СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 8 октября 1981 года N 990


О Государственном плане экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы

(с изменениями на 3 февраля 2020 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2020 года N 80 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.02.2020, N 0001202002130014) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2020 года N 80).

____________________________________________________________________



Совет Министров СССР

постановляет:

1. Принять подготовленный Госпланом СССР в соответствии с Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года, утвержденными XXVI съездом КПСС, и с учетом проектов планов и целевых комплексных народнохозяйственных программ, представленных министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик, Государственный план экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы.

Установить основные задания по экономическому и социальному развитию СССР на 1981-1985 годы согласно приложениям N 1-3*, включая следующие из них:

1981 год

1982 год

1983 год

1984 год

1985 год

Национальный доход, используемый на потребление и накопление (в сопоставимых ценах 1973 года), в процентах к 1980 году

103,4

106,1

109,8

113,2

118

Продукция промышленности (в сопоставимых ценах и тарифах на 1 января 1975 года, в структуре плана 1981 года), в процентах к 1980 году - всего

104,1

108,2

112,9

118,7

126

в том числе:

производство средств производства (группа "А")

104,1

108,2

112,8

118,6

125,5

производство предметов потребления (группа "Б")

104,2

108,3

113,3

119

126

Производительность труда в расчете на одного работающего, в процентах к 1980 году:

в промышленности

103,6

107

111,4

116,5

123

в строительстве

103,5

105,6

109

112

115

на железнодорожном транспорте

101,6

103

105,2

107,5

110,5

Прибыль по народному хозяйству (в ценах 1980 года), млрд. рублей

130,55

134,2

142,8

154,1

165,4

Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли, включая оборот предприятий общественного питания (в текущих ценах), млрд. рублей

278,3

300

315

330

345

Реальные доходы на душу населения, в процентах к 1980 году

102,9

105,8

109,4

112,8

116,5

Государственные капитальные вложения, млрд. рублей - всего

122,5

121,6

124,3

125,9

124,1

в том числе строительно-монтажные работы, млрд. рублей

60,4

59,3

61,4

62,0

60,8

Грузооборот всех видов транспорта, млрд. тонно-километров

7081,8

7230,9

7483,3

7787,7

8130


Увеличить среднегодовой объем производства продукции сельского хозяйства по сравнению с предыдущим пятилетием на 13 процентов. Повысить за пятилетие среднегодовой уровень производительности труда в колхозах и совхозах на 23 процента.

В целях выполнения принятой XXVI съездом КПСС программы социального развития и повышения народного благосостояния осуществить в одиннадцатой пятилетке в централизованном порядке государственные мероприятия в этой области с затратами на общую сумму 16,6 млрд. рублей (в расчете на 1985 год).

Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Госплану СССР и Министерству финансов СССР с участием ВЦСПС, заинтересованных министерств и ведомств обеспечивать подготовку и представление в Совет Министров СССР предложений о порядке и сроках осуществления указанных мероприятий.

Госплану СССР предусматривать в проектах годовых планов на 1982-1985 годы, а Министерству финансов СССР - в проектах государственного бюджета СССР на эти годы выделение необходимых ресурсов на проведение соответствующих мероприятий по повышению уровня жизни народа.

Продолжить погашение государственных внутренних займов.

2. Внести Государственный план экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы на рассмотрение Верховного Совета СССР.

3. Поручить Госплану СССР:

а) в 3-недельный срок довести до министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик задания Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы по кругу показателей, утвержденных Советом Министров СССР;

б) в месячный срок утвердить по министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик и довести до них задания (с распределением по годам пятилетки) по другим показателям разделов Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы, в том числе задания, вытекающие из целевых комплексных экономических, социальных программ и программ развития отдельных регионов и территориально-производственных комплексов (по установленной Госпланом СССР номенклатуре показателей), и материальные балансы, а также утвердить одновременно:

совместно с Государственным комитетом СССР по науке и технике - задания Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы по разделу "Развитие науки и техники", включая основные задания научно-технических программ;

совместно с Министерством финансов СССР - сводный финансовый баланс государства на 1981-1985 годы, показатели по платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета по министерствам и ведомствам СССР, переведенным на нормативное распределение прибыли, а также лимиты долгосрочного кредитования в целом по стране и по отраслям народного хозяйства;

по согласованию с Государственным комитетом СССР по науке и технике и Министерством финансов СССР - нормативы единого фонда развития науки и техники по промышленным министерствам (кроме оборонных отраслей промышленности);

совместно с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Госстроем СССР (в части строительства) - важнейшие задания по внедрению научной организации труда;

совместно с Государственным комитетом СССР по стандартам и Госстроем СССР (в части, относящейся к нему) - пятилетний план государственной стандартизации и метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства и промышленности.

Госплану СССР и Советам Министров союзных республик установить на одиннадцатую пятилетку по министерствам и ведомствам СССР и союзных республик (в месячный срок по промышленности и в 2-месячный срок по строительству) по согласованию соответственно с ВЦСПС и Министерством финансов СССР и республиканскими советами профсоюзов стабильные нормативы образования фондов экономического стимулирования и общие размеры этих фондов по всем видам деятельности;

в) с участием министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик продолжить составление целевых комплексных экономических и социальных программ, а также программ развития отдельных регионов и территориально-производственных комплексов;

г) внести в задания пятилетнего плана, устанавливаемые министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик в действующих оптовых ценах и тарифах, необходимые поправки, связанные с введением в действие с 1 января 1982 года новых оптовых цен и тарифов. Соответствующие данные об уточнении заданий сообщить Совету Министров СССР одновременно с проектом Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1983 год.

4. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить исходя из заданий Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы завершение в 2-месячный срок составления пятилетних планов (с распределением заданий по годам пятилетки) каждым объединением, предприятием и организацией. Указанные пятилетние планы должны быть направлены на выполнение главной задачи одиннадцатой пятилетки, состоящей в обеспечении дальнейшего роста благосостояния советских людей на основе устойчивого, поступательного развития народного хозяйства, ускорения научно-технического прогресса и перевода экономики на интенсивный путь развития, более рационального использования производственного потенциала страны, всемерной экономии всех видов ресурсов и улучшения качества работы.

При разработке указанных пятилетних планов обеспечить учет в них заданий и мероприятий, предусмотренных в целевых комплексных экономических, социальных и научно-технических программах, а также программах развития отдельных регионов и территориально-производственных комплексов, и первоочередное выделение для их выполнения необходимых трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов.

5. Государственному комитету СССР по науке и технике и Госплану СССР (в необходимых случаях совместно с Госстроем СССР и Академией наук СССР) внести в 2-месячный срок в утвержденные научно-технические программы изменения, вытекающие из предусмотренных в Государственном плане экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы основных заданий этих программ.

6. Министерствам и ведомствам СССР:

а) в месячный срок после доведения до них Госпланом СССР заданий Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы сообщить Советам Министров союзных республик основные показатели плана на 1981-1985 годы (по перечню показателей, установленному Госпланом СССР) в целом по находящимся на территории соответствующей республики производственным объединениям, предприятиям, организациям и стройкам союзного подчинения (кроме показателей по производству оборонной продукции в натуральном выражении), с выделением показателей по областям, краям и автономным республикам (по РСФСР и Украинской ССР, кроме того, по экономическим районам, а в РСФСР - по городам Москве и Ленинграду). В этот же срок соответствующие показатели по подведомственным производственным объединениям, предприятиям, организациям и стройкам, расположенным в городах Москве и Ленинграде и в Ленинградской области, сообщаются соответственно Мосгорисполкому, Ленгорисполкому и Леноблисполкому;

б) обеспечить представление подведомственными производственными объединениями, предприятиями, организациями и стройками по месту их нахождения основных показателей планов на 1981-1985 годы (по перечню показателей, установленному Госпланом СССР) в краевые, областные, городские и районные плановые комиссии и в госпланы автономных республик, а в союзных республиках, не имеющих областного деления, - в госпланы этих республик. При этом в показателях по жилищному строительству и по строительству детских дошкольных учреждений должны быть предусмотрены лимиты капитальных вложений, строительно-монтажных и подрядных работ и объемы ввода в действие жилой площади и детских дошкольных учреждений, которые подлежат передаче в установленном порядке исполкомам Советов народных депутатов, осуществляющим функции единого заказчика.

7. Советам Министров союзных республик:

а) разработать исходя из Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на основе проектов планов, представленных министерствами и ведомствами союзных республик, Советами Министров автономных республик и исполкомами местных Советов народных депутатов, государственные пятилетние планы экономического и социального развития союзных республик, с включением в них основных показателей по производственным объединениям, предприятиям, организациям и стройкам союзного подчинения, находящимся на территории республики;

б) обеспечить разработку указанных планов в территориальном и программном разрезе по всему подведомственному хозяйству, включая хозяйство союзно-республиканских министерств и ведомств союзных республик, и довести соответствующие показатели до Советов Министров автономных республик, исполкомов краевых, областных, окружных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов, а в союзных республиках, не имеющих областного деления, - до исполкомов городских (городов республиканского подчинения) и районных Советов народных депутатов;

в) обеспечить:

разработку пятилетних планов экономического и социального развития в автономных республиках, краях, областях, округах, городах и районах;

доведение до колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и объединений показателей развития сельского хозяйства, предусмотренных пунктом 3 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 ноября 1980 года N 1032.

Одновременно с утверждением планов государственных закупок сельскохозяйственных продуктов по автономным республикам, краям, областям, округам, районам и категориям хозяйств довести объемы закупок до министерств, ведомств, организаций и предприятий, осуществляющих эти закупки;

разработку в 3-месячный срок колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями и объединениями пятилетних планов развития сельского хозяйства на 1981-1985 годы, предусматривающих производство сельскохозяйственной продукции в количествах, гарантирующих продажу ее государству в соответствии с установленными для них планами;

первоочередное выполнение установленных на 1982-1985 годы планов поставок мяса, молока, яиц и других сельскохозяйственных продуктов в общесоюзный фонд, независимо от уровня выполнения планов государственных закупок скота и птицы, молока, яиц и других сельскохозяйственных продуктов;

г) представить до 1 апреля 1982 года в Совет Министров СССР и в копии в Госплан СССР и в Министерство сельского хозяйства СССР сводные планы развития сельского хозяйства на 1981-1985 годы по республике.

8. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик:

а) продолжить работу по пересмотру проектно-сметной документации по стройкам, переходящим на одиннадцатую пятилетку, имея в виду исключить из проектов и смет всякого рода излишества, а также объекты, строительство которых не вызывается первостепенной необходимостью или может быть отложено на более поздние сроки, и за счет этого обеспечить снижение сметной стоимости этих строек не менее чем на 5 процентов. О результатах проведенной работы представить к 1 мая 1982 года доклад в Совет Министров СССР и в копии в Госстрой СССР и Госплан СССР. Контроль за выполнением настоящего поручения и руководство указанной работой возложить на Госстрой СССР;

б) утвердить в титульных списках строек производственного назначения, начатых до 1981 года и включенных в план на одиннадцатую пятилетку, показатели на 1981-1985 годы с разбивкой заданий по годам. При этом уточняемые показатели титульных списков по стройкам черной и цветной металлургии, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, угольной и газовой промышленности, электроэнергетики и транспорта нефти и нефтепродуктов сметной стоимостью 25 млн. рублей и выше, а также по стройкам других отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и торговли сметной стоимостью 5 млн. рублей и выше утверждаются по согласованию с Госпланом СССР.

9. В целях создания на двенадцатую пятилетку задела по строительству объектов электроэнергетики, и прежде всего атомной энергетики, газопроводов и объектов по производству минеральных удобрений разрешить Министерству энергетики и электрификации СССР, Министерству газовой промышленности, Министерству химической промышленности и Министерству по производству минеральных удобрений утвердить в общеустановленном порядке по согласованию с Госпланом СССР титульные списки соответствующих строек производственного назначения (кроме важнейших), осуществление которых предусматривается пятилетним планом, но не полностью обеспечивается в 1984-1985 годах капитальными вложениями и материально-техническими ресурсами, устанавливая в титульных списках задания по вводу в действие мощностей в соответствии с заданиями пятилетнего плана на соответствующие годы, а также исходя из необходимости создания заделов для обеспечения темпов развития производства, намечаемых на первые годы двенадцатой пятилетки.

Стройбанку СССР принимать к финансированию титульные списки указанных строек и осуществлять финансирование их в меру выполнения плана, независимо от распределения лимитов капитальных вложений по годам пятилетки, по соответствующему министерству.

Госплану СССР и Министерству финансов СССР определить с участием указанных министерств источники необходимых дополнительных ассигнований на финансирование капитальных вложений по таким стройкам в 1984-1985 годах.

10. Совету Министров РСФСР, министерствам и ведомствам СССР предусматривать в планах на 1982-1985 годы выделение Министерству строительства в районах Дальнего Востока и Забайкалья на развитие производственной базы строительных организаций капитальных вложений (на строительно-монтажные работы) в размере до 3 процентов объема подрядных строительно-монтажных работ, выполняемых этими организациями для сельского хозяйства.

11. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик:

обеспечить в 3-месячный срок разработку на всех подведомственных предприятиях, в организациях и учреждениях организационно-технических мероприятий по дополнительному снижению в 1982-1985 годах материальных затрат на единицу выпускаемой продукции, производимых работ и оказываемых услуг в среднем не менее чем на 3-5 процентов против уровня 1980 года, в том числе на 1-1,5 процента в 1982 году, и установить постоянный контроль за выполнением этих мероприятий;

представить до 1 февраля 1982 года в Госплан СССР и Министерство финансов СССР сводные данные о размерах экономии от снижения материальных затрат в результате осуществления указанных мероприятий по министерству, ведомству СССР и союзной республике, с распределением их по отраслям хозяйства, видам деятельности и годам пятилетки;

Госплану СССР и Министерству финансов СССР представить до 15 апреля 1982 года в Совет Министров СССР предложения о порядке отражения в годовых планах экономического и социального развития СССР и государственном бюджете СССР экономии от снижения материальных затрат в результате осуществления организационно-технических мероприятий, разработанных в соответствии с настоящим пунктом, а также о порядке использования сэкономленных средств.

12. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить в 1981-1985 годах:

разработку и осуществление мероприятий по повышению эффективности использования грузовых автомобилей, автоприцепов, полуприцепов и автобусов за счет сокращения порожних пробегов, улучшения использования грузоподъемности, сокращения времени простоя под погрузочно-разгрузочными операциями, увеличения средней продолжительности работы подвижного состава в течение суток и повышения технической готовности автотранспортных средств;

сокращение количества мелких нерентабельных автохозяйств путем концентрации грузовых автомобилей в крупных хозрасчетных автотранспортных предприятиях;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»