Недействующий

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 апреля 1984 года N 314

Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________


Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

1. ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии, Министерству просвещения СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов принять меры к коренному улучшению трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, повышению уровня практической и морально-психологической подготовки их к самостоятельной жизни, формированию у подрастающего поколения осознанной потребности в труде, создавая для этого необходимые условия. Обеспечить тесную взаимосвязь изучения основ наук с непосредственным участием школьников в систематическом, организованном, посильном общественно полезном, производительном труде.

2. Министерству просвещения СССР и Академии педагогических наук СССР разработать в 1984-1985 годах новые типовые программы трудового обучения школьников, которые должны строиться на политехнической основе, более полно учитывать достижения научно-технического прогресса, знакомить учащихся с основами современного производства и экономических знаний.

Установить, что учащиеся в I-IV классах овладевают элементарными приемами ручной обработки различных материалов, выращивания сельскохозяйственных растений, знакомятся с некоторыми профессиями, в V-VII классах получают более основательную общетрудовую подготовку политехнического характера, представление об отраслях народного хозяйства, а начиная с VIII класса - подготовку по массовым профессиям в соответствии с потребностями народного хозяйства в кадрах. Трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация должны подготовить учащихся ко времени окончания неполной средней школы (девятилетки) к осознанному выбору профессии и учебного заведения для продолжения образования. К окончанию средней школы учащиеся должны овладеть определенной профессией и в установленном порядке сдать квалификационные экзамены. Введение новых программ по трудовому обучению и обязательного общественно полезного, производительного труда осуществлять в 1986-1990 годах постепенно, по мере создания необходимых условий.

Увеличить время на трудовое обучение, общественно полезный, производительный труд учащихся; выделять на эти цели во II-IV классах 3 часа, в V-VII классах - 4 часа, в VIII-IX классах - 6 часов, в X-XI (XII) классах - 8 часов в неделю.

Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию совместно с ВЦСПС, другими министерствами и ведомствами СССР разработать и утвердить перечень профессий, по которым организуется подготовка учащихся в общеобразовательных школах.

3. В целях улучшения трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ считать необходимым осуществлять обязательное участие школьников в общественно полезном, производительном труде в учебных цехах и на участках предприятий и организаций, в межшкольных учебно-производственных комбинатах, школьных и межшкольных учебных и учебно-производственных мастерских, подсобных хозяйствах, в ученических производственных бригадах и звеньях, школьных лесничествах и других трудовых объединениях. Шире привлекать школьников в период летних каникул к посильной работе в народном хозяйстве на добровольных началах. Развивать патриотическое движение учащейся молодежи под девизом "Мой труд вливается в труд моей республики". Создавать условия для участия в труде школьников, отдыхающих в пионерских лагерях.

Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Министерству финансов СССР и Министерству просвещения СССР совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами определить в 6-месячный срок порядок оплаты труда школьников в народном хозяйстве, а также условия оплаты труда педагогических работников школ и других работников, осуществляющих трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся.

Ввести доплату одному из педагогических работников школы за организацию трудового обучения, профессиональной ориентации, общественно полезного, производительного труда учащихся, исходя из следующих нормативов: в школах, имеющих 6-12 классов, - 25 рублей, 13-29 классов - 50 рублей, 30 и более классов - 80 рублей в месяц.

Непосредственное руководство общественно полезным, производительным трудом учащихся возлагается на учителей, воспитателей, мастеров производственного обучения школ и учебно-производственных комбинатов, работников учебных цехов и участков предприятий и организаций.

4. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, Министерству здравоохранения СССР и ВЦСПС рассмотреть до 1 января 1985 года совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами вопрос о снижении возрастных ограничений для допуска молодежи к самостоятельной работе по ряду профессий, в том числе о допуске учащихся с 16 лет к работе в качестве трактористов и комбайнеров в составе трудовых объединений под руководством наставников, при условии обеспечения безопасных и здоровых условий труда.

5. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов закрепить за средними, девятилетними, а также специальными общеобразовательными школами базовые предприятия (организации), возложив на них наряду с общеобразовательной школой ответственность за организацию трудовой подготовки учащихся.

Министерству просвещения СССР совместно с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС с участием заинтересованных министерств и ведомств в 2-месячный срок разработать и внести на утверждение в Совет Министров СССР Положение о базовом предприятии школы.

Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик предусматривать в планах экономического и социального развития отраслей выделение базовым предприятиям (организациям) школ материальных ресурсов, необходимых для организации трудовой подготовки учащихся.

6. Министерству просвещения СССР, Министерству здравоохранения СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, органам народного образования, здравоохранения, комитетам профсоюзов и комсомола, педагогическим коллективам всемерно поддерживать инициативу учащихся и их общественных организаций по развитию самообслуживания как неотъемлемой части трудового, нравственного и гигиенического воспитания. Повышать роль родительских комитетов, комиссий профсоюзных комитетов предприятий и организаций по содействию семье и школе в воспитании детей и подростков, в усилении влияния родителей на трудовое воспитание учащихся, в том числе на организацию труда детей в семье.

7. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, другим заинтересованным министерствам и ведомствам значительно улучшить работу по профессиональной ориентации учащейся молодежи.

Возложить координацию работы по профессиональной ориентации учащихся школ на Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам и его органы на местах. Поручить этому Комитету создать, в порядке опыта, в ряде городов и сельских районов центры профессиональной ориентации учащейся молодежи.

В связи с этим Госплану СССР и Министерству финансов СССР рассмотреть с участием Советов Министров союзных республик предложения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам о структуре и штатах центрального аппарата этого Комитета и его местных органов и по вопросам, требующим решения Правительства СССР, представить предложения в Совет Министров СССР.

Министерству просвещения СССР ввести в школах курс "Основы производства. Выбор профессии". Повысить уровень работы учебно-методических кабинетов профессиональной ориентации в средних общеобразовательных школах, создать такие кабинеты в межшкольных учебно-производственных комбинатах и крупных девятилетних школах.

Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли подготовить и издать необходимым тиражом популярную энциклопедию профессий для молодежи, увеличить выпуск справочной литературы по профессиональной ориентации.

Министерству просвещения СССР внести в установленном порядке предложения об уточнении основных показателей журнала "Школа и производство".

8. Министерству просвещения СССР и Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию шире практиковать организацию трудового обучения, общественно полезного, производительного труда школьников на базе средних профессионально-технических училищ. Предусмотреть в учебных программах преемственность трудового обучения школьников и профессиональной подготовки молодежи в средних профессионально-технических училищах.

9. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР разработать и осуществить в 1985-1995 годах мероприятия по развитию материальной базы для трудовой подготовки школьников. Обеспечить создание в необходимом количестве учебных цехов и участков на предприятиях и в организациях, межшкольных учебно-производственных комбинатов, школьных и межшкольных учебных и учебно-производственных мастерских, школьных кабинетов трудового обучения, учебно-опытных участков, подсобных хозяйств, стационарных лагерей труда и отдыха, полевых станов ученических производственных бригад и школьных лесничеств, а также строительство помещений для организации трудового обучения и общественно полезного, производительного труда учащихся.

Советам Министров союзных республик организовать обеспечение школ и внешкольных учреждений необходимыми материалами для трудового обучения школьников, проведения внеклассной и внешкольной работы по техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству.

Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить в 1986-1990 годах выполнение заданий по укреплению учебно-материальной базы для трудового обучения в общеобразовательных школах согласно приложениям N 1-3.

10. Министерству просвещения СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик принять меры к улучшению работы межшкольных учебно-производственных комбинатов, учебных цехов и участков предприятий (организаций) по организации трудового обучения в них учащихся VIII-XI (XII) классов.

Установить с 1986/87 учебного года наполняемость учебных групп в сельских межшкольных учебно-производственных комбинатах 20-25 человек.

Разрешить с указанного учебного года деление учебных групп межшкольных учебно-производственных комбинатов при наличии в них 20 и более человек на две подгруппы при практическом обучении и организации производительного труда учащихся, при необходимости проводить в этих комбинатах обучение учащихся школ автоделу, работе на тракторах, машинописи и основам делопроизводства.

11. Исполкомам местных Советов народных депутатов определять профили трудового обучения школьников, конкретное содержание общественно полезного, производительного труда учащихся исходя из перечня профессий, утверждаемого Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством просвещения СССР, Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию совместно с ВЦСПС, другими министерствами и ведомствами СССР, а также с учетом потребностей народного хозяйства в кадрах, наличия и возможностей развития производственной и учебно-материальной базы, особенностей городских и сельских школ, осуществлять своевременное трудоустройство выпускников средних общеобразовательных школ. Упорядочить планирование распределения выпускников девятилетних и средних школ по различным направлениям их дальнейшего обучения и трудоустройства.

12. Министерству просвещения СССР разработать совместно с Госпланом СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством здравоохранения СССР, Министерством финансов СССР, другими заинтересованными министерствами и ведомствами СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и утвердить положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ, о межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся и об ученической производственной бригаде в колхозе, совхозе.

13. Министерству просвещения СССР, Министерству сельского хозяйства СССР, другим министерствам и ведомствам агропромышленного комплекса и Центросоюзу совместно с ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ обеспечить дальнейшее развитие ученических производственных бригад, организовать их в каждой крупной сельской школе, добиваться, чтобы абсолютное большинство школьников принимало участие в их работе. Иметь в составе ученических производственных бригад постоянные звенья по различным видам сельскохозяйственных работ.

14. Разрешить совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям Госкомсельхозтехники СССР и рекомендовать колхозам устанавливать для молодых механизаторов и рабочих, занятых в животноводстве, пониженные нормы выработки: в первые три месяца работы после окончания школы или профессионально-технического училища - не более чем на 40 процентов, в последующие три месяца - не более чем на 20 процентов.

15. ЦСУ СССР ввести ежегодную статистическую отчетность о приеме выпускников сельских профессионально-технических училищ и общеобразовательных школ на работу в колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия, текучести этих кадров, а также о поступлении их на учебу в средние специальные и высшие сельскохозяйственные учебные заведения.

16. ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ повысить роль профсоюзных и комсомольских организаций в трудовом воспитании и профессиональной ориентации учащихся. Совместно с органами просвещения и профессионально-технического образования активнее вовлекать учащуюся молодежь в общественно-трудовую деятельность коллективов предприятий и организаций. Всемерно поддерживать традиции добровольного участия школьников в общественно полезном, производительном труде, создавать благоприятные условия для деятельности трудовых объединений учащихся в городе и на селе, развивать движение выпускников средних общеобразовательных школ, изъявивших желание работать в сфере материального производства.

Секретарь
Центрального Комитета КПСС
К.Черненко

Председатель
Совета Министров СССР
Н.Тихонов


Приложение N 1
к постановлению
ЦК КПСС и
Совета Министров СССР
от 12 апреля 1984 года N 314

ЗАДАНИЕ
Минсельхозмашу по изготовлению и поставке тракторов с двойным управлением в распоряжение Советов Министров союзных республик и МПС для общеобразовательных школ на 1986-1990 годы

Количество (штук в год)

СССР - всего

4000

в том числе:

РСФСР

1950

Украинская ССР

660

Белорусская ССР

180

Узбекская ССР

210

Казахская ССР

340

Грузинская ССР

130

Азербайджанская ССР

95

Литовская ССР

30

Молдавская ССР

95

Латвийская ССР

20

Киргизская ССР

90

Таджикская ССР

75

Армянская ССР

50

Туркменская ССР

65

Эстонская ССР

5

МПС

5

     

Приложение N 2
к постановлению
ЦК КПСС и
Совета Министров СССР
от 12 апреля 1984 года N 314

ЗАДАНИЕ
Минавтопрому по производству и поставке в распоряжение Советов Министров союзных республик и МПС для общеобразовательных школ грузовых автомобилей с двойным управлением на 1986-1990 годы

Количество (штук в год)

СССР - всего

3000

в том числе:

РСФСР

1310

Украинская ССР

740

Белорусская ССР

180

Узбекская ССР

110

Казахская ССР

180

Грузинская ССР

75

Азербайджанская ССР

60

Литовская ССР

35

Молдавская ССР

45

Латвийская ССР

10

Киргизская ССР

55

Таджикская ССР

80

Армянская ССР

25

Туркменская ССР

35

Эстонская ССР

20

МПС

40

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»