ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 января 2022 года N 117-р

Концепции развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года]

(с изменениями на 13 октября 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2022 года N 1817 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.10.2022, N 0001202210170035).

____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года (далее - Концепция).

2. Федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития круизного туризма в Российской Федерации учитывать положения Концепции.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 октября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2022 года N 1817. - См. предыдущую редакцию)

3. Ростуризму совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 1 июля 2022 г. представить в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Концепции.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 января 2022 года N 117-р

Концепция развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года

(с изменениями на 13 октября 2022 года)



I. Общие положения


Концепция развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года (далее - Концепция) является документом планирования, определяющим цели и приоритетные направления развития круизного туризма на указанный период в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с учетом потребностей населения России, экономических условий, международных норм, стандартов и сложившейся практики.

Концепция разработана во исполнение положений Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р, и в целях обеспечения комплексного развития субъектов Российской Федерации, расширения возможностей и повышения качественного уровня круизного туризма, прибрежного пассажирского судоходства, создания комфортной и доступной рекреационной среды, роста внутреннего и въездного туризма.

Основными задачами Концепции являются:

совершенствование правового регулирования в сфере круизного туризма с учетом международного права и лучших мировых практик круизного туризма;

совершенствование круизного туризма в Российской Федерации;

обеспечение доступности круизного туризма для граждан Российской Федерации;

разработка предложений по привлечению иностранных туристов;

совершенствование направлений системы государственной поддержки предприятий, участвующих в создании инфраструктуры круизного туризма и круизных туристских продуктов;

интеграция проектов развития круизного туризма, включая экспедиционный круизный туризм, в федеральные и региональные программы;

создание современной комфортной среды береговой линии и развитие инфраструктуры круизного туризма на территории субъектов Российской Федерации;

увеличение рынка круизного туризма в 2 раза к 2035 году;

кадровое обеспечение круизного туризма;

разработка программы продвижения круизного туризма.

II. Основные понятия


Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия:

"круиз" - комплексный туристский продукт, включающий перевозку пассажиров по заранее согласованному туристскому маршруту по морским и (или) внутренним водным путям;

"судно смешанного плавания "река - море" - судно, предназначенное для эксплуатации на внутренних водных путях и пригодное для ограниченной эксплуатации в море;

"экспедиционный круизный туризм" - перемещение (путешествие) туриста по воде на научно-исследовательских судах, атомных ледоколах и иных круизных судах по обозначенному маршруту в исследовательско-экспедиционных, экскурсионно-познавательных и рекреационных целях.

III. Современное состояние и тенденции развития круизного туризма


Круизный туризм вносит значительный вклад в экономику, создавая мультипликативный эффект, придает импульс развития таким отраслям, как судостроение, приборо- и машиностроение, металлургия, смежные виды транспорта, торговля и сфера услуг, музейное и реставрационное дело, народные промыслы, а также содействует развитию особо охраняемых природных территорий.

Положительный эффект наблюдается в социальной сфере, а именно в рекреационно-оздоровительной, образовательной и воспитательной деятельности.

Круизы подразделяются на классические (не требующие специальной подготовки туристов) и экспедиционные (требующие определенного уровня физической подготовки туристов, наличия экипировки, соответствующей климатическим условиям, обязательного инструктажа и др.).

Круизы могут начинаться и заканчиваться в одном порту (кольцевой маршрут) и разных портах (линейный маршрут), иметь различную тематическую направленность (экскурсионно-познавательная, экспедиционная), что в значительной степени влияет на специфику организации обслуживания пассажиров и выбор класса круизных судов.

Общим для круизов, осуществляемых по морским и (или) внутренним водным путям, является предоставление большого спектра услуг (размещение, питание, экскурсионное обслуживание, услуги учреждений культуры и обеспечение туристскими товарами на берегу во время стоянок судна, дополнительные услуги на борту). Круизный пассажир, как правило, путешествует по всему маршруту на одном судне и в одной каюте.

В состав круизного туристского продукта, помимо самого круиза, могут входить дополнительные услуги, включающие предоставление авиа- или железнодорожных билетов до места посадки и высадки, трансфер от аэропорта или железнодорожного вокзала до порта и обратно, дополнительную экскурсионную программу до (после) круиза, страховые услуги, визовую поддержку и др.

Отдельно в структуре круизного туризма следует выделить внутригородские маршруты или экскурсионно-прогулочные рейсы (прогулочные круизы). Экскурсионно-прогулочные рейсы способствуют развитию туристского потенциала города и населенного пункта, являются одной из точек притяжения, акцентируя внимание жителей и гостей на основных достопримечательностях, расположенных, как правило, вдоль водных артерий.

По данным Международной морской организации и Всемирной туристской организации, до начала распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2019 году суммарный доход мировой круизной индустрии (с учетом мультипликативного эффекта) составил 150 млрд. долларов США, при этом отрасль обеспечила сохранность 1,2 млн. рабочих мест, выплачивая 50 млрд. долларов США заработной платы.

Круизный туризм является одним из быстро растущих сегментов туристского рынка. Количество круизных пассажиров в 2019 году составило 26,8 млн. человек (рост на 3,2 процента по сравнению с 2018 годом), при этом на российский сегмент пришлось всего 500 тыс. человек.

Российский круизный рынок является одним из наиболее перспективных направлений развития сферы туризма.

Одной из основных тенденций последних лет в круизном судостроении стал переход к более просторным и комфортным каютам с меньшим количеством пассажиров на борту. Современное пассажирское (круизное) судно вмещает 130-200 туристов с размещением в каютах категорий "четыре звезды" и "пять звезд" (от 18-20 кв. метров до 30-40 кв. метров с индивидуальными балконами). Аналогичная тенденция прослеживается на экспедиционных круизных судах.

Особенно перспективны в развитии круизного рынка территории Российской Федерации, через которые проходят крупные реки (Волга, Ока, Кама, Енисей, Обь, Иртыш, Амур и др.) и которые имеют морскую береговую линию (г.Санкт-Петербург, Республика Крым, Архангельская, Калининградская, Мурманская, Сахалинская области, Камчатский, Приморский, Хабаровский края и другие субъекты Российской Федерации).

В последние годы вновь появились колесные суда, которые позволяют добраться до регионов, расположенных вдоль мелководных рек и рек с меняющимся уровнем воды.

Основными факторами, влияющими на развитие круизного туризма, являются:

наличие физико-географических условий, морской акватории, внутренних водных путей и климатических условий, способствующих развитию этого вида туризма;

наличие историко-культурных, природных и иных туристских ресурсов, которые можно использовать для создания круизных программ;

наличие федеральных и региональных круизных операторов (компаний), судовладельцев круизного флота;

наличие нормативной правовой базы, способствующей развитию круизного туризма в регионе, развитой системы экологического менеджмента;

использование административных и финансовых механизмов, поддерживающих развитие круизного туризма (налоговые и неналоговые льготы, субсидии и субвенции, система грантов, льготное кредитование, лизинг и др.);

устойчивое социально-экономическое состояние региона, наличие высококвалифицированных кадров - научных сотрудников, инженеров, представителей рабочих профессий, способствующих развитию судостроения в регионе, наличие судостроительных (судоремонтных) компаний, верфей и др.;

наличие круизного флота у региональных круизных операторов (компаний), судовладельцев или возможность использования круизного флота под флагом иностранных государств в морской акватории или на внутренних водных путях региона (наличие соответствующей нормативной правовой базы, заинтересованности администрации региона в развитии этого вида туризма и др.);

наличие развитой береговой инфраструктуры для приема круизных судов разного класса (морские и (или) речные порты, пассажирские терминалы, в том числе с обустроенными пунктами пограничного пропуска через государственную границу Российской Федерации, причальные стенки и др.), оборудованной береговыми и плавучими навигационными средствами;

наличие диспетчерских и гидрометеорологических служб, разработанного плана проведения дноуглубительных работ, служб экстренного реагирования в чрезвычайных ситуациях и др.;

налаженная система продвижения и реализации круизного туристского продукта;

наличие развитой системы подготовки (переподготовки) кадров для круизного туризма (экипаж и береговые службы, круизный отельный и ресторанный менеджмент, экскурсоводы и гиды-сопровождающие, транспорт и связь на берегу, экспедиционные лидеры);

наличие в местах туристского показа инфраструктуры и подготовленных кадров для организации экскурсионных программ, включая использование экскурсионных автобусов, и активных береговых программ;

реализация мероприятий по повышению устойчивости территорий туристского показа к рекреационной нагрузке;

наличие исторических традиций развития судоходства в регионе;

наличие платежеспособного сегмента потребителей круизных программ.

IV. Целевая аудитория потребителей круизного туризма


В начале и конце навигации (май, сентябрь - октябрь) более 60 процентов российских (внутренних) туристов относятся к возрастной категории старше 60 лет. В летние месяцы (июнь - август) до 50 процентов туристов составляют семьи с детьми и внуками дошкольного и младшего школьного возраста, пожилые семейные пары - 30-40 процентов. В последнее время увеличивается количество туристов более молодых возрастных категорий, что связано с появлением тематических круизных программ и в целом с повышением популярности такого вида отдыха.

Российские туристы, выбирающие круизный туризм, проявляют интерес к культурно-историческим достопримечательностям. Более 80 процентов туристов составляют возвратные туристы, для которых приоритетным при покупке туристских продуктов является появление новых маршрутов и расширение береговых экскурсионных программ в рамках уже существующих маршрутов.

Большую часть российских туристов составляют индивидуальные туристы, которые предпочитают стандартное двухместное размещение со средней продолжительностью маршрутов 7 дней. Организованные группы (экскурсионные группы) и инсентив-программы встречаются реже. Российские туристы предпочитают круизные маршруты, начинающиеся в городе их проживания, и редко дополняют круизные поездки экскурсионными программами до (после) начала.

Более 95 процентов въездных (иностранных) туристов, принимающих участие в российских речных круизах, принадлежат к возрастной категории старше 60 лет, из них более 70 процентов принадлежат к возрастной категории старше 70 лет, остальные туристы относятся к возрастной категории старше 80 лет. При этом от 15 до 20 процентов иностранных круизных туристов могут быть отнесены к маломобильной категории (испытывают проблемы при ходьбе, постоянно используют трости и костыли, передвигаются в инвалидных колясках). Иностранные круизные туристы интересуются в основном культурно-историческими достопримечательностями, при этом их предпочтения зависят от страны проживания.

На мировом круизном рынке основными направлениями формирования и реализации круизных программ, которые интересны потребителю, являются:

персонализация услуг и повышение качества обслуживания;

тематическая направленность круизов;

семейный отдых;

забота об окружающей среде;

здоровый образ жизни, сбалансированное питание;

привлечение более молодой аудитории (30-45 лет).

Значительная конкуренция на мировом и в первую очередь на европейском рынке заставляет круизные компании для привлечения новых потребителей предлагать принципиально новые концепции путешествий и конструкционные решения круизных судов, новые подходы к взаимодействию с потребителями.

V. Природные и инфраструктурные ресурсы круизного туризма на территории Российской Федерации


Территорию Российской Федерации омывает 13 морей (включая одно внутреннее море). Общая протяженность внутренних водных путей федерального значения составляет 101484,8 километра (2-е место в мире после Китая) на территории 64 субъектов Российской Федерации, в том числе с гарантированными габаритами судовых ходов - 49872,6 километра, с выставлением средств навигационной обстановки - 53044,6 километра, из них с круглосуточным движением судов - 38285,3 километра.

Созданная в европейской части страны Единая глубоководная система (протяженность - 6,5 тыс. километров, в состав входят реки Волга, Кама, Дон, Нева, Свирь и др., Ладожское, Онежское и другие озера, водохранилища и межбассейновые соединения - судоходные каналы), Азово-Черноморский бассейн, Каспийское, Балтийское, Белое моря, Северный морской путь и реки Урала, Сибири и Дальнего Востока составляют единую воднотранспортную сеть с расположенными на ней 67 морскими и 117 речными портами.

В морском транспорте период навигации колеблется от 11 месяцев в южной части Каспийского моря до 6-7 месяцев в Белом море. Моря Северного Ледовитого океана (Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) большую часть года находятся подо льдом. Исключение составляет юго-западная часть Баренцева моря, которая не замерзает под влиянием теплого течения Гольфстрим. Охотское и Берингово моря замерзают на 8 месяцев, за исключением южной части Берингова моря, которая свободна ото льда круглый год. Японское море замерзает только в северо-западной части. На Черном море судоходство осуществляется в течение всего года. На 2-3 месяца замерзают Азовское море и северная часть Каспийского моря. Финский залив Балтийского моря замерзает на период до 6 месяцев. Центральная и южная части Балтийского моря свободны ото льда, как правило, в течение всего года. Это позволяет развивать морской круизный туризм круглогодично.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»