СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 1985 года N 773
О мерах по коренному повышению технического уровня, качества машиностроительной продукции и развитию машиностроения как основы научно-технического прогресса в двенадцатой пятилетке и в перспективе до 2000 года
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в решении выдвинутых на апрельском (1985 года) Пленуме ЦК КПСС и на июньском (1985 года) совещании в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса задач по переводу экономики страны на рельсы интенсификации и широкомасштабному использованию достижений науки и техники главенствующая, ключевая роль принадлежит машиностроению.
В отраслях машиностроения проводится определенная работа по повышению технического уровня, качества и надежности выпускаемой продукции, улучшению структуры и совершенствованию организации производства, увеличению поставки отраслям народного хозяйства современных машин, оборудования и приборов.
Вместе с тем Министерство энергетического машиностроения, Министерство тяжелого и транспортного машиностроения, Министерство электротехнической промышленности, Министерство химического и нефтяного машиностроения, Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности, Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управления, Министерство автомобильной промышленности, Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, Министерство машиностроения для животноводства и кормопроизводства, Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения, Министерство машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов и Министерство угольной промышленности СССР не в полной мере обеспечивают повышение технико-экономического уровня машиностроительной продукции. В отраслях еще не созданы необходимые организационные и экономические условия для ускорения разработки, освоения и выпуска в широких масштабах принципиально новых видов техники. На ряде предприятий, в некоторых институтах и конструкторских бюро не ведется настойчивая борьба с техническим застоем и консерватизмом, не везде проявляется творческий подход к делу, слаба производственная и технологическая дисциплина, низка требовательность к работникам, по вине которых допускаются указанные недостатки.
Вследствие этого многие выпускаемые указанными министерствами машины, оборудование и приборы по важнейшим показателям - производительности, надежности, сроку службы, точности, материалоемкости и энергопотреблению не отвечают передовым достижениям науки и техники. Остаются низкими качество изготовления и конкурентоспособность на внешнем рынке многих видов продукции. Медленно развиваются производственная и научно-техническая базы отраслей машиностроения, систематически не выполняются планы капитального строительства и задания по техническому перевооружению и реконструкции машиностроительных предприятий, слабо осуществляются специализация и кооперирование производства. Потребности народного хозяйства во многих видах техники удовлетворяются не полностью. Особенно большое отставание допускается в развитии вычислительной техники и приборостроения, оказывающих решающее влияние на эффективность средств труда и технологических систем в народном хозяйстве.
В машиностроении пока недостаточно используется передовой опыт оборонных отраслей промышленности в области технологии, организации труда и производства. К исследованиям и разработкам слабо привлекаются институты Академии наук СССР, академий наук союзных республик, высшие учебные заведения.
Министерство черной металлургии СССР, Министерство цветной металлургии СССР, Министерство химической промышленности, Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР и Министерство лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР неудовлетворительно обеспечивают производственные объединения (предприятия) машиностроительных министерств необходимыми высококачественными материалами и комплектующими изделиями.
Все это сдерживает техническую реконструкцию народного хозяйства, замедляет качественное преобразование материально-технической базы общества, снижает конкурентоспособность машиностроительной продукции на внешнем рынке. Исходя из новых задач, которые ставятся на современном этапе, работу министерств и ведомств СССР по развитию в стране машиностроительного комплекса и отношение к этому важнейшему делу необходимо в корне изменить.
В целях создания прочной основы для ускорения научно-технического прогресса в народном хозяйстве, достижения высшего мирового уровня производительности общественного труда и обеспечения приоритетного развития машиностроения Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР
постановляют:
1. Считать главными задачами коллективов производственных объединений (предприятий), научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций Министерства энергетического машиностроения, Министерства тяжелого и транспортного машиностроения, Министерства электротехнической промышленности, Министерства химического и нефтяного машиностроения, Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности, Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления, Министерства автомобильной промышленности, Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, Министерства машиностроения для животноводства и кормопроизводства, Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения, Министерства машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов и других министерств и ведомств СССР, выпускающих продукцию машиностроения:
коренное повышение технического уровня, качества изготовления и конкурентоспособности машиностроительной продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире, быстрый переход на производство новых поколений машин и оборудования, способных обеспечить внедрение прогрессивных технологий, и в первую очередь энергосберегающей и ресурсосберегающей, открыть путь к автоматизации всех стадий производства - от разработки образцов до массового выпуска готовой продукции, многократно повысить производительность труда, снизить материалоемкость производства, поднять фондоотдачу;
осуществление прогрессивных структурных сдвигов в производстве машиностроительной продукции, переход на комплектную поставку машин, оборудования и приборов с широкой организацией фирменного ремонта и обслуживания техники, прежде всего сложных видов ее. При этом первостепенное внимание должно быть уделено ускорению развития станкостроения, вычислительной техники, приборостроения и электротехники, значительному увеличению выпуска современных станков, кузнечно-прессового, литейного, сварочного и другого прогрессивного технологического оборудования, увеличению в каждой отрасли машиностроения изготовления специального технологического оборудования для собственных нужд;
обеспечение в первоочередном порядке технического перевооружения и реконструкции машиностроительного производства на основе широкого внедрения принципиально новых технологических процессов и систем, средств механизации, автоматизации и роботизации, высокопроизводительного оборудования, передовых методов организации труда и управления;
углубление специализации и расширение кооперирования производства, развитие предприятий сборочного и механосборочного типов, узкоспециализированных заводов по изготовлению деталей, узлов, агрегатов и заготовок отраслевого и межотраслевого назначения;
ускорение обновления основных производственных фондов, повышение эффективности использования действующих и значительное сокращение сроков освоения вновь вводимых производственных мощностей;
обеспечение высокой мобильности всего производственно-технического потенциала отраслей машиностроения, его способности быстро реагировать на динамично изменяющиеся потребности народного хозяйства в прогрессивной технике;
значительное повышение эффективности и сокращение сроков выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ускорение развития экспериментальной и испытательной баз, широкое внедрение средств автоматизации на всех этапах исследований и разработок, а также прогрессивных методов моделирования и испытаний;
всемерное увеличение производства машин, оборудования, механизмов и инструмента, предназначенных для значительного сокращения в ближайшие годы ручного труда в народном хозяйстве, особенно физически тяжелого и малопроизводительного;
обеспечение первоочередной поставки систем и комплексов машин, оборудования и приборов в количествах, необходимых для выполнения Продовольственной программы СССР, Энергетической программы СССР, Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и системы услуг населению, дальнейшей индустриализации капитального строительства, а также технического перевооружения металлургии, химической промышленности и транспорта;
последовательное совершенствование планирования, форм, методов и организационной структуры управления, всего хозяйственного механизма, развитие новых экономических методов руководства в целях ускорения качественного роста, интенсификации и повышения эффективности машиностроительного производства, обеспечения высоких темпов научно-технического прогресса.
2. Министерству энергетического машиностроения, Министерству тяжелого и транспортного машиностроения, Министерству электротехнической промышленности, Министерству химического и нефтяного машиностроения, Министерству станкостроительной и инструментальной промышленности, Министерству приборостроения, средств автоматизации и систем управления, Министерству автомобильной промышленности, Министерству тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, Министерству машиностроения для животноводства и кормопроизводства, Министерству строительного, дорожного и коммунального машиностроения, Министерству машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов, другим министерствам и ведомствам СССР, в ведении которых имеются производственные объединения (предприятия), выпускающие продукцию машиностроения, и Советам Министров союзных республик обеспечить:
в 1986-1990 годах темпы роста производства товарной продукции машиностроения и металлообработки в целом 140-145 процентов, а продукции машиностроительных министерств - согласно приложению N 1, а также обновление выпускаемой продукции, увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и продукции, выпускаемой в течение трех лет, в общем объеме производства товарной продукции согласно приложению N 2;
в 1991-1995 годах и в период до 2000 года среднегодовой темп прироста производства товарной продукции машиностроения и металлообработки в целом 7,1-7,3 процента и продукции, производство которой впервые освоено в СССР, в общем объеме производства товарной продукции не менее 13 процентов ежегодно;