Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 декабря 2021 года N АЗ-1100/08

О направлении информации

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с изданием
письма Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
от 15 ноября 2023 года N МН-5/203212

____________________________________________________________________



Министерство просвещения Российской Федерации направляет методические рекомендации по подготовке педагогических кадров по программам бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию ("Ядро высшего педагогического образования"), одобренные на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 25 ноября 2021 г., для использования в работе.

А.В.Зырянова



ОДОБРЕНО
Коллегией Министерства просвещения
Российской Федерации
25 ноября 2021 года



Методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию ("Ядро высшего педагогического образования")



1. Общие положения.


Методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию ("Ядро высшего педагогического образования") (далее - рекомендации, Ядро) определяют ключевые характеристики и параметры основных профессиональных образовательных программ уровня бакалавриат педагогических направлений подготовки (далее - образовательные программы) по профилям, соответствующим предметам (предметным областям) федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, разрабатываемые образовательными организациями высшего образования (далее - вузы), находящимися в ведении Министерства просвещения Российской Федерации. Рекомендации могут использоваться при проектировании образовательных программ, реализуемых вузами, подведомственными другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, частными вузами.

2. Основные термины, сокращения.

2.1. Термины.

     

Зачетная единица - унифицированная единица измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающая в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.

_________________

Часть 4 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).

В настоящих требованиях зачетная единица составляет 27 астрономических часов или 36 академических часов (при продолжительности академического часа 45 минут). Установленная величина зачетной единицы является единой в рамках учебного плана. Объем части образовательной программы должен составлять целое число зачетных единиц.

Компетенция - динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной, социальной деятельности и личностного развития выпускников, которую они обязаны освоить и продемонстрировать после освоения части или всей образовательной программы.

Модуль - последовательность учебных мероприятий (дисциплин, практик), объединенных в тематические целостные разделы и блоки, которые имеют логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания, то есть отвечают за выработку той или иной компетенции или группы компетенций.

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом, в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

Практическая подготовка - форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательности и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации обучающихся.

_________________

Пункт 22 статьи 2 Закона об образовании.

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

_________________

Пункт 6 статьи 2 Закона об образовании.

2.2. Сокращения.


АРПУ-АРПО - Ассоциации развития педагогических университетов и институтов - Ассоциация развития педагогического образования

ВКР - выпускная квалификационная работа

ВО - высшее образование

ГИА - государственная итоговая аттестация

з.е. - зачетная единица

Закон об образовании - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

ОО - общее образование

ОПОП, образовательная программа, программа - основная профессиональная образовательная программа

ОПК - общепрофессиональные компетенции

ПК - профессиональные компетенции

ПС - профессиональный стандарт

УК - универсальные компетенции

ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт

ФУМО - Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки

3. Компетентностная модель образовательных программ подготовки педагога.


Компетентностная модель образовательных программ включает в себя блоки универсальных и общепрофессиональных компетенций, установленных ФГОС, а также профессиональные компетенции, установленные образовательной организаций.

При проектировании содержания и результатов освоения образовательных программ рекомендуется применять следующие индикаторы универсальных компетенций:

Категория универсальных компетенций

Код и наименование универсальной компетенции

Код и наименование индикатора достижения универсальной компетенции

Системное и критическое мышление

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный

УК-1.1. Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение.

подход для решения постав ленных задач

УК-1.2. Применяет логические формы и процедуры, способен к рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности.

УК-1.3. Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.

Разработка и реализация проектов

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные

УК-2.1. Определяет совокупность взаимосвязанных задач и ресурсное обеспечение, условия достижения поставленной цели, исходя из действующих правовых норм.

способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся

УК-2.2. Оценивает вероятные риски и ограничения, определяет ожидаемые результаты решения поставленных задач.

ресурсов и ограничений

УК-2.3. Использует инструменты и техники цифрового моделирования для реализации образовательных процессов.

Командная работа и лидерство

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и

УК-3.1. Демонстрирует способность работать в команде, проявляет лидерские качества и умения.

реализовывать свою роль в команде

УК-3.2. Демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями.

Коммуникация

УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и

УК-4.1. Владеет системой норм русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ и нормами иностранного(ых) языка(ов), использует различные формы, виды устной и письменной коммуникации.

иностранном(ых) языке(ах)

УК-4.2. Использует языковые средства для достижения профессиональных целей на русском и иностранном(ых) языке(ах) в рамках межличностного и межкультурного общения.

УК-4.3. Осуществляет коммуникацию в цифровой среде для достижения профессиональных целей и эффективного взаимодействия.

Межкультурное взаимодействие

УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском

УК-5.1. Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.

контекстах

УК-5.2. Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.

УК-5.3. Конструктивно взаимодействует с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)

УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию

УК-6.1. Оценивает личностные ресурсы по достижению целей саморазвития и управления своим временем на основе принципов образования в течение всей жизни.

саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

УК-6.2. Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при реализации траектории саморазвития.

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической

УК-7.1. Определяет личный уровень сформированности показателей физического развития и физической подготовленности.

подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

УК-7.2. Владеет технологиями здорового образа жизни и здоровьесбережения, отбирает комплекс физических упражнений с учетом их воздействия на функциональные и двигательные возможности, адаптационные ресурсы организма и на укрепление здоровья.

Безопасность жизнедеятельности*

УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной

УК-8.1. Оценивает факторы риска, умеет обеспечивать личную безопасность и безопасность окружающих в повседневной жизни и в профессиональной деятельности.

деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

УК-8.2. Знает и может применять методы защиты в чрезвычайных ситуациях и в условиях военных конфликтов, формирует культуру безопасного и ответственного поведения.

Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность

УК-9. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях

УК-9.1. Понимает базовые принципы экономического развития и функционирования экономики, цели и формы участия государства в экономике.

жизнедеятельности

УК-9.2. Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски.

Гражданская позиция

УК-10. Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению

УК-10.1. Понимает социально-экономические причины коррупции, принципы, цели и формы борьбы с проявлениями коррупционного поведения.

УК-10.2. Идентифицирует и оценивает коррупционные риски, демонстрирует способность противодействовать коррупционному поведению.


При проектировании содержания и результатов освоения образовательных программ рекомендуются следующие индикаторы достижения общепрофессиональных компетенций:

Категория общепрофессио-
нальных компетенций

Код и наименование общепрофессио-
нальной компетенции

Код и наименование индикатора достижения общепрофессиональной компетенции

Правовые и этические основы профессиональной деятельности

ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики

ОПК-1.1. Понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, профессионального обучения, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства.

ОПК-1.2. Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной деятельности.

Разработка основных и дополнительных образовательных

ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных

ОПК-2.1. Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования.

программ

образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том

ОПК-2.2. Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся.

числе с использованием информационно коммуникационных технологий)

ОПК-2.3. Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-
коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов.

Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся

ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную

ОПК-3.1. Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными

ОПК-3.2. Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся.

потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

ОПК-3.4. Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления.

Построение воспитывающей образовательной среды

ОПК-4. Способен осуществлять духовно-
нравственное воспитание

ОПК-4.1. Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.

обучающихся на основе базовых национальных ценностей

ОПК-4.2. Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей.

Контроль и оценка формирования результатов образования

ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов

ОПК-5.1. Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся.

образования обучающихся, выявлять и

ОПК-5.2. Осуществляет контроль и оценку образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности.

корректировать трудности в обучении

ОПК-5.3. Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса.

Психолого-
педагогические технологии в профессиональной

ОПК-6. Способен использовать психолого-
педагогические

ОПК-6.1. Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся.

деятельности

технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

ОПК-6.2. Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся.

Взаимодействие с участниками образовательных отношений

ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках

ОПК-7.1. Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося.

реализации образовательных

ОПК-7.2. Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

программ

ОПК-7.3. Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др.

Научные основы педагогической деятельности

ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе

ОПК-8.1. Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.

специальных научных знаний

ОПК-8.2. Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса.

Информационно-
коммуникационные технологии для профессиональной

ОПК-9. Способен понимать принципы работы современных информационных

ОПК-9.1. Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности.

деятельности

технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности

ОПК-9.2. Демонстрирует способность использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»