ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 24 декабря 2021 года N 459

Об утверждении Методического руководства по осуществлению постоянного государственного контроля (надзора) на опасных производственных объектах



В целях установления единого подхода к организации постоянного государственного контроля (надзора) на опасных производственных объектах, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 "О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности",

приказываю:

1. Утвердить Методическое руководство по осуществлению постоянного государственного контроля (надзора) на опасных производственных объектах согласно приложению к настоящему приказу.

2. Определить ответственными в центральном аппарате Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору за организацию и проведение работы по внедрению в практическую деятельность Методического руководства по осуществлению постоянного государственного контроля (надзора) на опасных производственных объектах: Управление горного надзора (В.М.Ткаченко), Управление общепромышленного надзора (М.В.Фоминых), Управление государственного строительного надзора (А.Н.Горлов), Управление по надзору в угольной промышленности (Г.П.Ермак), Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса (Ю.Л.Нестеров).

3. Управлению горного надзора (В.М. Ткаченко), Управлению общепромышленного надзора (М.В.Фоминых), Управлению государственного строительного надзора (А.Н.Горлов), Управлению по надзору в угольной промышленности (Г.П.Ермак) и Управлению по надзору за объектами нефтегазового комплекса (Ю.Л.Нестеров) в срок до 29 января 2022 г. привести методические рекомендации по видам надзора в соответствие с настоящим приказом.

4. Руководителям территориальных органов Ростехнадзора в целях повышения уровня промышленной безопасности обеспечить использование должностными лицами, уполномоченными на осуществление контрольных (надзорных) действий, Методического руководства по осуществлению постоянного государственного контроля (надзора) на опасных производственных объектах, в том числе:

для определения участков опасных производственных объектов с наибольшей потенциальной опасностью возникновения на них учётных случаев;

для сосредоточения внимания инспекторского состава на данных участках при планировании и организации контрольных (надзорных) действий.

5. Приказ Ростехнадзора от 6 марта 2020 г. N 103 "Об утверждении Методического руководства по осуществлению постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах" признать утратившим силу.

Руководитель
А.В.Трембицкий

     

     УТВЕРЖДЕНО
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 24 декабря 2021 года N 459

     

Методическое руководство по осуществлению постоянного государственного контроля (надзора) на опасных производственных объектах

     

I. Общие положения

1. Настоящее методическое руководство разработано в целях установления единого подхода к организации постоянного государственного контроля (надзора) на опасных производственных объектах, осуществляемого территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

2. Методическое руководство по осуществлению постоянного государственного контроля (надзора) на опасных производственных объектах (далее - Методическое руководство) предназначено для применения должностными лицами территориальных органов, организующими и осуществляющими постоянный государственный контроль (надзор) на опасных производственных объектах, и должностными лицами управлений центрального аппарата Ростехнадзора, организующими и осуществляющими федеральный государственный контроль (надзор) в области промышленной безопасности.

________________

К управлениям центрального аппарата Ростехнадзора, организующим и осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области промышленной безопасности, относятся: Управление горного надзора; Управление общепромышленного надзора; Управление государственного строительного надзора; Управление по надзору в угольной промышленности; Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса.

3. В Методическом руководстве используется терминология, установленная законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.

Правовыми основаниями осуществления постоянного государственного контроля (надзора) являются:

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 "О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности";

приказ Ростехнадзора от 31 мая 2012 г. N 319 "Об утверждении правил формирования и ведения надзорного дела в отношении опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, на которых установлен режим постоянного государственного надзора".

II. Организация постоянного государственного контроля (надзора)

4. Организация постоянного государственного контроля (надзора) предусматривает выполнение следующих этапов:

4.1. Определение перечня объектов, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), и порядка обеспечения своевременной актуализации данного перечня, утверждаемых руководителем территориального органа Ростехнадзора.

Перечень объектов, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), определяется территориальными органами Ростехнадзора в соответствии с государственным реестром опасных производственных объектов. Уточнение данного перечня осуществляется при внесении изменений в государственный реестр опасных производственных объектов.

4.2. Разработка и утверждение графика проведения контрольных (надзорных) действий при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) в отношении конкретных опасных производственных объектов (далее - график осуществления постоянного государственного надзора).

Приказ об утверждении графика осуществления постоянного государственного надзора подписывается руководителем или уполномоченным заместителем руководителя территориального органа Ростехнадзора и содержит:

а) наименование органа, уполномоченного осуществлять постоянный государственный контроль (надзор) на конкретном объекте;

б) сведения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора) (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя, индивидуальный номер налогоплательщика юридического лица или индивидуального предпринимателя, место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя);

в) сведения об опасном производственном объекте, в отношении которого установлен режим постоянного государственного контроля (надзора) (наименование объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, место нахождения объекта, номер государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов);

г) фамилии, имена, отчества (при наличии), должности лиц, уполномоченных на осуществление постоянного государственного контроля (надзора).

Назначение уполномоченных должностных лиц на конкретный объект осуществляется с учетом их квалификации, специализации и характеристик опасностей объекта.

Издание приказа о об утверждении графика осуществления постоянного государственного надзора осуществляется не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации объекта.

Копия приказа об утверждении графика осуществления постоянного государственного надзора в срок не позднее 3 рабочих дней после его издания направляется в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в отношении которых установлен постоянный государственный контроль (надзор), любым доступным способом с последующим вручением копии указанного приказа, заверенной печатью, под роспись руководителю, иному должностному лицу юридического лица, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному представителю юридического лица.

4.3. Разработка "Карты риска объекта".

Разработка "Карты риска объекта" осуществляется на основе типовой "Карты риска объекта" в отношении конкретного объекта уполномоченным должностным лицом территориального органа Ростехнадзора, определенным графиком осуществления постоянного надзора, и утверждается начальником ответственного структурного подразделения территориального органа Ростехнадзора.

"Карта риска объекта" состоит из графической и текстовой частей. На графической части отражаются наиболее опасные участки производственных процессов опасного производственного объекта, требующие повышенного внимания уполномоченных должностных лиц территориального органа Ростехнадзора на данном объекте. В текстовой части приводятся описание рисков возникновения аварий, признаков опасности, состояния технических устройств, сроки их эксплуатации, результаты очередной плановой проверки службами производственного контроля.

4.4. Формирование надзорного дела.

Надзорное дело в отношении объектов, на которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора), формируется и ведется в соответствии с приказом Ростехнадзора от 31 мая 2012 г. N 319 "Об утверждении правил формирования и ведения надзорного дела в отношении опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, на которых установлен режим постоянного государственного надзора".

Уполномоченные должностные лица, назначенные на объект приказом руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) территориального управления Ростехнадзора, осуществляют формирование и ведение надзорных дел, в том числе в электронном виде с помощью автоматизированной информационной системы Ростехнадзора.

4.5. Разработка "Маршрутных карт".

"Маршрутные карты" разрабатываются на конкретный объект на основе типовой "Маршрутной карты" уполномоченным должностным лицом территориального органа Ростехнадзора, определенным графиком осуществления постоянного надзора, на основании "Карты риска объекта".

"Маршрутная карта" должна содержать:

а) блок-схему осмотра;

б) описание последовательности осмотра.

Разработанная "Маршрутная карта" утверждается начальником ответственного структурного подразделения территориального органа Ростехнадзора.

5. Управления центрального аппарата Ростехнадзора, организующие и осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) в области промышленной безопасности, разрабатывают типовые "Карты риска объекта", "Маршрутные карты" и типовые графики осуществления постоянного государственного надзора.

В целях возможного внесения изменений в вышеуказанные документы территориальные органы Ростехнадзора направляют сведения по разработанным "Картам риска объектов", "Маршрутным картам" и графикам осуществления постоянного государственного надзора в управления центрального аппарата Ростехнадзора, организующие и осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) в области промышленной безопасности.

6. Обмен документами, сведениями из документов, иной информацией при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) между территориальными органами Ростехнадзора и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, может осуществляться с использованием средств информационно-коммуникационных технологий и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

III. Осуществление на поднадзорных объектах постоянного государственного контроля (надзора)

7. При осуществлении контрольных (надзорных) действий в рамках постоянного государственного контроля (надзора) должностными лицами, уполномоченными на осуществление постоянного государственного контроля (надзора), проводится оценка:

а) состояния зданий, сооружений, помещений опасного производственного объекта, территории или частей территории опасного производственного объекта, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования;

б) работоспособности приборов и систем контроля безопасности на опасном производственном объекте;

в) пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;

г) обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима на опасном производственном объекте (за исключением объектов, обеспечение безопасности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса");

д) организационно-распорядительной, технической, разрешительной, учетной и иной документации, наличие которой на опасном производственном объекте предусмотрено обязательными требованиями, ее соответствия указанным требованиям;

е) сведений о результатах производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;

ж) сведений, подтверждающих соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими опасные производственные объекты, обязательных требований;

з) сведений о планируемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими опасный производственный объект, мероприятиях на объекте, относящихся к деятельности, в отношении которой установлены обязательные требования, на предмет своевременности, полноты и достаточности;

и) организации работы комиссий по расследованию причин инцидентов на опасных производственных объектах;

к) соблюдения на опасном производственном объекте требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте;

л) организации работы аттестационных комиссий по аттестации в области промышленной безопасности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

м) выполнения мероприятий по устранению причин аварий и инцидентов на опасном производственном объекте, профилактике аварий и инцидентов;

н) правильности идентификации опасного производственного объекта;

о) организации и функционирования системы управления промышленной безопасностью;

п) готовности юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.

8. Перечисленные в пункте 7 Методического руководства контрольные (надзорные) действия выполняются в сроки, которые указываются в графике осуществления постоянного государственного надзора. Осмотры опасных производственных объектов могут быть приурочены к моменту приемки в эксплуатацию оборудования после его ремонта, установки нового оборудования, сдачи выполненных работ по устранению несоответствий требованиям безопасности, выявленных при плановых проверках, и т.п.

9. Результаты контрольных (надзорных) действий, включенных в график осуществления постоянного государственного надзора, подлежат оформлению в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и отражаются в надзорном деле опасного производственного объекта в порядке, установленном Ростехнадзором.

10. В случае выявления при осуществлении контрольных (надзорных) действий нарушений обязательных требований юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, эксплуатирующим опасные производственные объекты, выдается предписание об устранении выявленных нарушений, контроль исполнения которого предусматривается при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора), а также принимаются иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, направленные на пресечение нарушений обязательных требований.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»