ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 1980 года N 1233

О мерах по улучшению работы и комплексному развитию железнодорожного транспорта в 1981-1985 годах

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что за последние годы осуществлены значительные мероприятия по дальнейшему развитию железнодорожного транспорта, укреплению его материально-технической базы.

На железных дорогах постоянно возрастает пропускная и провозная способность наиболее грузонапряженных направлений, увеличивается укладка в путь новых рельсов, в том числе термически упрочненных, обновляется и пополняется эксплуатируемый парк локомотивов, вагонов, погрузочно-выгрузочных и путевых машин, механизмов и другой техники. Получили дальнейшее развитие автоматизация и механизация производственных процессов. Этому во многом способствовало выполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 января 1977 года N 49 "О мерах по развитию железнодорожного транспорта в 1976-1980 годах".

Однако в работе железнодорожного транспорта имеются серьезные недостатки - в планировании перевозочного процесса и управлении движением поездов, в выполнении графика движения поездов, использовании и содержании локомотивов и вагонов.

Министерство путей сообщения медленно устраняет имеющиеся недостатки в организации эксплуатационной работы железных дорог и использовании транспортных средств, отмеченные в ранее принятых решениях Правительства СССР. Не в полной мере используются имеющиеся на железнодорожном транспорте внутренние резервы для улучшения его работы. Технико-экономические показатели эксплуатационной работы продолжают ухудшаться. В последние годы снижается скорость движения поездов, увеличилось среднее время оборота грузового вагона, возросло количество опозданий пассажирских поездов, ухудшилась культура обслуживания пассажиров.

До настоящего времени не устранена напряженность в обеспечении возрастающих потребностей народного хозяйства в перевозках грузов, что создает дополнительные трудности в работе многих его отраслей. Не обеспечиваются, в частности, в необходимых размерах перевозки угля, нефти и нефтепродуктов, руднометаллургического сырья, лесных и ряда других важнейших грузов. Осложнилась работа по перевозке внешнеторговых грузов.

В результате нарушений Правил технической эксплуатации железных дорог, должностных инструкций, ослабления трудовой дисциплины в отдельных коллективах железнодорожного транспорта и недостатков в содержании технических средств увеличилось количество крушений, аварий и браков в поездной и маневровой работе, что приводит к перерывам в движении поездов и дополнительным затруднениям в эксплуатационной работе.

Работа железнодорожного транспорта серьезно осложнилась также из-за систематического невыполнения в десятой пятилетке машиностроительными министерствами, Министерством черной металлургии СССР, Министерством лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР и рядом других министерств заданий по поставке Министерству путей сообщения локомотивов, грузовых вагонов, тепловозных дизелей и тяговых электродвигателей, запасных частей для подвижного состава, путевых машин и механизмов, рельсов, шпал, переводных брусьев, рельсовых скреплений и других материалов.

Министерство транспортного строительства и Министерство путей сообщения не приняли необходимых мер к увеличению мощностей строительных организаций для обеспечения в 1976-1980 годах ввода в эксплуатацию в установленные сроки ряда объектов железнодорожного транспорта, не сконцентрировали капитальных вложений и трудовых ресурсов на важнейших стройках.

Многие министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик недостаточно принимают меры к улучшению использования грузовых вагонов, к обеспечению их сохранности, не уделяют должного внимания развитию промышленного железнодорожного транспорта, не реализуют полностью возможностей других видов транспорта, допускают в значительных объемах нерациональные перевозки грузов. Из-за длительной задержки на предприятиях вагонов под погрузкой и выгрузкой и неритмичности грузовой работы возникают дополнительные потери в погрузочных ресурсах железных дорог.

В целях улучшения работы железнодорожного транспорта и его дальнейшего развития для удовлетворения потребностей народного хозяйства страны и населения в перевозках Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:


1. Установить Министерству путей сообщения на 1985 год задания:

а) по грузообороту в объеме не менее 3900 млрд. тонно-километров, по пассажирообороту - не менее 370 млрд. пассажиро-километров;

б) по перевозкам важнейших грузов:

угля в объеме 790-805 млн. тонн, в том числе кузнецкого - 168-173 млн. тонн, экибастузского - 80-83 млн. тонн, карагандинского - 46-49 млн. тонн и донецкого - 265-270 млн. тонн;

нефти и нефтепродуктов в объеме 456-460 млн. тонн, руды - 360-365 млн. тонн, хлебных грузов - 140-145 млн. тонн и лесных грузов - 183-185 млн. тонн.

2. Министерству путей сообщения и Министерству транспортного строительства осуществить в 1981-1985 годах:

а) ввод в действие новых железнодорожных линий общей протяженностью 3580 километров, вторых путей и двухпутных вставок - 5070 километров, электрифицированных железнодорожных линий - 6400 километров, устройств автоблокировки и диспетчерской централизации на железнодорожных линиях общей протяженностью 15500 километров (включая объекты комплекса Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожную линию Сургут - Уренгой - Ягельное), а также обеспечить выполнение работ по строительству, реконструкции и расширению важнейших объектов железнодорожного транспорта, вновь начинаемых строительством в 1981-1985 годах, согласно приложению N 1;

б) для обеспечения перевозок лесных, топливных, экспортно-импортных и других грузов из районов Восточной Сибири и Дальнего Востока электрификацию участков Карымская - Бира Транссибирской магистрали, строительство дополнительных главных путей на участках Тайшет - Лена, Черемхово - Иркутск - Слюдянка, сортировочных станций Красноярск и Лена, строительство и реконструкцию локомотивных депо на станциях Ружино, Красноярск, Вихоревка, строительство Нижнеудинского вагоноремонтного завода и расширение Уссурийского, Читинского, Улан-Удэнского локомотиворемонтных и Красноярского электровагоноремонтного заводов;

в) для дальнейшего развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса и обеспечения транспортировки кузнецких и канско-ачинских углей и других грузов из районов Западной Сибири и Кузбасса выполнение работ по формированию Среднесибирской железнодорожной магистрали и ее дальнейшему усилению с созданием нового железнодорожного выхода из Кузнецкого угольного бассейна, по строительству новой железнодорожной линии Топки - Падунская, вторых путей или двухпутных вставок на участках Тайшет - Абакан, Новокузнецк - Междуреченск, сортировочных станций Укладочный и Войновка, локомотивного депо на станции Войновка, электрификации участка Тюмень - Называевская, расширению и реконструкции станции Тобол, Новосибирского стрелочного, Ишимского механического и Петуховского литейно-механического заводов;

г) для увеличения провозной и пропускной способности железных дорог в районах Средней Азии и Казахстана, обеспечения перевозок сельскохозяйственных грузов и экибастузского угля строительство новой железнодорожной линии Саяк - Актогай, вторых путей на участках Барнаул - Павлодар, Алма-Ата - Чу, Кандагач - Саксаульская, электрификацию железнодорожных линий Целиноград - Кокчетав - Пески-Целинные - Утяк, расширение сортировочной станции Кустанай, локомотивных депо Актюбинск, Гурьев и Кокчетав и Ташкентского тепловозоремонтного завода;

д) для развития железнодорожной сети в районах Урала и Поволжья, а также на подходах из Поволжья к Северному Кавказу, обеспечения перевозки топливно-энергетических, руднометаллургических и сельскохозяйственных грузов завершение строительства новой железнодорожной линии Погромное - Пугачевск, а также начало строительства новой железнодорожной линии Кукуштан - Пибаньшур, дополнительных главных путей на участках Магнитогорск - Белорецк - Чишмы, Смышляевка - Жигулевское Море - Сызрань, Чишмы - Ульяновск, Пугачевск - Сенная и выполнение работ по формированию двухпутного направления с укладкой вторых путей на участках Сенная - Саратов - Петров Вал - Качалино, строительство сортировочной станции в районе железнодорожной станции Пугачевск, локомотивного депо Астрахань и механического цеха на Оренбургском тепловозоремонтном заводе и реконструкцию локомотивного депо Петров Вал;

е) в районах Северо-Запада и Центра европейской части СССР строительство новой железнодорожной линии Рыбное - Узуново, вторых путей на участках Буй - Свеча - Котельнич, Инта - Печора - Рыбница, электрификацию железнодорожных участков на направлении Свердловск (Дружинино) - Казань - Черусти, дальнейшее развитие подходов в Московском и Ленинградском железнодорожных узлах, строительство сортировочной станции Вильнюс, мотор-вагонных депо Крюково, Данилов, расширение Муромского стрелочного, Ярославского вагоноремонтного и Ярославского электровозоремонтного, Люблинского литейно-механического, Конотопского и Московского вагоноремонтных и Воронежского тепловозоремонтного заводов, Павелецкого и Казанского вокзалов в г.Москве;

ж) для обеспечения перевозок экспортно-импортных, сельскохозяйственных, топливных и других грузов в южных районах европейской части СССР и Кавказа строительство дополнительных главных путей на участках Сальск - Куберле и Туапсе - Адлер, новой сортировочной станции Батево, расширение локомотивных депо Харьков, Кондрашевская и Бендеры, расширение и реконструкцию Днепропетровского стрелочного, Новороссийского, Попаснянского, Панютинского, Стрыйского вагоноремонтных, Львовского локомотиворемонтного, Тбилисского электровагоноремонтного и Новохоперского ремонтно-механического заводов;

з) развитие предприятий Министерства путей сообщения по производству и ремонту подвижного состава, путевых, погрузочно-разгрузочных машин и механизмов и другой техники в целях более полного удовлетворения потребностей железнодорожного транспорта, транспортного строительства и экспорта в продукции, выпускаемой этими предприятиями, особенно в стрелочных переводах, вагонных замедлителях, аппаратуре автоматики и связи, и обеспечения ремонта подвижного состава, дизелей и другой железнодорожной техники с учетом потребностей промышленного железнодорожного транспорта в ремонте локомотивов и вагонов массовых серий и типов, эксплуатируемых на магистральных железных дорогах.

3. Установить Министерству путей сообщения на 1981-1985 годы:

объем государственных капитальных вложений на развитие объектов производственного назначения железнодорожного транспорта (без комплекса объектов Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии Сургут - Уренгой - Ягельное) с учетом долевого участия в развитии объектов производственной базы строительных организаций Министерства транспортного строительства в размере 20,11 млрд. рублей, в том числе 6,9 млрд. рублей на строительно-монтажные работы, с распределением по годам согласно приложению N 2;

объем государственных капитальных вложений на жилищное строительство (без комплекса объектов Байкало-Амурской железнодорожной магистрали) в размере 1825 млн. рублей, в том числе 1691 млн. рублей на строительно-монтажные работы, с распределением по годам согласно приложению N 3;

задание по вводу в эксплуатацию 10050 тыс.кв. метров общей площади жилых домов, общеобразовательных школ на 60 тыс. ученических мест, детских дошкольных учреждений на 50 тыс. мест, больниц на 8 тыс. коек и амбулаторно-поликлинических учреждений на 20 тыс. посещений в смену.

4. Министерству путей сообщения:

а) принять безотлагательные меры к повышению уровня эксплуатационной работы железнодорожного транспорта, эффективному использованию и повышению надежности работы локомотивов, вагонов и других транспортных средств, улучшению использования пропускных и провозных способностей железнодорожных линий;

б) обеспечить совместно с министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик ритмичное выполнение установленных заданий по перевозке грузов, и в первую очередь угля, нефти и нефтепродуктов, руднометаллургических и лесных грузов, продукции промышленности и сельского хозяйства, не допуская скопления готовой продукции на предприятиях;

в) обеспечить в 1981-1985 годах повышение производительности труда работников, занятых на перевозках, не менее чем на 11 процентов, производительности локомотивов не менее чем на 7 процентов и производительности грузовых вагонов не менее чем на 15 процентов по отношению к уровню, достигнутому в 1980 году;

г) осуществлять строгое выполнение графика движения поездов, особенно пассажирских, повысить культуру обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах;

д) принять неотложные меры к укреплению трудовой и производственной дисциплины работников железнодорожного транспорта, улучшению содержания технических средств и проведению необходимой профилактической работы по предупреждению крушений, аварий и браков в поездной и маневровой работе;

е) в целях улучшения состояния железнодорожного пути для обеспечения пропуска поездов с установленными скоростями и повышенными осевыми нагрузками:

разработать в 1981 году и осуществить в 1982-1985 годах мероприятия по ликвидации в основном на главных железнодорожных путях, в первую очередь на грузонапряженных участках, постоянных ограничений скорости движения поездов, вызванных неудовлетворительным состоянием земляного полотна, рельсового и шпального хозяйства, пролетных строений больших и средних металлических мостов;

обеспечить доведение к 1985 году укладки железнодорожного пути на железобетонные шпалы (основания) до 7 тыс. километров в год;

обеспечить в 1981-1985 годах ремонт старогодних деревянных шпал с обязательной допропиткой их антисептиками, доведя объем ремонта этих шпал в 1985 году до 7 млн. штук в год;

осуществить разработку и внедрение начиная с 1984 года новых, более эффективных типов рельсовых скреплений;

выполнить в 1981-1985 годах работы по замене устаревших, дефектных и имеющих недостаточную грузоподъемность мостовых металлических пролетных строений в количестве 125 тыс. тонн;

обеспечить доведение в 1985 году уровня механизации работ при капитальном ремонте железнодорожного пути до 87 процентов, среднем ремонте - до 76 процентов, подъемочном ремонте - до 68 процентов и при текущем содержании пути до 40 процентов;

ж) в целях дальнейшей модернизации вагонного парка осуществить в 1981-1985 годах перевод находящихся в эксплуатации грузовых вагонов на роликовые подшипники в количестве 200-250 тыс. штук и замену 50 тыс. тележек грузовых вагонов старых типов новыми.

Министерству автомобильной промышленности обеспечить в 1981-1985 годах изготовление и поставку Министерству путей сообщения по согласованной с ним спецификации 5000-5600 тыс. роликовых подшипников для железнодорожных вагонов и 1625 тыс. якорных и буксовых подшипников для локомотивов;

з) в целях развития автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом обеспечить:

разработку в 1981 году с привлечением научно-исследовательских организаций министерств и ведомств на основе применения вычислительной техники системы прогнозирования вагонопотоков для всей сети железных дорог, имея в виду своевременное предупреждение возникающих затруднений с пропуском вагонопотоков и обеспечение рационального регулирования груженых и порожних вагонопотоков;

внедрение в 1983 году автоматизированной системы учета и непрерывного контроля выполнения плана перевозок;

строительство в 1981-1985 годах зданий вычислительных центров железных дорог;

завершение в 1985 году работ по созданию автоматизированных систем управления на сортировочных и перегрузочных станциях согласно приложению N 4;

внедрение в 1981-1985 годах в основных локомотивных депо автоматизированной системы диагностики состояния тепловозных дизелей;

разработку и внедрение в 1981-1985 годах автоматизированных систем учета и анализа неисправностей узлов и деталей подвижного состава, верхнего строения пути, устройств электроснабжения, сигнализации, централизации, блокировки и связи;

организацию не позднее 1984 года совместно с ЦСУ СССР на базе использования вычислительной техники учета эксплуатационных показателей работы железнодорожного транспорта и показателей работы подвижного состава за календарные сутки на основе среднечасового наличия рабочих парков;

и) обеспечить в 1981-1985 годах расширение производственной базы и усиление мощностей строительных организаций Министерства путей сообщения, имея в виду увеличение объемов строительно-монтажных работ, выполняемых указанными организациями.

Госплану СССР и Госснабу СССР предусматривать в 1981-1985 годах выделение необходимых материально-технических ресурсов для этих строительных организаций.

5. Министерству путей сообщения; Министерству морского флота и Советам Министров союзных республик обеспечить в 1981-1985 годах выполнение работ по усилению пограничных железнодорожных станций, морских портов, предприятий автомобильного транспорта, обеспечивающих перевозки внешнеторговых грузов в прямых смешанных сообщениях, обратив особое внимание на создание дополнительных мощностей по перегрузке внешнеторговых грузов с одного вида транспорта на другой.

6. Министерству электротехнической промышленности, Министерству тяжелого и транспортного машиностроения, Министерству оборонной промышленности и Министерству путей сообщения обеспечить в 1981-1985 годах производство железнодорожного подвижного состава и путевых машин согласно приложению N 5.

Не для печати. 7. Министерству внешней торговли провести переговоры с внешнеторговыми организациями социалистических стран о закупке в этих странах в 1981-1985 годах электровозов, тепловозов и железнодорожных вагонов согласно приложению N 6.

8. Министерству тяжелого и транспортного машиностроения довести к 1985 году производство вагонов дизель-поездов до 300 штук в год.

9. Отметить, что Министерство тяжелого и транспортного машиностроения и Министерство строительства предприятий тяжелой индустрии СССР не обеспечили выполнения предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 5 октября 1976 года N 819 заданий в части ввода в действие на Абаканском вагоностроительном заводе (I очередь) производственных мощностей, а также не принимают необходимых мер к обеспечению строительства первой очереди Кировоградского завода тепловозных дизелей, предусмотренного постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 января 1977 года N 49.

Обязать Министерство тяжелого и транспортного машиностроения и Министерство строительства предприятий тяжелой индустрии СССР обеспечить:

ввод в действие на Абаканском вагоностроительном заводе мощностей в 1984 году по производству 5 тыс. 8-осных полувагонов и в 1985 году - дополнительно 4 тыс. 8-осных полувагонов, а также в 1986 году по производству 4 тыс. специальных цистерн и 3 тыс. платформ для перевозки контейнеров;

ускорение строительства Кировоградского завода тепловозных дизелей, имея в виду ввести в действие в 1985 году мощности по производству 500 тепловозных дизелей и 25 тыс. тонн чугунного литья в год и начиная с 1987 года осуществлять капитальный ремонт на этом заводе 600 тепловозных дизелей типа ЧН 26/26 в год.

10. Министерству тяжелого и транспортного машиностроения и Министерству промышленного строительства СССР ввести в действие в 1983 году на предприятиях производственного объединения "Брянский машиностроительный завод" производственные мощности по капитальному ремонту для Министерства путей сообщения 300 тепловозных дизелей типа ЧН 26/26 в год.

11. Госплану СССР предусматривать в 1981-1985 годах выделение:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»