О повышении роли Государственного комитета СССР по науке и технике в управлении научно-техническим прогрессом в стране



Улучшение управления развитием и эффективным использованием научно-технического потенциала страны

11. Государственному комитету СССР по науке и технике периодически осуществлять комплексный анализ научно-технического уровня отраслей народного хозяйства и контроль за соответствием производства лучшим мировым достижениям, эффективностью использования отраслевого научно-технического потенциала, его взаимосвязей с академической и вузовской наукой.

Установить, что Государственный комитет СССР по науке и технике проводит выборочную экспертную оценку важнейших видов продукции и базовых технологий, а также технологической части проектов на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение важнейших предприятий.

Министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик на основании анализа и оценок Государственного комитета СССР по науке и технике организовывать разработку и реализацию мероприятий по повышению технического уровня производства и выпускаемой продукции и по устранению недостатков в этой работе.

12. Считать одной из важнейших задач министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик обеспечение высокоэффективной деятельности подведомственных научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, а также заводского сектора науки.

Государственному комитету СССР по науке и технике периодически проводить государственные проверки указанных организаций, давать принципиальную оценку эффективности их деятельности, ориентации на развитие приоритетных направлений научно-технического прогресса, на создание принципиально новых технологий и техники новых поколений для своевременной замены действующих базовых технологий и обновления выпускаемой продукции, оснащенности этих организаций научными приборами и средствами автоматизации, их опытной и экспериментальной базы. Направлять материалы проверок постоянным органам Совета Министров СССР, соответствующим министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик. В необходимых случаях вносить предложения об изменении профиля работы учреждений науки и научного обслуживания, о ликвидации организаций, деятельность которых малоэффективна или не имеет актуального значения.

Государственный комитет СССР по науке и технике рассматривает предложения министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик о создании новых научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, проверяет научную и технико-экономическую обоснованность этих предложений. Создание таких организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, должно осуществляться только для высокоэффективного решения задач, стоящих перед народным хозяйством.

13. В целях повышения эффективности использования научно-технического потенциала страны, обеспечения коренного подъема технического уровня отраслей народного хозяйства и выхода на передовые рубежи научно-технического прогресса считать необходимым с учетом положений Закона СССР о государственном предприятии (объединении) перестроить систему управления научно-техническим прогрессом, имея в виду переход на экономические методы, стимулирующие повышение заинтересованности объединений, предприятий, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций в росте технического уровня производства, качества выпускаемой продукции, в сокращении сроков создания и освоения производства новой техники, технологии и материалов.

Исходить из того, что важнейшей задачей перестройки является создание условий, при которых каждый коллектив будет максимально восприимчив к нововведениям, кровно заинтересован в использовании достижений науки и техники. Широко использовать конкурсные, договорные начала в научно-технической сфере, включая фундаментальные исследования, в целях предотвращения монополии отдельных головных организаций в закрепленных за ними направлениях работы.

Возложить на Государственный комитет СССР по науке и технике разработку совместно с Госпланом СССР, министерствами и ведомствами СССР и с широким привлечением научно-технической общественности мер по совершенствованию хозяйственного механизма управления и форм интеграции академической, вузовской и отраслевой науки и производства, направленных на повышение эффективности работы учреждений науки и научного обслуживания и ускорение внедрения научно-технических достижений в практику, а также систематический анализ практической действенности этого механизма.

Вести эту работу в следующих направлениях:

а) всемерное развитие принципов хозяйственного расчета во взаимоотношениях между научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими, технологическими организациями и предприятиями с использованием договорных цен и усиление взаимной экономической ответственности этих организаций и предприятий за научно-технический уровень, эффективность и качество результатов исследований и разработок, за своевременное создание и освоение в производстве новой техники, технологии и материалов.

Предусматривать для объединений, предприятий и научных организаций введение экономических льгот и повышение их ответственности при осуществлении крупных комплексных мероприятий по созданию и освоению принципиально новой техники и технологии, выполнении заданий научно-технических программ, имеющих важнейшее общегосударственное значение;

б) последовательный перевод научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций и научно-производственных объединений на полный хозяйственный расчет и самофинансирование с использованием нормативного метода распределения прибыли (дохода);

в) развитие и повышение эффективности деятельности межотраслевых научно-технических комплексов, инженерных центров, научно-производственных объединений, временных научных коллективов и других прогрессивных форм интеграции академической, вузовской, отраслевой науки и производства;

г) совершенствование планирования научно-технического прогресса на всех уровнях, с учетом следующих принципов:

академическая наука обязана обеспечивать с участием вузовской науки всемерное развитие фундаментальных исследований по важнейшим направлениям общественных, естественных и технических наук как основы для неуклонного движения страны по пути прогресса;

вузовская наука наряду с обеспечением высокого качества подготовки специалистов для народного хозяйства и проведением совместно с академической наукой фундаментальных исследований должна развивать с участием отраслевой и заводской науки поисковые и прикладные исследования и опытно-конструкторские работы для решения отраслевых и межотраслевых научно-технических проблем (в том числе по заказам объединений и предприятий);

отраслевая и заводская наука должна нести ответственность за высокий технический уровень производства и выпускаемой продукции, постоянное совершенствование, обновление и оснащение объединений и предприятий прогрессивными базовыми технологиями, а также совместно с академической и вузовской наукой обеспечивать своевременную комплексную подготовку к коренным преобразованиям средств производства, позволяющим кардинально повышать производительность труда;

народнохозяйственное планирование сосредоточить на реализации важнейших направлений науки и техники, включая задания государственных целевых научно-технических программ, единых планов МНТК, Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 года, а также на решении отдельных общегосударственных проблем, имеющих революционизирующее значение для развития общественного производства.

14. В условиях перевода объединений, предприятий, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование признать необходимым существенным образом пересмотреть порядок финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Основой этого должен быть переход от финансирования содержания организаций к целевому финансированию конкретных научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по договорам с заинтересованными в этих работах заказчиками. Источниками финансирования таких работ являются средства объединений, предприятий и организаций, средства централизованных фондов и резервов министерств и ведомств, а также бюджетные ассигнования и кредиты банков.

Из бюджетных средств финансируются работы: по важнейшим перспективным теоретическим исследованиям в области общественных, естественных и технических наук; по межотраслевым научно-техническим проблемам, имеющим общегосударственное значение; по созданию принципиально новой техники и технологии, революционизирующих общественное производство.

Государственному комитету СССР по науке и технике представлять в Совет Министров СССР на утверждение предложения о распределении по народнохозяйственным комплексам и направлениям развития науки и техники ассигнований на науку и научное обслуживание, предусмотренных государственным бюджетом СССР.

Обязать Государственный комитет СССР по науке и технике осуществлять строгий контроль за рациональным использованием государственных бюджетных средств, выделяемых на развитие науки. Установить, что Государственный комитет СССР по науке и технике наряду с министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик несет ответственность за эффективное использование этих средств.

Государственному комитету СССР по науке и технике совместно с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР определить в 6-месячный срок порядок финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, исходя из настоящего постановления.