Городские агломерации | Безопасность и надежность | Скорость и пунктуальность | Комфорт и удобство | Экологи- | Доступность и инклюзивность |
Число погибших и раненых в ДТП с участием пассажирского транспорта | Пунктуальность транспортного обслуживания* | Индекс качества контрактов на транспортную работу** | - | Ценовая доступность проезда*** | |
Все | 0 | 100% | 1 | - | <7% |
_________________ * Пунктуальность транспортного обслуживания оценивается для маршрутов с интенсивностью движения более 4 ед./час как доля выполненных рейсов к общему числу рейсов, предусмотренных расписанием в этот час за календарный месяц, для маршрутов с интенсивностью менее 4 ед./час - как доля рейсов пассажирского транспорта, отправившихся из начального остановочного пункта и прибывших в конечный остановочный пункт в соответствии с расписанием либо с задержкой не более 3 мин и (или) опережением графика не более 1 мин, относительно времени, предусмотренного расписанием, к общему числу рейсов, предусмотренных расписанием за календарный месяц. ** Индекс качества контрактов на транспортную работу рассчитывается как сумма баллов за 3 компонента индекса: 0,3 балла, если все муниципальные перевозки в крупнейшем городе городской агломерации осуществляются по регулируемым тарифам; 0,2 балла, если все в границах городской агломерации межмуниципальные маршруты регулярных перевозок осуществляются по регулируемым тарифам; 0,5 баллов, если в агломерации перевозки осуществляются по контрактам на транспортную работу. *** Отношение стоимости безлимитного проездного билета на календарный месяц, предоставляющего право совершения неограниченного количества поездок в период срока его действия на всех маршрутах пассажирского транспорта (при отсутствии такого безлимитного билета - стоимость 22 разовых билетов), действующих в пределах городской агломерации, к величине среднего арифметического взвешенного среднедушевого денежного дохода населения в субъекте Российской Федерации, где расположена городская агломерация. |
В текущей модели управления и организации транспортного обслуживания населения приоритет государственной (муниципальной) политики зачастую отводится минимизации государственного (муниципального) участия в этой сфере: перевозчики самостоятельно определяют многие параметры перевозок, допускается нерегулируемый тариф и конкуренция на маршруте за пассажиропоток. В целевой модели управления и организации транспортного обслуживания населения приоритет рекомендуется отдавать повышению качества транспортного обслуживания населения.
К основным приоритетам совершенствования модели управления и организации транспортного обслуживания населения относятся:
1) регулируемый тариф на всех маршрутах в границах городской агломерации;
2) интеграция всех маршрутов регулярных перевозок в границах агломерации в единую тарифную систему (неограниченное число входов в течение заданного временного интервала); возможно применение принципа зонных тарифов; отношение стоимости месячного проездного к величине среднего арифметического взвешенного среднедушевого денежного дохода населения в субъекте Российской Федерации, где расположена городская агломерация, не превышает 7%;
3) учет 100% оплаты проезда и оборудование всех транспортных средств системой безналичной оплаты в автоматизированных системах электронной оплаты проезда, эффективный механизм контроля оплаты проезда пассажирами;
4) установление в контрактах требований к безопасности вождения, пунктуальности и другим параметрам качества транспортного обслуживания;
5) приоритетное заключение контрактов на транспортную работу (как минимум, на маршрутах с потоком более 500 пассажиров в пиковый час в одном сечении);
6) централизованное планирование маршрутной сети с обоснованием ее соответствия региональному стандарту транспортного обслуживания населения, разработку которого рекомендуется осуществлять с учетом положений социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и ГНЭТ, утвержденным распоряжением Минтранса России от 31 января 2017 г. N НА-19-р;
7) использование на каждом маршруте наиболее экономически эффективного типа транспортного средства;
8) цифровой публичный мониторинг соблюдения параметров указанных стандартов (скорость, пунктуальность, наполняемость физическая и ценовая доступность), пассажиропотока (оплата проезда, заполняемость), совершения дорожно-транспортных происшествий, внештатных ситуаций; система оперативной обратной связи с пассажирами (статическая и динамическая информация на сайтах и в мобильных приложениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на остановочных пунктах, в подвижном составе).
Совершенствование модели управления и организации транспортного обслуживания населения предполагает изменение экономических отношений между перевозчиками и органами власти.
При переходе в городских агломерациях на систему государственного (муниципального) заказа в сфере пассажирских перевозок важной задачей является подготовка к проведению и проведение конкурентных процедур в целях заключения государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Формирование лотов (в том числе при объединении в один лот нескольких маршрутов регулярных перевозок) для проведения конкурентных процедур рекомендуется проводить с учетом особенностей технологии организации регулярных перевозок, обеспечения равного доступа населения к услугам пассажирского транспорта, территории прохождения маршрута (маршрутов), определения параметров маршрута, включающих в себя вид, класс и количество транспортных средств, используемых на маршруте, требования к их характеристикам и оборудованию, объем работ.
Соблюдение указанной рекомендации при проведении торгов может обеспечить рациональное количество и состав лотов, не нарушая при этом принципов конкуренции.
В качестве организационно-правовых моделей управления и организации транспортного обслуживания населения в сфере ГНЭТ могут применяться следующие варианты:
1) заключение концессионного соглашения (соглашения о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве) с муниципальным образованием или субъектом Российской Федерации (концессионная модель);
2) заключение государственного (муниципального) контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок и (или) управлением инфраструктурой ГНЭТ (контрактная модель).
Ключевое отличие указанных моделей состоит в том, что концессионная модель включает в себя инвестиционную составляющую, а именно: создание и (или) реконструкцию недвижимого имущества (трамвайных путей, депо, контактной сети), а контрактная модель в этой части может предполагать только приобретение перевозчиком транспортных средств для выполнения перевозок.
Контрактная модель имеет ряд правовых особенностей реализации. Инфраструктура ГНЭТ по сложившейся практике находится на праве хозяйственного ведения у государственных (муниципальных) унитарных предприятий, в связи с чем потребуется заключение контрактов как с уполномоченными на организацию регулярных перевозок органами государственной власти (органами местного самоуправления), так и с соответствующим предприятием. В рамках единого конкурса модель может быть реализована, если перевозчиком будет являться соответствующее унитарное предприятие.
Внедрение новой модели управления и организации транспортного обслуживания населения в городских агломерациях потребует от органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления существенных организационных преобразований и в некоторых случаях дополнительных финансовых ресурсов. В частности, задача по переходу на контракты на транспортную работу требует высокой точности анализа и прогнозирования пассажиропотоков, поскольку ошибки в этом могут привести к дефициту заложенных в соответствующих бюджетах средств для оплаты работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок.
В целях оптимизации систем транспортного обслуживания городских агломераций рекомендуется рассмотрение вопроса о создании (как минимум, в крупных и крупнейших городских агломерациях) специализированных учреждений, осуществляющих функции заказчика и обеспечивающего управление в сфере пассажирского транспорта в городской агломерации, например, в форме государственных (муниципальных) казенных учреждений.
Основными функциями таких учреждений могут стать:
1) планирование маршрутной сети пассажирского транспорта, в том числе изучение потребностей населения в перевозках, выявление характера, объема и направления пассажирских потоков;
2) определение количественных, качественных и экономических показателей перевозок;
3) формирование сводной статистической отчетности по пассажирским перевозкам на маршрутах, проведение мониторинговых исследований по перевозкам пассажиров;