РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации
Принят
Государственной Думой
16 февраля 2022 года
Одобрен
Советом Федерации
2 марта 2022 года
1. В целях создания необходимых условий для сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения субъекты Российской Федерации вправе провести на своих территориях эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов (далее - эксперимент) в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством субъектов Российской Федерации, на территориях которых проводится эксперимент.
2. Провести эксперимент:
1) на территории Сахалинской области;
2) на территориях иных субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
3. Эксперимент проводится:
1) на территории Сахалинской области - с 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2028 года включительно;
2) на территориях иных субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи, - в сроки, установленные путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) квота выбросов парниковых газов (далее - квота) - величина допустимых выбросов парниковых газов, характеризующая их массу и устанавливаемая для региональной регулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях достижения углеродной нейтральности на территории участника эксперимента;
2) региональная регулируемая организация - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, в результате которой образуются выбросы парниковых газов на территории участника эксперимента, и включенные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - участника эксперимента в перечень региональных регулируемых организаций в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона;
3) региональный кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов (далее - региональный кадастр парниковых газов) - систематизированный свод сведений, содержащих описание выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, основанное на официальной статистической информации, в отношении территории участника эксперимента;
4) единица выполнения квоты - верифицированный результат выполнения установленной квоты, выраженный в разнице между установленной квотой и фактической массой выбросов парниковых газов, эквивалентной одной тонне углекислого газа;
5) операции с единицами выполнения квоты - действия с единицами выполнения квоты, регистрируемые в реестре углеродных единиц;
6) счет в реестре углеродных единиц - запись, которая содержится в реестре углеродных единиц и используется для учета углеродных единиц и (или) единиц выполнения квоты и проведения операций с ними;
7) счет изъятия из обращения - специализированный счет в реестре углеродных единиц, предназначенный для зачета углеродных единиц и (или) единиц выполнения квоты;
8) верификация - процедура проверки и подтверждения верности сведений о массе выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, а также сведений о выполнении (невыполнении) квоты, проводимая в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона;
9) программа проведения эксперимента - документ, определяющий задачи органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента, целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов и сроки их достижения, задачи и перечень региональных регулируемых организаций;
10) углеродная нейтральность - состояние баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением, при котором масса антропогенных выбросов парниковых газов не превышает массу их поглощения за календарный год;
11) углеродоемкость - масса выбросов парниковых газов, образуемых при производстве региональной регулируемой организацией единицы продукции или энергии;
12) координатор эксперимента - федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации;
13) уполномоченный орган - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента, определяемый высшим исполнительным органом данного субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение эксперимента на территории данного субъекта Российской Федерации;
14) участник эксперимента - субъект Российской Федерации, на территории которого проводится эксперимент.
2. Иные понятия в настоящем Федеральном законе используются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации.
1. Целью эксперимента является достижение углеродной нейтральности:
1) на территории Сахалинской области - до 31 декабря 2025 года;
2) на территориях иных субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, - в сроки, установленные путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
2. Задачами эксперимента являются:
1) стимулирование внедрения технологий сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения;
2) формирование системы независимой верификации;
3) создание системы обращения углеродных единиц и единиц выполнения квоты.
3. Принципами проведения эксперимента являются:
1) приоритет устойчивого социально-экономического развития участника эксперимента с низким уровнем выбросов парниковых газов при достижении целей сокращения выбросов парниковых газов и формирования экономики с низким уровнем выбросов парниковых газов;
2) прозрачность сведений о массе выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов;
3) отсутствие двойного зачета углеродных единиц и единиц выполнения квоты;
4) обращение и зачет углеродных единиц и единиц выполнения квоты на территории Российской Федерации и на международном уровне;
5) участие региональных регулируемых организаций в формировании предложения по установлению квот;
6) дифференцированный учет показателей углеродоемкости региональных регулируемых организаций при установлении квот;
7) соответствие верификации документам национальной системы стандартизации в области ограничения выбросов парниковых газов.
В рамках проведения эксперимента используются следующие методы учета и инструменты регулирования выбросов парниковых газов и поглощения парниковых газов:
1) инвентаризация выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов;
2) квотирование выбросов парниковых газов;
3) обязательная отчетность региональных регулируемых организаций (далее - углеродная отчетность);
4) верификация углеродной отчетности;
5) обращение и зачет единиц выполнения квоты;
6) экономические и финансовые механизмы, стимулирующие сокращение выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения;
7) подготовка, утверждение и реализация программы проведения эксперимента.
1. Отнесение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к региональным регулируемым организациям осуществляется высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - участника эксперимента в порядке, определяемом координатором эксперимента, на основании данных об осуществляемой такими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются выбросы парниковых газов на территории участника эксперимента.
2. Перечень региональных регулируемых организаций утверждается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - участника эксперимента до проведения общественного обсуждения проекта программы, предусмотренного частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, и размещается указанным органом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
1. Инвентаризация выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов на территории участника эксперимента осуществляется ежегодно уполномоченным органом в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
2. Сведения о результатах инвентаризации выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов включаются уполномоченным органом в региональный кадастр парниковых газов. Региональный кадастр парниковых газов подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в части описания выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов.
3. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации - участника эксперимента устанавливает порядок подготовки регионального кадастра парниковых газов и его структуру. Ведение регионального кадастра парниковых газов осуществляет уполномоченный орган.
4. Для оценки поглощений парниковых газов в рамках проведения эксперимента могут использоваться расчетные и инструментальные методы определения массы поглощений парниковых газов, а также материалы дистанционного зондирования и результаты работ по изучению выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов на специально оборудованных открытых площадках.
1. Для достижения цели эксперимента высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации - участника эксперимента по согласованию с координатором эксперимента утверждает программу проведения эксперимента и вносит в нее изменения. Программа проведения эксперимента реализуется в срок, установленный частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, и включает в себя комплекс мер социально-экономического развития, направленных на сокращение уровня выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения, а также ожидаемый срок достижения участником эксперимента углеродной нейтральности.
2. Уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта программы проведения эксперимента и проводит общественное обсуждение указанного проекта, в том числе с региональными регулируемыми организациями, в соответствии с методическими рекомендациями по организации указанного общественного обсуждения, утверждаемыми координатором эксперимента.
3. Методические рекомендации, указанные в части 2 настоящей статьи, регламентируют процедуру рассмотрения и учета поступивших в ходе общественного обсуждения предложений, определяют условия и порядок вынесения неурегулированных разногласий на рассмотрение высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации - участника эксперимента.
4. Уполномоченный орган представляет высшему исполнительному органу субъекта Российской Федерации - участника эксперимента проект программы проведения эксперимента с приложением результатов общественного обсуждения этого проекта.
5. Программа проведения эксперимента утверждается:
1) не позднее трех месяцев после начала проведения эксперимента на территории Сахалинской области;
2) до начала проведения эксперимента на территориях иных субъектов Российской Федерации - участников эксперимента.
6. Программа проведения эксперимента после ее утверждения или внесения в нее изменений подлежит обязательному размещению на официальном сайте высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации - участника эксперимента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7. Мониторинг реализации программы проведения эксперимента осуществляется уполномоченным органом на основании углеродной отчетности, формируемой в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона. Отчет о результатах мониторинга реализации программы проведения эксперимента уполномоченный орган представляет в срок до 15 августа года, следующего за отчетным, высшему исполнительному органу субъекта Российской Федерации - участника эксперимента и координатору эксперимента. Форма указанного отчета и порядок его представления определяются координатором эксперимента.
8. После окончания срока реализации программы проведения эксперимента координатор эксперимента в течение трех месяцев представляет доклад в Правительство Российской Федерации.
9. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента в пределах своей компетенции вправе создавать инфраструктуру в целях стимулирования и поддержки реализации программы проведения эксперимента.
1. Проектируемые квоты для региональных регулируемых организаций определяются на основании методики, утверждаемой координатором эксперимента, с учетом положений частей 5 и 6 настоящей статьи, а также с учетом особенностей применяемых технологий, объема инвестиций, выручки от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и суммы поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствующей отрасли экономики Российской Федерации.
Общественное обсуждение проектируемых квот, в том числе с региональными регулируемыми организациями, организуется уполномоченным органом в соответствии с методическими рекомендациями по организации указанного общественного обсуждения, утверждаемыми координатором эксперимента.
2. Методические рекомендации, указанные в части 1 настоящей статьи, регламентируют процедуру рассмотрения и учета поступивших в ходе общественного обсуждения предложений, определяют условия и порядок вынесения неурегулированных разногласий на рассмотрение высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации - участника эксперимента.
3. Уполномоченный орган по результатам общественного обсуждения проектируемых квот формирует предложение по квотам, согласовывает такое предложение с координатором эксперимента и представляет его на рассмотрение высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации - участника эксперимента. По итогам рассмотрения предложения по квотам высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации - участника эксперимента принимает одно из следующих решений:
1) об одобрении квот;