35. Для соблюдения работодателями - руководителями малых и микропредприятий требований трудового законодательства в части оценки уровней профессиональных рисков рекомендуется использовать матричный метод, заключающийся в качественной (описательной, экспертной) оценке показателей вероятности возникновения опасных событий и тяжести их последствий, который позволяет работодателю провести оценку уровня профессиональных рисков на рабочих местах с наименьшими затратами ресурсов.
36. Данный метод, не требующий значительных временных и финансовых затрат, а также углубленного обучения использующих его специалистов (в случае необходимости достаточно краткосрочного повышения квалификации), рекомендуется применять для оценки рисков на любом уровне: организации в целом, на уровне проекта/отдела, а также для конкретного оборудования или процесса. Метод также рекомендуется использовать для принятия решений на любом уровне (от стратегического до операционного), для любого временного диапазона наличия профессионального риска.
37. Пример матричного метода оценки уровня рисков, представляющий собой пятишаговую последовательность, который рекомендуется применять на микропредприятиях, приведен ниже.
________________
Основы оценки рисков. - Бильбао. Испания. Европейское агентство по охране труда (EU OSHA) // переведено на русский язык по заказу департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России. М., 2008. - 53 с. (Режим доступа - https://www.ilo.org/moscow/information-resources/publications/WCMS_312445/lang--ru/index.htm).
37.1. Первый шаг - сбор информации о состоянии охраны и условий труда на рабочих местах, включающий данные:
о расположении рабочего места и/или места проведения работ;
о работниках, выполняющих работу, с уделением внимания молодежи, беременным женщинам, работникам с ограниченными возможностями, подрядчикам, посетителям;
о применяемых оборудовании, материалах и сырье;
о ранее выявленных опасностях;
о принятых защитных мерах;
о зарегистрированных несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;
о результатах специальной оценки условий труда;
о законодательных и иных требованиях, предъявляемых к рабочим местам.
37.2. Второй шаг - формирование перечня (реестра) опасностей по видам работ, рабочим местам, профессиям или структурным подразделениям в зависимости от потребностей работодателя и особенностей производственных процессов конкретного предприятия.
37.3. Третий шаг - оценка рисков от выявленных опасностей (оценка вероятности и степени тяжести возможных последствий). На этом этапе рекомендуется определить критерии степени тяжести и вероятности наступления негативного события.
Примеры простых матриц, в том числе применяемых для оценки риска на микропредприятиях, приведены в приложениях N 9 и N 10.
37.4. Четвертый шаг - разработка мер по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков. При профессиональном риске экспертно оцененном как высокий, принимаются срочные меры по его снижению. Если профессиональный риск экспертно оценен как умеренный, рекомендуется сформировать план мероприятий по его снижению. Профессиональные риски, оцененные экспертно как низкие или малозначимые не требуют выполнения дополнительных мероприятий, но требуют фиксации действующих мер контроля таких профессиональных рисков, обеспечивающих недопущение повышения их уровня.
Разработку мер управления/снижения уровней профессиональных рисков рекомендуется осуществлять с учетом значимости (приоритетности) выявленных рисков, а также эффективности следующих защитных мер:
устранение опасности в источнике (например, отказ от опасной технологической операции, либо полная автоматизация опасной ручной операции);
замена опасной работы менее опасной;
реализация инженерных (технических) методов ограничения интенсивности воздействия опасностей на работников;
реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;
использование средств индивидуальной защиты.
37.5. Пятый шаг - документирование процедуры оценки уровня профессиональных рисков с составлением перечня (реестра) всех выявленных опасностей, для каждой из которых фиксируются:
результаты оценки уровня профессионального риска, связанного с каждой опасностью;
перечень мероприятий, запланированных для снижения уровней высоких и умеренных (по экспертным оценкам) профессиональных рисков и недопущения их повышения;
действующие предупредительные и защитные меры.