ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2022 года N 272

Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей



В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

2. Реализация настоящего постановления осуществляется Федеральной налоговой службой в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федеральной налоговой службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанной Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 февраля 2022 года N 272

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей



1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - федеральный государственный контроль (надзор).

Предметом федерального государственного контроля (надзора) являются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"должностное лицо контрольного (надзорного) органа" - должностное лицо Федеральной налоговой службы или ее территориального органа, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий федерального государственного контроля (надзора), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий;

"контролируемые лица" - организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в Российской Федерации, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты, при которых в соответствии с законодательством Российской Федерации контрольно-кассовая техника может не применяться, а также операторы фискальных данных, экспертные организации и изготовители;

"контрольный (надзорный) орган" - Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы;

"обязательные требования" - требования по соблюдению правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров;

"уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа" - должностное лицо, уполномоченное на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являющееся руководителем, заместителем руководителя контрольного (надзорного) органа, а также руководителем, заместителем руководителя территориального контрольного (надзорного) органа.

Иные термины и определения, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, установленных Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

3. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного контроля (надзора), в том числе по проведению профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

а) руководитель, заместитель руководителя контрольного (надзорного) органа;

б) должностное лицо контрольного (надзорного) органа.

4. Должностные лица контрольного (надзорного) органа при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также правами, установленными статьей 7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".

5. Должностные лица контрольного (надзорного) органа при проведении проверок соблюдают ограничения и выполняют обязанности, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий и обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

7. Объектом федерального государственного контроля (надзора) является деятельность контролируемых лиц.

8. Контрольный (надзорный) орган обеспечивает учет объектов федерального государственного контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и настоящим Положением.

9. Учет объектов федерального государственного контроля (надзора) осуществляется в электронном виде на основании:

а) сведений Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

б) сведений автоматизированной информационной системы налоговых органов;

в) анализа информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

г) анализа общедоступной информации.

10. На контролируемых лиц при осуществлении учета объектов федерального государственного контроля (надзора) не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.

11. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) проводятся следующие виды профилактических мероприятий:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

12. Контрольный (надзорный) орган осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Информирование контролируемых лиц осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в средствах массовой информации и через кабинет контрольно-кассовой техники.

13. Обобщение правоприменительной практики осуществляется контрольным (надзорным) органом в порядке, установленном статьей 47 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный (надзорный) орган ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным годом, готовит доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по федеральному государственному контролю (надзору) (далее - доклад о правоприменительной практике), и обеспечивает его публичное обсуждение на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети "Интернет".

Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя контрольного (надзорного) органа не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.

Утвержденный доклад о правоприменительной практике размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения.

14. Объявление предостережения осуществляется контрольным (надзорным) органом в порядке, установленном статьей 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

В случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение, содержащее в том числе указание на соответствующие обязательные требования и предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемых лиц могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).

Возражение подается не позднее 15 календарных дней со дня получения контролируемым лицом предостережения.

Возражение может быть подано в электронном виде через кабинет контрольно-кассовой техники. При отсутствии доступа к кабинету контрольно-кассовой техники возражение может быть представлено в контрольный (надзорный) орган на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Возражение должно содержать основания и доводы, а также документы (их копии), подтверждающие указанные доводы (при наличии), на основании которых контролируемое лицо не согласно с предостережением.

Контрольный (надзорный) орган рассматривает возражение и не позднее 10 рабочих дней со дня его получения принимает решение об отсутствии необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в отношении которых было направлено предостережение, либо о необходимости принятия таких мер.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в абзаце восьмом настоящего пункта, контролируемому лицу, подавшему возражение, направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения. Ответ о результатах рассмотрения возражения направляется контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу тем же способом, которым направлено возражение.

15. Консультирование контролируемых лиц и их представителей (разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) осуществляется должностным лицом контрольного (надзорного) органа в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Консультирование осуществляется должностным лицом контрольного (надзорного) органа по телефону, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

Консультирование по телефону проводится в следующем порядке:

перед началом консультирования контролируемое лицо оповещается о проведении записей консультирования;

контролируемое лицо задает необходимые вопросы должностному лицу контрольного (надзорного) органа;

должностное лицо дает разъяснения по вопросам, заданным контролируемым лицом;

в случае если вопрос контролируемого лица не относится к компетенции контрольного (надзорного) органа, должностным лицом контрольного (надзорного) органа даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти.

Личный прием проводится руководителем или заместителями руководителя контрольного (надзорного) органа, руководителем или заместителями руководителя территориального контрольного (надзорного) органа в следующем порядке:

информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет";

контролируемое лицо записывается любым доступным способом на прием;

в назначенную дату контролируемое лицо или его представитель приходит на личный прием и предъявляет документы, удостоверяющие его личность, или документ, подтверждающий полномочия представителя;

личный прием осуществляется в порядке очередности;

контролируемое лицо задает необходимые вопросы должностному лицу контрольного (надзорного) органа;

должностное лицо дает разъяснения по вопросам, заданным контролируемым лицом;

в случае если вопрос контролируемого лица не относится к компетенции контрольного (надзорного) органа, должностным лицом контрольного (надзорного) органа даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти;

в ходе личного приема контролируемому лицу может быть отказано в дальнейшем консультировании, если ранее такому лицу был дан ответ по существу поставленных вопросов.

Время консультирования по телефону или на личном приеме одного контролируемого лица не может превышать 15 минут. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется.

Консультирование, в том числе письменное консультирование, осуществляется по вопросам, касающимся порядка осуществления федерального государственного контроля (надзора), в том числе:

профилактики рисков нарушения обязательных требований;

соблюдения обязательных требований;

порядка осуществления федерального государственного контроля (надзора);

порядка обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»