СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 1985 года N 773
О мерах по коренному повышению технического уровня, качества машиностроительной продукции и развитию машиностроения как основы научно-технического прогресса в двенадцатой пятилетке и в перспективе до 2000 года
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в решении выдвинутых на апрельском (1985 года) Пленуме ЦК КПСС и на июньском (1985 года) совещании в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса задач по переводу экономики страны на рельсы интенсификации и широкомасштабному использованию достижений науки и техники главенствующая, ключевая роль принадлежит машиностроению.
В отраслях машиностроения проводится определенная работа по повышению технического уровня, качества и надежности выпускаемой продукции, улучшению структуры и совершенствованию организации производства, увеличению поставки отраслям народного хозяйства современных машин, оборудования и приборов.
Вместе с тем Министерство энергетического машиностроения, Министерство тяжелого и транспортного машиностроения, Министерство электротехнической промышленности, Министерство химического и нефтяного машиностроения, Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности, Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управления, Министерство автомобильной промышленности, Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, Министерство машиностроения для животноводства и кормопроизводства, Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения, Министерство машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов и Министерство угольной промышленности СССР не в полной мере обеспечивают повышение технико-экономического уровня машиностроительной продукции. В отраслях еще не созданы необходимые организационные и экономические условия для ускорения разработки, освоения и выпуска в широких масштабах принципиально новых видов техники. На ряде предприятий, в некоторых институтах и конструкторских бюро не ведется настойчивая борьба с техническим застоем и консерватизмом, не везде проявляется творческий подход к делу, слаба производственная и технологическая дисциплина, низка требовательность к работникам, по вине которых допускаются указанные недостатки.
Вследствие этого многие выпускаемые указанными министерствами машины, оборудование и приборы по важнейшим показателям - производительности, надежности, сроку службы, точности, материалоемкости и энергопотреблению не отвечают передовым достижениям науки и техники. Остаются низкими качество изготовления и конкурентоспособность на внешнем рынке многих видов продукции. Медленно развиваются производственная и научно-техническая базы отраслей машиностроения, систематически не выполняются планы капитального строительства и задания по техническому перевооружению и реконструкции машиностроительных предприятий, слабо осуществляются специализация и кооперирование производства. Потребности народного хозяйства во многих видах техники удовлетворяются не полностью. Особенно большое отставание допускается в развитии вычислительной техники и приборостроения, оказывающих решающее влияние на эффективность средств труда и технологических систем в народном хозяйстве.
В машиностроении пока недостаточно используется передовой опыт оборонных отраслей промышленности в области технологии, организации труда и производства. К исследованиям и разработкам слабо привлекаются институты Академии наук СССР, академий наук союзных республик, высшие учебные заведения.
Министерство черной металлургии СССР, Министерство цветной металлургии СССР, Министерство химической промышленности, Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР и Министерство лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР неудовлетворительно обеспечивают производственные объединения (предприятия) машиностроительных министерств необходимыми высококачественными материалами и комплектующими изделиями.
Все это сдерживает техническую реконструкцию народного хозяйства, замедляет качественное преобразование материально-технической базы общества, снижает конкурентоспособность машиностроительной продукции на внешнем рынке. Исходя из новых задач, которые ставятся на современном этапе, работу министерств и ведомств СССР по развитию в стране машиностроительного комплекса и отношение к этому важнейшему делу необходимо в корне изменить.
В целях создания прочной основы для ускорения научно-технического прогресса в народном хозяйстве, достижения высшего мирового уровня производительности общественного труда и обеспечения приоритетного развития машиностроения Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР
постановляют:
1. Считать главными задачами коллективов производственных объединений (предприятий), научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций Министерства энергетического машиностроения, Министерства тяжелого и транспортного машиностроения, Министерства электротехнической промышленности, Министерства химического и нефтяного машиностроения, Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности, Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления, Министерства автомобильной промышленности, Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, Министерства машиностроения для животноводства и кормопроизводства, Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения, Министерства машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов и других министерств и ведомств СССР, выпускающих продукцию машиностроения:
коренное повышение технического уровня, качества изготовления и конкурентоспособности машиностроительной продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире, быстрый переход на производство новых поколений машин и оборудования, способных обеспечить внедрение прогрессивных технологий, и в первую очередь энергосберегающей и ресурсосберегающей, открыть путь к автоматизации всех стадий производства - от разработки образцов до массового выпуска готовой продукции, многократно повысить производительность труда, снизить материалоемкость производства, поднять фондоотдачу;
осуществление прогрессивных структурных сдвигов в производстве машиностроительной продукции, переход на комплектную поставку машин, оборудования и приборов с широкой организацией фирменного ремонта и обслуживания техники, прежде всего сложных видов ее. При этом первостепенное внимание должно быть уделено ускорению развития станкостроения, вычислительной техники, приборостроения и электротехники, значительному увеличению выпуска современных станков, кузнечно-прессового, литейного, сварочного и другого прогрессивного технологического оборудования, увеличению в каждой отрасли машиностроения изготовления специального технологического оборудования для собственных нужд;
обеспечение в первоочередном порядке технического перевооружения и реконструкции машиностроительного производства на основе широкого внедрения принципиально новых технологических процессов и систем, средств механизации, автоматизации и роботизации, высокопроизводительного оборудования, передовых методов организации труда и управления;
углубление специализации и расширение кооперирования производства, развитие предприятий сборочного и механосборочного типов, узкоспециализированных заводов по изготовлению деталей, узлов, агрегатов и заготовок отраслевого и межотраслевого назначения;
ускорение обновления основных производственных фондов, повышение эффективности использования действующих и значительное сокращение сроков освоения вновь вводимых производственных мощностей;
обеспечение высокой мобильности всего производственно-технического потенциала отраслей машиностроения, его способности быстро реагировать на динамично изменяющиеся потребности народного хозяйства в прогрессивной технике;
значительное повышение эффективности и сокращение сроков выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ускорение развития экспериментальной и испытательной баз, широкое внедрение средств автоматизации на всех этапах исследований и разработок, а также прогрессивных методов моделирования и испытаний;
всемерное увеличение производства машин, оборудования, механизмов и инструмента, предназначенных для значительного сокращения в ближайшие годы ручного труда в народном хозяйстве, особенно физически тяжелого и малопроизводительного;
обеспечение первоочередной поставки систем и комплексов машин, оборудования и приборов в количествах, необходимых для выполнения Продовольственной программы СССР, Энергетической программы СССР, Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и системы услуг населению, дальнейшей индустриализации капитального строительства, а также технического перевооружения металлургии, химической промышленности и транспорта;
последовательное совершенствование планирования, форм, методов и организационной структуры управления, всего хозяйственного механизма, развитие новых экономических методов руководства в целях ускорения качественного роста, интенсификации и повышения эффективности машиностроительного производства, обеспечения высоких темпов научно-технического прогресса.
2. Министерству энергетического машиностроения, Министерству тяжелого и транспортного машиностроения, Министерству электротехнической промышленности, Министерству химического и нефтяного машиностроения, Министерству станкостроительной и инструментальной промышленности, Министерству приборостроения, средств автоматизации и систем управления, Министерству автомобильной промышленности, Министерству тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, Министерству машиностроения для животноводства и кормопроизводства, Министерству строительного, дорожного и коммунального машиностроения, Министерству машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов, другим министерствам и ведомствам СССР, в ведении которых имеются производственные объединения (предприятия), выпускающие продукцию машиностроения, и Советам Министров союзных республик обеспечить:
в 1986-1990 годах темпы роста производства товарной продукции машиностроения и металлообработки в целом 140-145 процентов, а продукции машиностроительных министерств - согласно приложению N 1, а также обновление выпускаемой продукции, увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и продукции, выпускаемой в течение трех лет, в общем объеме производства товарной продукции согласно приложению N 2;
в 1991-1995 годах и в период до 2000 года среднегодовой темп прироста производства товарной продукции машиностроения и металлообработки в целом 7,1-7,3 процента и продукции, производство которой впервые освоено в СССР, в общем объеме производства товарной продукции не менее 13 процентов ежегодно;
в 1986-1990 годах темп прироста производительности труда на предприятиях и в организациях тяжелого и транспортного машиностроения и автомобильной промышленности 29-33 процента, энергетического машиностроения, строительного, дорожного и коммунального машиностроения и машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов 40 процентов, электротехнической промышленности и тракторного и сельскохозяйственного машиностроения 39-42 процента, химического и нефтяного машиностроения и машиностроения для животноводства и кормопроизводства не менее 45 процентов, станкостроительной и инструментальной промышленности не менее 53 процентов и приборостроения, средств автоматизации и систем управления не менее 70 процентов;
в 1986-1990 годах снижение трудоемкости выпускаемой продукции не менее чем на 30-40 процентов, а себестоимости - на 9-11 процентов;
значительное повышение к 1990 году коэффициента сменности работы оборудования, в том числе с программным управлением и автоматических линий до 1,9 и гибких производственных модулей и систем до 2,5;
сокращение в 1990 году численности рабочих, занятых ручным трудом, до 21-22 процентов общей численности рабочих и в 2000 году - до 10-11 процентов;
снижение в 1990 году по сравнению с 1985 годом удельной энергоемкости выпускаемых машин, оборудования и приборов на 7-12 процентов и их удельной металлоемкости на 12-18 процентов и в 2000 году - соответственно в 1,4-1,7 раза и в 1,8-2 раза;
повышение в 1990 году коэффициента использования проката черных металлов в производстве машин, оборудования и приборов в производственных объединениях (на предприятиях) электротехнической, станкостроительной и инструментальной промышленности до 0,7-0,72, автомобильной промышленности, энергетического, химического и нефтяного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения до 0,75-0,79, тяжелого и транспортного, строительного, дорожного и коммунального машиностроения, приборостроения, средств автоматизации и систем управления, машиностроения для легкой и пищевой промышленности, животноводства и кормопроизводства до 0,8.
3. В целях обеспечения приоритетного развития машиностроительного комплекса установить, что планирование капитальных вложений, обеспечение материально-техническими ресурсами и организация строительства объектов Министерства энергетического машиностроения, Министерства тяжелого и транспортного машиностроения, Министерства электротехнической промышленности, Министерства химического и нефтяного машиностроения, Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности, Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления. Министерства автомобильной промышленности, Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, Министерства машиностроения для животноводства и кормопроизводства, Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения и Министерства машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов осуществляются в порядке, предусмотренном для министерств оборонных отраслей промышленности.
Госплану СССР и Госснабу СССР предусматривать при разработке проектов планов для указанных министерств в первоочередном порядке лимиты подрядных и проектно-изыскательских работ, а также материально-технические ресурсы.
Министерству промышленного строительства СССР, Министерству строительства СССР, Министерству строительства предприятий тяжелой индустрии СССР, Министерству сельского строительства СССР, Министерству строительства в районах Дальнего Востока и Забайкалья, Министерству транспортного строительства, Министерству монтажных и специальных строительных работ СССР, Министерству строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности, Главмоспромстрою при Мосгорисполкоме, Главмособлстрою при Мособлисполкоме, Министерству энергетики и электрификации СССР и Министерству среднего машиностроения при проведении работ по реконструкции, расширению и строительству производственных объединений (предприятий) указанных машиностроительных министерств обеспечить концентрацию трудовых и материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения заданий по капитальному строительству, вводу в действие производственных мощностей и вводу в эксплуатацию жилых домов и объектов социально-культурного и коммунального назначения.
Госстрою СССР обеспечить в 1985-1986 годах разработку типовых проектов зданий и сооружений для строительства машиностроительных предприятий с применением прогрессивных проектных решений и строительных конструкций.
4. Министерству энергетического машиностроения, Министерству тяжелого и транспортного машиностроения, Министерству электротехнической промышленности, Министерству химического и нефтяного машиностроения, Министерству станкостроительной и инструментальной промышленности, Министерству приборостроения, средств автоматизации и систем управления, Министерству автомобильной промышленности, Министерству тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, Министерству машиностроения для животноводства и кормопроизводства, Министерству строительного, дорожного и коммунального машиностроения, Министерству машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов и Министерству угольной промышленности СССР разработать и утвердить в 1985 году по согласованию с Государственным комитетом СССР по науке и технике и министерствами (ведомствами) - заказчиками (основными потребителями) продукции машиностроения на 1986-1990 годы мероприятия по коренному повышению производительности, надежности, сокращению металло- и энергоемкости машин, оборудования и приборов, снижению трудоемкости их обслуживания, предусмотрев доведение этих показателей до уровня, соответствующего передовым научно-техническим достижениям.
Указанные мероприятия на последующий период утверждать в составе пятилетних планов. Не допускать производства машин, оборудования и приборов, не соответствующих передовым достижениям науки и техники, считая повышение технико-экономического уровня выпускаемой продукции важнейшей обязанностью и нормой работы каждого производственного и научного коллектива. Установить, что вновь осваиваемые виды техники по производительности и надежности должны не менее чем в 1,5-2 раза превосходить выпускаемую аналогичную продукцию.
Признать необходимым, чтобы в каждом производственном объединении (на предприятии) и в организации машиностроения в процессе создания новой техники и ее производства систематически осуществлялась оценка технического уровня и качества изготовления выпускаемых машин, оборудования и приборов в сравнении с лучшими зарубежными образцами и обеспечивалось проведение необходимого комплекса работ для достижения передового мирового уровня.
5. Машиностроительным министерствам и Министерству угольной промышленности СССР обеспечить:
увеличение удельного веса продукции высшей категории качества в объеме производства важнейших видов продукции машиностроения согласно приложению N 3;
разработку и организацию производства важнейших видов техники новых поколений согласно приложению N 4;
увеличение удельного веса машин, оборудования и приборов, оснащенных электронными средствами управления, в том числе микропроцессорами, в объеме производства важнейших видов продукции машиностроения согласно приложению N 5.
Министерству электронной промышленности и Министерству приборостроения, средств автоматизации и систем управления обеспечить поставку машиностроительным министерствам и Министерству угольной промышленности СССР электронных комплектующих изделий, необходимых для выполнения заданий, предусмотренных приложением N 5 к настоящему постановлению.
6. В целях значительного повышения качества продукции, выпускаемой в отраслях машиностроения:
а) машиностроительным министерствам поставить повышение качества выпускаемой продукции в центр работы, последовательно совершенствуя показатели его оценки, систему морального и материального поощрения, всю производственную, научно-техническую и экономическую работу. Обеспечить до 1 января 1986 года проведение в производственных объединениях (на предприятиях) проверки состояния технологической дисциплины, разработку и осуществление дополнительных мер по строгому соблюдению во всех звеньях производства технологических процессов, технических условий и требований государственных стандартов, по совершенствованию и усилению промежуточного контроля качества деталей и узлов в ходе технологического процесса, а также входного контроля материалов и комплектующих изделий;
б) ЦК компартий и Советам Министров союзных республик, крайкомам и обкомам партии, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам, машиностроительным министерствам, местным партийным, советским, профсоюзным, комсомольским и хозяйственным органам направить творчество и активность рабочих, инженерно-технических работников и служащих отраслей машиностроения на выпуск продукции только высокого качества, полнее использовать в этих целях Закон СССР "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями".
Воспитывать у каждого работника чувство высокой ответственности и гордости за качество создаваемых и выпускаемых машин, оборудования и приборов. Создавать в каждом коллективе обстановку непримиримости к браку, изготовлению недоброкачественных изделий, низкому качеству работы в целом, укреплять сознательную дисциплину, повышать организованность и порядок;
в) признать необходимым ввести в отраслях машиностроения защиту эскизных проектов наиболее важных видов создаваемых машин, оборудования и приборов авторами или авторскими группами этих проектов на межведомственных комиссиях машиностроения по приемке проектов новой техники.
Государственному комитету СССР по науке и технике совместно с машиностроительными министерствами в 6-месячный срок разработать и утвердить положение об указанных межведомственных комиссиях.
7. Машиностроительным министерствам считать первоочередными задачами повышение конкурентоспособности на внешнем рынке выпускаемых машин, оборудования, приборов и значительное расширение поставки их на экспорт на свободно конвертируемую валюту.
Госплану СССР, Министерству внешней торговли и Государственному комитету СССР по внешним экономическим связям предусматривать при разработке проектов планов на 1986-1990 годы задания машиностроительным министерствам по поставке на экспорт машин, оборудования и приборов на свободно конвертируемую валюту.
8. Министерству тяжелого и транспортного машиностроения, Министерству электротехнической промышленности, Министерству автомобильной промышленности, Министерству строительного, дорожного и коммунального машиностроения, Министерству авиационной промышленности, Министерству лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Министерству угольной промышленности СССР, Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР, Совету Министров РСФСР, Совету Министров Украинской ССР и Совету Министров Казахской ССР обеспечить в 1986-1990 годах производство необходимых в первую очередь машин, оборудования и инструмента для механизации ручных работ в промышленности, строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве и в торговле согласно приложению N 6, а также осуществлять меры по увеличению производства этой продукции сверх заданий, предусмотренных указанным приложением.
9. Министерству энергетического машиностроения, Министерству тяжелого и транспортного машиностроения, Министерству электротехнической промышленности. Министерству химического и нефтяного машиностроения, Министерству станкостроительной и инструментальной промышленности, Министерству тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, Министерству машиностроения для животноводства и кормопроизводства, Министерству строительного, дорожного и коммунального машиностроения, Министерству машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов и Министерству угольной промышленности СССР (головным исполнителям) обеспечивать в 1986-1990 годах комплектную поставку министерствам (ведомствам)-заказчикам (основным потребителям) в согласованных с ними количествах важнейших комплексов машин, оборудования и приборов, предназначенных для выполнения законченных технологических процессов, по перечню согласно приложению N 7, а также разработку по согласованию с Государственным комитетом СССР по науке и технике комплексов машин, оборудования и приборов, подлежащих комплектной поставке в период до 2000 года, и представление их на утверждение в Госснаб СССР и Госплан СССР до 1 января 1987 года.
Установить, что комплексы машин, оборудования и приборов, подлежащие комплектной поставке, переутверждаются Госснабом СССР и Госпланом СССР каждые пять лет.
10. Признать необходимым обеспечивать в 1986-1990 годах и в период до 2000 года поставку в первоочередном порядке Министерству энергетического машиностроения. Министерству тяжелого и транспортного машиностроения, Министерству электротехнической промышленности, Министерству химического и нефтяного машиностроения, Министерству станкостроительной и инструментальной промышленности, Министерству приборостроения, средств автоматизации и систем управления, Министерству автомобильной промышленности, Министерству тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, Министерству машиностроения для животноводства и кормопроизводства, Министерству строительного, дорожного и коммунального машиностроения, Министерству машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов и Министерству угольной промышленности СССР необходимого им технологического оборудования.