СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 1980 года N 1233
О мерах по улучшению работы и комплексному развитию железнодорожного транспорта в 1981-1985 годах
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что за последние годы осуществлены значительные мероприятия по дальнейшему развитию железнодорожного транспорта, укреплению его материально-технической базы.
На железных дорогах постоянно возрастает пропускная и провозная способность наиболее грузонапряженных направлений, увеличивается укладка в путь новых рельсов, в том числе термически упрочненных, обновляется и пополняется эксплуатируемый парк локомотивов, вагонов, погрузочно-выгрузочных и путевых машин, механизмов и другой техники. Получили дальнейшее развитие автоматизация и механизация производственных процессов. Этому во многом способствовало выполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 января 1977 года N 49 "О мерах по развитию железнодорожного транспорта в 1976-1980 годах".
Однако в работе железнодорожного транспорта имеются серьезные недостатки - в планировании перевозочного процесса и управлении движением поездов, в выполнении графика движения поездов, использовании и содержании локомотивов и вагонов.
Министерство путей сообщения медленно устраняет имеющиеся недостатки в организации эксплуатационной работы железных дорог и использовании транспортных средств, отмеченные в ранее принятых решениях Правительства СССР. Не в полной мере используются имеющиеся на железнодорожном транспорте внутренние резервы для улучшения его работы. Технико-экономические показатели эксплуатационной работы продолжают ухудшаться. В последние годы снижается скорость движения поездов, увеличилось среднее время оборота грузового вагона, возросло количество опозданий пассажирских поездов, ухудшилась культура обслуживания пассажиров.
До настоящего времени не устранена напряженность в обеспечении возрастающих потребностей народного хозяйства в перевозках грузов, что создает дополнительные трудности в работе многих его отраслей. Не обеспечиваются, в частности, в необходимых размерах перевозки угля, нефти и нефтепродуктов, руднометаллургического сырья, лесных и ряда других важнейших грузов. Осложнилась работа по перевозке внешнеторговых грузов.
В результате нарушений Правил технической эксплуатации железных дорог, должностных инструкций, ослабления трудовой дисциплины в отдельных коллективах железнодорожного транспорта и недостатков в содержании технических средств увеличилось количество крушений, аварий и браков в поездной и маневровой работе, что приводит к перерывам в движении поездов и дополнительным затруднениям в эксплуатационной работе.
Работа железнодорожного транспорта серьезно осложнилась также из-за систематического невыполнения в десятой пятилетке машиностроительными министерствами, Министерством черной металлургии СССР, Министерством лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР и рядом других министерств заданий по поставке Министерству путей сообщения локомотивов, грузовых вагонов, тепловозных дизелей и тяговых электродвигателей, запасных частей для подвижного состава, путевых машин и механизмов, рельсов, шпал, переводных брусьев, рельсовых скреплений и других материалов.
Министерство транспортного строительства и Министерство путей сообщения не приняли необходимых мер к увеличению мощностей строительных организаций для обеспечения в 1976-1980 годах ввода в эксплуатацию в установленные сроки ряда объектов железнодорожного транспорта, не сконцентрировали капитальных вложений и трудовых ресурсов на важнейших стройках.
Многие министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик недостаточно принимают меры к улучшению использования грузовых вагонов, к обеспечению их сохранности, не уделяют должного внимания развитию промышленного железнодорожного транспорта, не реализуют полностью возможностей других видов транспорта, допускают в значительных объемах нерациональные перевозки грузов. Из-за длительной задержки на предприятиях вагонов под погрузкой и выгрузкой и неритмичности грузовой работы возникают дополнительные потери в погрузочных ресурсах железных дорог.
В целях улучшения работы железнодорожного транспорта и его дальнейшего развития для удовлетворения потребностей народного хозяйства страны и населения в перевозках Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР
постановляют:
1. Установить Министерству путей сообщения на 1985 год задания:
а) по грузообороту в объеме не менее 3900 млрд. тонно-километров, по пассажирообороту - не менее 370 млрд. пассажиро-километров;
б) по перевозкам важнейших грузов:
угля в объеме 790-805 млн. тонн, в том числе кузнецкого - 168-173 млн. тонн, экибастузского - 80-83 млн. тонн, карагандинского - 46-49 млн. тонн и донецкого - 265-270 млн. тонн;
нефти и нефтепродуктов в объеме 456-460 млн. тонн, руды - 360-365 млн. тонн, хлебных грузов - 140-145 млн. тонн и лесных грузов - 183-185 млн. тонн.
2. Министерству путей сообщения и Министерству транспортного строительства осуществить в 1981-1985 годах:
а) ввод в действие новых железнодорожных линий общей протяженностью 3580 километров, вторых путей и двухпутных вставок - 5070 километров, электрифицированных железнодорожных линий - 6400 километров, устройств автоблокировки и диспетчерской централизации на железнодорожных линиях общей протяженностью 15500 километров (включая объекты комплекса Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожную линию Сургут - Уренгой - Ягельное), а также обеспечить выполнение работ по строительству, реконструкции и расширению важнейших объектов железнодорожного транспорта, вновь начинаемых строительством в 1981-1985 годах, согласно приложению N 1;
б) для обеспечения перевозок лесных, топливных, экспортно-импортных и других грузов из районов Восточной Сибири и Дальнего Востока электрификацию участков Карымская - Бира Транссибирской магистрали, строительство дополнительных главных путей на участках Тайшет - Лена, Черемхово - Иркутск - Слюдянка, сортировочных станций Красноярск и Лена, строительство и реконструкцию локомотивных депо на станциях Ружино, Красноярск, Вихоревка, строительство Нижнеудинского вагоноремонтного завода и расширение Уссурийского, Читинского, Улан-Удэнского локомотиворемонтных и Красноярского электровагоноремонтного заводов;
в) для дальнейшего развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса и обеспечения транспортировки кузнецких и канско-ачинских углей и других грузов из районов Западной Сибири и Кузбасса выполнение работ по формированию Среднесибирской железнодорожной магистрали и ее дальнейшему усилению с созданием нового железнодорожного выхода из Кузнецкого угольного бассейна, по строительству новой железнодорожной линии Топки - Падунская, вторых путей или двухпутных вставок на участках Тайшет - Абакан, Новокузнецк - Междуреченск, сортировочных станций Укладочный и Войновка, локомотивного депо на станции Войновка, электрификации участка Тюмень - Называевская, расширению и реконструкции станции Тобол, Новосибирского стрелочного, Ишимского механического и Петуховского литейно-механического заводов;
г) для увеличения провозной и пропускной способности железных дорог в районах Средней Азии и Казахстана, обеспечения перевозок сельскохозяйственных грузов и экибастузского угля строительство новой железнодорожной линии Саяк - Актогай, вторых путей на участках Барнаул - Павлодар, Алма-Ата - Чу, Кандагач - Саксаульская, электрификацию железнодорожных линий Целиноград - Кокчетав - Пески-Целинные - Утяк, расширение сортировочной станции Кустанай, локомотивных депо Актюбинск, Гурьев и Кокчетав и Ташкентского тепловозоремонтного завода;
д) для развития железнодорожной сети в районах Урала и Поволжья, а также на подходах из Поволжья к Северному Кавказу, обеспечения перевозки топливно-энергетических, руднометаллургических и сельскохозяйственных грузов завершение строительства новой железнодорожной линии Погромное - Пугачевск, а также начало строительства новой железнодорожной линии Кукуштан - Пибаньшур, дополнительных главных путей на участках Магнитогорск - Белорецк - Чишмы, Смышляевка - Жигулевское Море - Сызрань, Чишмы - Ульяновск, Пугачевск - Сенная и выполнение работ по формированию двухпутного направления с укладкой вторых путей на участках Сенная - Саратов - Петров Вал - Качалино, строительство сортировочной станции в районе железнодорожной станции Пугачевск, локомотивного депо Астрахань и механического цеха на Оренбургском тепловозоремонтном заводе и реконструкцию локомотивного депо Петров Вал;
е) в районах Северо-Запада и Центра европейской части СССР строительство новой железнодорожной линии Рыбное - Узуново, вторых путей на участках Буй - Свеча - Котельнич, Инта - Печора - Рыбница, электрификацию железнодорожных участков на направлении Свердловск (Дружинино) - Казань - Черусти, дальнейшее развитие подходов в Московском и Ленинградском железнодорожных узлах, строительство сортировочной станции Вильнюс, мотор-вагонных депо Крюково, Данилов, расширение Муромского стрелочного, Ярославского вагоноремонтного и Ярославского электровозоремонтного, Люблинского литейно-механического, Конотопского и Московского вагоноремонтных и Воронежского тепловозоремонтного заводов, Павелецкого и Казанского вокзалов в г.Москве;
ж) для обеспечения перевозок экспортно-импортных, сельскохозяйственных, топливных и других грузов в южных районах европейской части СССР и Кавказа строительство дополнительных главных путей на участках Сальск - Куберле и Туапсе - Адлер, новой сортировочной станции Батево, расширение локомотивных депо Харьков, Кондрашевская и Бендеры, расширение и реконструкцию Днепропетровского стрелочного, Новороссийского, Попаснянского, Панютинского, Стрыйского вагоноремонтных, Львовского локомотиворемонтного, Тбилисского электровагоноремонтного и Новохоперского ремонтно-механического заводов;