухудшились по сравнению с 1975 годом основные показатели эксплуатационной работы железных дорог, в частности замедлился оборот грузовых вагонов, снизились участковая и техническая скорости движения грузовых поездов, а также уровень выполнения графика движения грузовых и пассажирских поездов.
На ряде железных дорог вследствие низкого качества ремонта участились случаи выхода из строя локомотивов, особенно тепловозов, возросло количество отцепок неисправных грузовых вагонов от поездов, ухудшилось положение с обеспечением безопасности движения поездов, особенно пассажирских.
Министерство путей сообщения не добилось улучшения организаций перевозок пассажиров и повышения культуры их обслуживания на вокзалах и в поездах.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают недопустимым, что коллегия Министерства путей сообщения не приняла необходимых мер к обеспечению на железных дорогах нормального режима работы локомотивных бригад. За 10 месяцев 1976 года количество случаев нарушения норм непрерывной работы локомотивных бригад увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 1975 года в 2,5 раза и составило более 215 тысяч случаев.
Министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик не приняли необходимых мер к улучшению использования грузовых вагонов на подведомственных предприятиях. На многих предприятиях все еще велики простои вагонов под погрузкой и разгрузкой сверх установленных норм, и особенно в выходные, праздничные и послепраздничные дни. В связи с этим железнодорожный транспорт теряет значительные погрузочные ресурсы, что отрицательно сказывается на удовлетворении потребностей народного хозяйства в перевозках грузов.
Министерством путей сообщения и Министерством транспортного строительства допускаются серьезные недостатки в использовании капитальных вложений и не принимаются должные меры к повышению их эффективности, к снижению стоимости строительства транспортных объектов. Трудовые, материальные и финансовые ресурсы не концентрируются на важнейших пусковых объектах.
Министерство транспортного строительства не обеспечивает выполнения плана строительства ряда важнейших объектов железнодорожного транспорта, а также жилых домов и объектов коммунально-бытового назначения, допускает нарушение сроков строительства указанных объектов и низкое качество выполнения строительных и проектных работ, что приводит к значительному удорожанию строительства.
Госплан СССР и Министерство путей сообщения допустили отставание развития пропускной и провозной способности железных дорог от роста объемов перевозок. За последние годы снижены темпы строительства вторых путей, электрификации железнодорожных линий, развития железнодорожных узлов и станций. Медленно развивается база по ремонту подвижного состава, путевых машин, погрузочно-разгрузочных средств и другой железнодорожной техники.
Вагонный парк железных дорог медленно пополняется новыми грузовыми вагонами, особенно цельнометаллическими вагонами и вагонами на роликовых подшипниках. Не полностью удовлетворяется потребность железнодорожного транспорта в новых рельсах, особенно в термически упрочненных рельсах, в тепловозных дизелях, тяговых электродвигателях, а также в материалах, изделиях и запасных частях для ремонта подвижного состава.
Госснаб СССР и министерства-изготовители не полностью обеспечивают поставку железнодорожному транспорту металла, рельсов, запасных частей для подвижного состава, пиломатериалов для ремонта вагонов и других изделий по выделенным фондам.
В целях более полного удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, осуществления мер по увеличению пропускной и провозной способности железных дорог и обеспечения бесперебойной работы железнодорожного транспорта Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР
постановляют:
1. Министерству путей сообщения и Министерству транспортного строительства обеспечить в 1976-1980 годах ввод в эксплуатацию новых железнодорожных линий общей протяженностью 3370 километров, вторых путей и двухпутных вставок - 4000 километров, электрифицированных железнодорожных линий - 4500 километров, устройств автоблокировки и диспетчерской централизации на железнодорожных линиях протяженностью 16,8 тыс. километров, а также осуществить работы по строительству и реконструкции других объектов железнодорожного транспорта согласно приложению N 1.
Для дальнейшего технического оснащения наиболее грузонапряженных железнодорожных направлений обеспечить в первую очередь проведение капитальных работ на следующих объектах, связанных с увеличением пропускной и провозной способности железнодорожных линий и перерабатывающей способности железнодорожных станций и узлов:
а) на железных дорогах Урала:
строительство новой электрифицированной железнодорожной линии Белорецк - Карламан и обхода Свердловского железнодорожного узла;
укладку вторых путей на участках Пермь - Левшино - Чусовская, Каменск-Уральский - Чурилово, Решеты - Арамиль, Орск - Кандагач, Оренбург - Илецк;
электрификацию участков Богданович - Камышлов - Тюмень, Богданович - Каменск-Уральский - Чурилово, Решеты - Арамиль, Орск - Оренбург;
усиление железнодорожной линии Чусовская - Гороблагодатская;
развитие железнодорожных станций Свердловск, Магнитогорск, Пермь, Орск, Березники;
б) на железных дорогах Западной Сибири:
строительство новой железнодорожной линии Малиновое Озеро - Локоть;
укладку вторых путей на участках Новокузнецк - Междуреченск, Инская - Алтайская, Артышта - Томусинская;