О повышении роли Государственного комитета СССР по науке и технике в управлении научно-техническим прогрессом в стране


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 1987 года N 817

О повышении роли Государственного комитета СССР по науке и технике в управлении научно-техническим прогрессом в стране

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что претворение в жизнь одобренного XXVII съездом партии стратегического курса на ускорение социально-экономического развития советского общества, обеспечение выхода страны на передовые научно-технические рубежи, подъем народного благосостояния требует осуществления крупных мер по повышению темпов научно-технического прогресса, проведения глубокой перестройки системы управления развитием науки и техники.

В стране создан мощный научно-технический потенциал, который позволяет решать многие сложные народнохозяйственные задачи. Вместе с тем эффективность его использования еще явно недостаточна. Как отмечалось на июньском (1987 года) Пленуме ЦК КПСС, научно-технический прогресс в стране затормозился. По ряду важнейших направлений допущено отставание, не обеспечивается опережающее развитие науки и техники с учетом происходящей в мире научно-технической революции. Продолжают иметь место факты, когда даже самые прогрессивные технические идеи не находят практической реализации. Нередко при наличии собственных разработок, обеспечивающих высокий технический уровень, конкурентоспособность советской техники и технологии на мировом рынке, неоправданно заимствуются зарубежные технические решения.

Основная причина такого положения состоит в том, что научно-технический прогресс не включен органически во все экономические процессы.

Государственный комитет СССР по науке и технике не осуществляет целеустремленной, настойчивой работы по формированию совместно с другими органами государственного управления действенного экономического механизма, обеспечивающего активизацию академической, вузовской и отраслевой науки, усиление взаимодействия науки с производством, постоянное ускорение темпов научно-технического прогресса.

Госплан СССР, Государственный комитет СССР по науке и технике, другие центральные экономические ведомства в своей практической деятельности не проводят курс на увеличение производства наукоемкой продукции. Научные прогнозы Академии наук СССР недостаточно глубоко обосновывают влияние научно-технического прогресса на развитие народного хозяйства.

В результате этого планы экономического и социального развития не в полной мере опираются на широкое использование научно-технических достижений и не оказывают должного воздействия на развитие новых направлений научно-технического прогресса.

Ускорение научно-технического прогресса до сих пор не стало главной задачей министерств, ведомств, объединений и предприятий. Развитие отраслей народного хозяйства, многих объединений, предприятий, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций слабо увязано со стратегическими целями научно-технического прогресса. Многие головные институты, заняв в отраслях монопольное положение, препятствуют внедрению разработок, выполненных в академических учреждениях и вузах, в других отраслевых институтах, зачастую тормозят использование предложений изобретателей.

Крайне медленно решаются вопросы укрепления материальной и опытно-экспериментальной базы науки, развития научного приборостроения, всей системы обслуживания научно-технической деятельности. Не налажена четкая система сбора, анализа, обобщения и использования информации о достижениях и тенденциях развития отечественной и зарубежной науки и техники.

В управлении научно-техническим прогрессом недостаточно используется творческая активность трудящихся. Изобретательская и рационализаторская деятельность не координируется с насущными задачами повышения технического уровня и эффективности производства, качества выпускаемой продукции. Многие важные изобретения не получают своевременного отражения в планах экономического и социального развития и не реализуются.

Плохо используются возможности международного научно-технического сотрудничества. В работе по реализации Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года отсутствует творческий, новаторский подход, обеспечивающий динамичное развитие сотрудничества с организациями и предприятиями социалистических стран в области науки и техники.

Перестройка руководства народным хозяйством во многом зависит от эффективного управления научно-техническим прогрессом. В то же время Государственный комитет СССР по науке и технике медленно перестраивает свою деятельность в соответствии с новыми требованиями. В его работе преобладает решение текущих вопросов, нередко узкоотраслевого характера, не определяющих общегосударственную стратегию научно-технического развития. Неоправданно большое внимание к оперативному регулированию хода выполнения чрезмерно разросшегося числа научно-технических программ не позволяет Комитету сосредоточивать усилия на ключевых вопросах формирования и практического осуществления единой государственной научно-технической политики, проведении аналитической оценки развития науки и техники, решении крупных межотраслевых научно-технических проблем, координации деятельности отраслей в разработке стратегии технического развития.

Имеются серьезные недостатки в подготовке научных кадров, а также в кадровом обеспечении Государственного комитета СССР по науке и технике.

В целях повышения роли Государственного комитета СССР по науке и технике в управлении научно-техническим прогрессом в стране Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

1. Считать главным в деятельности Государственного комитета СССР по науке и технике неуклонное претворение в жизнь стратегии партии по ускорению социально-экономического развития страны на основе эффективного использования возможностей научно-технической революции.

Первостепенное внимание уделять определению приоритетных направлений научно-технического прогресса, решению крупных научно-технических межотраслевых проблем, организации разработки принципиально новой техники, технологии и материалов, осуществлению контроля за научно-техническим уровнем отраслей народного хозяйства, соответствием производства лучшим мировым достижениям, формированием сети научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций.

Сосредоточить деятельность Государственного комитета СССР по науке и технике на разработке совместно с центральными экономическими ведомствами, другими органами государственного управления и постоянном совершенствовании такого экономического механизма, который давал бы возможность обеспечивать неуклонное повышение технического уровня общественного производства, укрепление и эффективное использование научно-технического потенциала в условиях расширения самостоятельности объединений, предприятий и организаций, их работы на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования и повышения ответственности министерств и органов управления крупными народнохозяйственными комплексами за развитие научно-технического прогресса.

Государственный комитет СССР по науке и технике должен систематически осуществлять научно-техническое прогнозирование, обеспечивать концентрацию ресурсов академической, вузовской и отраслевой науки на приоритетных направлениях научно-технического прогресса, руководство государственной системой научно-технической информации, углубление научно-технического сотрудничества со странами - членами СЭВ, развитие изобретательства и рационализации.