ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 1977 года N 49

О мерах по развитию железнодорожного транспорта в 1976-1980 годах

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что железнодорожный транспорт, на долю которого приходится основной объем перевозок в стране, выполнил в годы девятой пятилетки установленные задания по перевозке грузов, прибыли и росту производительности труда работников, занятых на перевозках.

Вместе с тем в настоящее время железнодорожный транспорт работает с большим напряжением и не обеспечивает возрастающих потребностей народного хозяйства и населения страны в перевозках. За 1976 год железные дороги не выполнили план перевозок народнохозяйственных грузов на 37 млн. тонн. Неудовлетворительно выполняются задания по перевозке угля, нефти и нефтепродуктов, руднометаллургического сырья, лесных и некоторых других грузов. В результате создались большие затруднения в работе ряда отраслей народного хозяйства. На многих предприятиях промышленности скопилась готовая продукция, реализация которой задерживается из-за несвоевременной подачи вагонов.

Министерство путей сообщения не выполнило указания Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР об устранении серьезных недостатков в работе железнодорожного транспорта и не приняло всех необходимых мер к более полному использованию имеющихся на транспорте внутренних резервов. В 1976 году ухудшились по сравнению с 1975 годом основные показатели эксплуатационной работы железных дорог, в частности замедлился оборот грузовых вагонов, снизились участковая и техническая скорости движения грузовых поездов, а также уровень выполнения графика движения грузовых и пассажирских поездов.

На ряде железных дорог вследствие низкого качества ремонта участились случаи выхода из строя локомотивов, особенно тепловозов, возросло количество отцепок неисправных грузовых вагонов от поездов, ухудшилось положение с обеспечением безопасности движения поездов, особенно пассажирских.

Министерство путей сообщения не добилось улучшения организаций перевозок пассажиров и повышения культуры их обслуживания на вокзалах и в поездах.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают недопустимым, что коллегия Министерства путей сообщения не приняла необходимых мер к обеспечению на железных дорогах нормального режима работы локомотивных бригад. За 10 месяцев 1976 года количество случаев нарушения норм непрерывной работы локомотивных бригад увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 1975 года в 2,5 раза и составило более 215 тысяч случаев.

Министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик не приняли необходимых мер к улучшению использования грузовых вагонов на подведомственных предприятиях. На многих предприятиях все еще велики простои вагонов под погрузкой и разгрузкой сверх установленных норм, и особенно в выходные, праздничные и послепраздничные дни. В связи с этим железнодорожный транспорт теряет значительные погрузочные ресурсы, что отрицательно сказывается на удовлетворении потребностей народного хозяйства в перевозках грузов.

Министерством путей сообщения и Министерством транспортного строительства допускаются серьезные недостатки в использовании капитальных вложений и не принимаются должные меры к повышению их эффективности, к снижению стоимости строительства транспортных объектов. Трудовые, материальные и финансовые ресурсы не концентрируются на важнейших пусковых объектах.

Министерство транспортного строительства не обеспечивает выполнения плана строительства ряда важнейших объектов железнодорожного транспорта, а также жилых домов и объектов коммунально-бытового назначения, допускает нарушение сроков строительства указанных объектов и низкое качество выполнения строительных и проектных работ, что приводит к значительному удорожанию строительства.

Госплан СССР и Министерство путей сообщения допустили отставание развития пропускной и провозной способности железных дорог от роста объемов перевозок. За последние годы снижены темпы строительства вторых путей, электрификации железнодорожных линий, развития железнодорожных узлов и станций. Медленно развивается база по ремонту подвижного состава, путевых машин, погрузочно-разгрузочных средств и другой железнодорожной техники.

Вагонный парк железных дорог медленно пополняется новыми грузовыми вагонами, особенно цельнометаллическими вагонами и вагонами на роликовых подшипниках. Не полностью удовлетворяется потребность железнодорожного транспорта в новых рельсах, особенно в термически упрочненных рельсах, в тепловозных дизелях, тяговых электродвигателях, а также в материалах, изделиях и запасных частях для ремонта подвижного состава.

Госснаб СССР и министерства-изготовители не полностью обеспечивают поставку железнодорожному транспорту металла, рельсов, запасных частей для подвижного состава, пиломатериалов для ремонта вагонов и других изделий по выделенным фондам.

В целях более полного удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, осуществления мер по увеличению пропускной и провозной способности железных дорог и обеспечения бесперебойной работы железнодорожного транспорта Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

1. Министерству путей сообщения и Министерству транспортного строительства обеспечить в 1976-1980 годах ввод в эксплуатацию новых железнодорожных линий общей протяженностью 3370 километров, вторых путей и двухпутных вставок - 4000 километров, электрифицированных железнодорожных линий - 4500 километров, устройств автоблокировки и диспетчерской централизации на железнодорожных линиях протяженностью 16,8 тыс. километров, а также осуществить работы по строительству и реконструкции других объектов железнодорожного транспорта согласно приложению N 1.

Для дальнейшего технического оснащения наиболее грузонапряженных железнодорожных направлений обеспечить в первую очередь проведение капитальных работ на следующих объектах, связанных с увеличением пропускной и провозной способности железнодорожных линий и перерабатывающей способности железнодорожных станций и узлов:

а) на железных дорогах Урала:

строительство новой электрифицированной железнодорожной линии Белорецк - Карламан и обхода Свердловского железнодорожного узла;

укладку вторых путей на участках Пермь - Левшино - Чусовская, Каменск-Уральский - Чурилово, Решеты - Арамиль, Орск - Кандагач, Оренбург - Илецк;

электрификацию участков Богданович - Камышлов - Тюмень, Богданович - Каменск-Уральский - Чурилово, Решеты - Арамиль, Орск - Оренбург;

усиление железнодорожной линии Чусовская - Гороблагодатская;

развитие железнодорожных станций Свердловск, Магнитогорск, Пермь, Орск, Березники;

б) на железных дорогах Западной Сибири:

строительство новой железнодорожной линии Малиновое Озеро - Локоть;

укладку вторых путей на участках Новокузнецк - Междуреченск, Инская - Алтайская, Артышта - Томусинская;

электрификацию участков Омск (Входная) - Иртышское, Иртышское - Карасук, Карасук - Камень-на-Оби, Камень-на-Оби - Среднесибирская;

развитие железнодорожных станций и узлов Инская, Алтайская (со строительством обхода Барнауло-Алтайского железнодорожного узла), Красный Камень, Черкасов Камень, Ленинск-Кузнецкий I, Киселевск, Байкаим, Зеньково, Ленинск-Кузнецкий II, Мереть;

в) на железных дорогах Поволжья:

строительство новых железнодорожных линий Агрыз - Круглое Поле, Новосергиевская - Пугачевск, Мурапталово - Оренбург, обхода Уфимского железнодорожного узла;

укладку вторых путей на участках Сенная - Саратов, Рузаевка - Красный Узел, Рузаевка - Рязань, Смышляевка - Жигулевское Море - Сызрань, Чишмы - Ульяновск - Инза и третьего пути на участке Чишмы - Дема;

усиление железнодорожной линии Сенная - Вольск;

развитие железнодорожных станций Сызрань I, Пенза III, Дема, Юдино;

г) на железных дорогах Казахстана:

строительство новой железнодорожной линии Кустанай - Урицкое;

укладку вторых путей на участках Моинты - Чу, Чу - Арысь, Орск - Кандагач, Алма-Ата - Чу;

электрификацию участка Целиноград - Экибастуз;

усиление железнодорожной линии Пески-Целинные - Урицкое;

развитие железнодорожных станций Арысь, Кустанай;

д) на железных дорогах Восточной Сибири:

укладку вторых путей на участках Тайшет - Гидростроитель - Хребтовая, Междуреченск - Абакан и третьего пути на участке Иркутск-Сортировочный - Гончарово - Слюдянка;

развитие железнодорожных станций Ангарск, Тайшет, Ачинск I, Иркутск-Сортировочный.

2. Министерству путей сообщения и Министерству транспортного строительства разработать по согласованию с Госпланом СССР, Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам, Министерством финансов СССР, Стройбанком СССР и ВЦСПС и осуществить мероприятия по повышению ответственности строительных организаций и организаций железнодорожного транспорта за выполнение установленных заданий по строительству объектов, обеспечивающих увеличение провозной и пропускной способности железных дорог Урала, Западной Сибири, Поволжья, Казахстана и Восточной Сибири, а также по повышению заинтересованности работников этих организаций в ускорении ликвидации узких мест в работе железнодорожного транспорта в указанных районах.

По вопросам, требующим решения Правительства СССР, представить в 3-месячный срок предложения в Совет Министров СССР.

3. Госплану СССР, Министерству путей сообщения и Министерству транспортного строительства совместно с Министерством энергетики и электрификации СССР и Министерством электротехнической промышленности рассмотреть вопрос об увеличении в 1978-1980 годах объемов работ по электрификации грузонапряженных железнодорожных линий (сверх объемов работ по электрификации линий, предусмотренных настоящим постановлением) и соответствующие предложения представить в 3-месячный срок в Совет Министров СССР.

4. Министерству транспортного строительства и Министерству путей сообщения обеспечить выполнение в 1976-1980 годах установленных планов развития железнодорожного транспорта, улучшение качества проектирования и строительства, сокращение сроков и стоимости строительства объектов железнодорожного транспорта.

5. Госплану СССР при определении программы подрядных работ для Министерства транспортного строительства сосредоточивать усилия строительных организаций этого Министерства в первую очередь на строительстве объектов транспорта, не допуская, как правило, загрузки Министерства транспортного строительства работами по строительству объектов, не связанных с развитием транспорта.

6. Установить Министерству путей сообщения на 1976-1980 годы:

объем капитальных вложений на развитие железнодорожного транспорта (без учета строительства комплекса объектов Байкало-Амурской железнодорожной магистрали) в размере 14939,5 млн. рублей, в том числе 4840 млн. рублей на строительно-монтажные работы, с распределением по годам согласно приложению N 2;

объем государственных капитальных вложений на жилищно-коммунальное строительство (без учета строительства комплекса объектов Байкало-Амурской железнодорожной магистрали) в размере 1210 млн. рублей, с вводом в эксплуатацию 7204 тыс.кв. метров общей площади жилых домов;

задание по вводу в эксплуатацию общеобразовательных школ на 60 тыс. мест, детских дошкольных учреждений на 51 тыс. мест и больниц на 8,8 тыс. коек.

Госплану СССР при разработке проектов планов на 1978 год и последующие годы десятой пятилетки увеличивать объемы капитальных вложений на развитие железнодорожного транспорта (сверх объемов капитальных вложений, предусмотренных настоящим постановлением), имея в виду направить эти капитальные вложения на ускорение ликвидации узких мест в его работе путем строительства новых железнодорожных линий, вторых путей, развития узлов и станций, электрификации грузонапряженных участков железных дорог и проведения других мероприятий, а также на жилищно-коммунальное строительство и на приобретение подвижного состава для железнодорожного транспорта.

7. Министерству тяжелого и транспортного машиностроения, Министерству электротехнической промышленности, Министерству оборонной промышленности и Министерству внешней торговли обеспечить поставку в 1976-1980 годах Министерству путей сообщения железнодорожного подвижного состава и контейнеров в объемах и сроки согласно приложению N 3.

8. Министерству тяжелого и транспортного машиностроения и Министерству оборонной промышленности обеспечить:

производство в 1978-1980 годах 9,6 тыс. грузовых вагонов сверх количеств, предусмотренных на эти годы постановлением Совета Министров СССР от 21 октября 1976 года N 870, в том числе Министерству тяжелого и транспортного машиностроения 6,2 тыс. грузовых вагонов и Министерству оборонной промышленности 3,4 тыс. грузовых вагонов (в четырехосном исчислении);

необходимое развитие и наиболее полное использование в 1977-1980 годах мощностей по производству грузовых и пассажирских вагонов для обеспечения выполнения заданий, предусмотренных в приложении N 3 к настоящему постановлению;

производство начиная с 1978 года всех выпускаемых полувагонов с металлическим кузовом и доведение к 1980 году выпуска крытых универсальных вагонов с металлическим кузовом до 1800 штук в год.

Госплану СССР, Госснабу СССР, Министерству строительства СССР, Министерству строительства предприятий тяжелой индустрии СССР и Министерству промышленного строительства СССР совместно с Министерством тяжелого и транспортного машиностроения рассмотреть вопрос о сокращении сроков строительства и ввода в действие производственных мощностей по выпуску колесных пар на роликовых подшипниках и вагонного стального литья на Алтайском, Крюковском, Абаканском и Кадиевском вагоностроительных заводах, а также на Бежецком сталелитейном заводе и Кременчугском заводе литья и штамповок Министерства тяжелого и транспортного машиностроения и в месячный срок внести соответствующие предложения в Совет Министров СССР.

9. Госплану СССР, Министерству тяжелого и транспортного машиностроения и Министерству оборонной промышленности с участием Министерства путей сообщения в 3-месячный срок разработать необходимые мероприятия по увеличению производства грузовых вагонов на предприятиях этих министерств, с тем чтобы при подготовке проектов годовых планов на 1978-1980 годы предусматривать дополнительную поставку вагонов железнодорожному транспорту (сверх количеств, установленных настоящим постановлением).

Министерству оборонной промышленности разработать и утвердить мероприятия по ускорению развития на Уральском вагоностроительном заводе имени Ф.Э.Дзержинского производственных мощностей по выпуску 30 тыс. полувагонов (в четырехосном исчислении) в год.

По вопросам, требующим решения Правительства СССР, представить в 3-месячный срок предложения в Совет Министров СССР.

10. Министерству тяжелого и транспортного машиностроения и Министерству путей сообщения обеспечить начиная с 1980 года выпуск всех новых грузовых вагонов на роликовых подшипниках и перевод на эти подшипники находящихся в эксплуатации вагонов в 1978 году в количестве 5 тыс. штук, в 1979 году - 20 тыс. штук и в 1980 году - 30 тыс. штук, с доведением к 1983 году перевода таких вагонов до 80-100 тыс. штук.

Министерству автомобильной промышленности обеспечить в 1977-1980 годах ввод в действие на строящемся Шестнадцатом государственном подшипниковом заводе мощностей по производству роликовых подшипников для железнодорожных вагонов в количестве 2 млн. штук в год, в том числе в 1977 и 1978 годах - по 600 тыс. штук и в 1979 и 1980 годах - по 400 тыс. штук.

11. Министерству тяжелого и транспортного машиностроения, Министерству промышленного строительства СССР, Министерству строительства СССР и Министерству строительства предприятий тяжелой индустрии СССР обеспечить строительство, расширение и реконструкцию предприятий по производству путевых машин, электровагонов и тепловозных дизелей в сроки согласно приложению N 4.

Установить на 1977-1980 годы Министерству тяжелого и транспортного машиностроения объем капитальных вложений согласно приложению N 5 для осуществления строительства, расширения и реконструкции предприятий, указанных в приложении N 4.

Разрешить, в виде исключения, Министерству тяжелого и транспортного машиностроения осуществлять в 1977-1978 годах разработку рабочих чертежей на строительство, расширение и реконструкцию предприятий, указанных в приложении N 4, до утверждения технических (техно-рабочих) проектов.

Стройбанку СССР финансировать в 1977-1978 годах работы по проектированию, строительству, расширению и реконструкции указанных предприятий по рабочим чертежам, единичным расценкам и ценам на монтаж оборудования в пределах объемов капитальных вложений, указанных в приложении N 5.

12. Для обеспечения ремонта подвижного состава и увеличения производства стрелочной продукции:

а) Министерству станкостроительной и инструментальной промышленности и Министерству тяжелого и транспортного машиностроения:

изготовить и поставить в 1977-1980 годах Министерству путей сообщения специальное и именниковое металлообрабатывающее оборудование, тяжелое и уникальное металлорежущее и кузнечно-прессовое оборудование и автоматические линии согласно приложениям N 6, 7 и 8;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»