Методические рекомендации по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в 2021 г.
_________________
Направлены письмом Минпросвещения России от 02.12.2021 N ДГ-2247/07 в качестве актуализированных рекомендаций взамен ранее направленных письмом от 11.08.2021 N 07-4440 методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Минпросвещения России от 10 августа 2021 г. N Р-183. - Ред.
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях реализации мероприятия федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", направленного на создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) детей в вопросах их развития, воспитания, обучения и социализации; получения информации о собственных правах, правах ребенка в сфере образования; планирования родителями (законными представителями) действий по решению возникающих при воспитании, развитии и обучении ребенка вопросов; определения перечня и порядка выполнения необходимых действий гражданами, желающими принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Для целей настоящих методических рекомендаций применяемые в них термины и определения имеют следующие значения.
Услуга психолого-педагогической, методической и консультационной помощи (далее - Услуга) - предоставление психолого-педагогической, методической и консультационной помощи гражданам, направленной на информирование в вопросах развития, воспитания, обучения и социализации ребенка.
Получатель Услуги - родитель (законный представитель) ребенка, а также гражданин, желающий принять на воспитание в свою семью ребенка из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющий потребность в получении психолого-педагогической, методической и консультационной помощи.
Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей "Растимдетей.рф" (далее - федеральный портал "Растимдетей.рф") - информационная система оказания информационно-просветительской, методической и консультационной поддержки родителям (законным представителям) детей по вопросам их развития, воспитания, обучения и социализации, обеспечивающая взаимодействие родителей (законных представителей) с организациями, оказывающими услуги психолого-педагогической, методической и консультационной помощи в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", и способствующая формированию родительского сообщества.
Служба оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи (далее - Служба) - некоммерческая организация (далее - Организация) или структурное подразделение Организации, оказывающие Услуги получателям Услуг.
Специалист Службы (далее - консультант) - лицо, привлеченное Службой для оказания Услуг, обладающее соответствующими знаниями, навыками, компетенциями, имеющее соответствующее образование для оказания Услуг.
Основной целью оказания Услуг ее получателям является обеспечение повышения компетентности родителей (законных представителей) детей граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам, указанным в разделе 1 настоящих методических рекомендаций.
Оказание Услуг направлено на пропаганду позитивного и ответственного родительства, значимости родительского просвещения, укрепления института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений.
Оказание Услуги осуществляется Службой.
Общее руководство деятельностью Службы осуществляется руководителем Организации.
В своей деятельности Служба руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми органами местного самоуправления (при их наличии).
Служба обеспечивает контроль соблюдения консультантами требований нормативных правовых актов и других документов по вопросам образования, прав детей и их законных представителей, а также порядка оказания Услуг.
Правила организации деятельности Службы по оказанию Услуг устанавливаются локальными нормативными актами или иными актами Организации.
_________________
В случае наделения действующих в Организации структурных подразделений функциями, связанными с оказанием Услуг, обеспечивается внесение соответствующих изменений в локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность данных структурных подразделений.
В случае создания в Организации структурного подразделения в целях оказания Услуг принимается Положение о структурном подразделении Организации, оказывающем Услуги.
В случае оказания Организацией Услуг без наделения соответствующими функциями структурных подразделений или при отсутствии структурных подразделений, правила организации деятельности по оказанию Услуг определяются иными актами.
Организация принимает Порядок предоставления Услуг, который может включать в себя положения о составе и порядке работы консультантов Службы, последовательность и сроки оказания Услуги, оценку качества предоставления Услуги.
Организацией ведется журнал учета услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с прилагаемой к настоящим методическим рекомендациям формой (далее - Журнал).
Службой ведется документация согласно утвержденным локальным нормативным актам Организации, которыми определяются в том числе порядок и сроки хранения соответствующих документов.
График оказания Услуг определяется Организацией самостоятельно.
При этом рекомендуется - предусмотреть возможность круглосуточного оказания Услуг.
Модели и форматы оказания Услуг могут быть различны, вместе с тем они обеспечивают следующее:
- безвозмездность и доступность Услуги независимо от места проживания, уровня владения компьютерной техникой, технической оснащенности получателей Услуг;
- наличие возможности организации присмотра за ребенком на время получения Услуги;
- удовлетворение запроса получателей Услуг на психолого-педагогическую, методическую и консультационную помощь.
Услуга представляет собой разовую помощь в форме индивидуального диспетчерского или содержательного консультирования по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации ребенка получателя Услуги; планирования действий граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Диспетчерское консультирование предполагает оказание Услуги информационного характера по вопросу получения психолого-педагогической, методической и консультационной помощи в иных организациях.
Содержательное консультирование предполагает оказание услуги психолого-педагогической, методической и консультационной помощи Службой.
Конкретное содержание Услуги (оказание психолого-педагогической, методической, консультационной помощи), формат (очное консультирование, консультирование по телефону, консультирование с использованием дистанционных технологий) и продолжительность ее оказания определяется при обращении за получением Услуги исходя из потребностей ее получателя.
Службы не оказывают помощь детям. Максимально (в исключительных случаях) возможное вовлечение ребенка - его присутствие в ходе оказания Услуги его родителям (законным представителям), если иным образом невозможно осуществить присмотр за ним во время оказания Услуги.
В случае если запрос получателя Услуги подразумевает оказание помощи непосредственно ребенку, консультанты разъясняют порядок и условия оказания необходимой помощи ребенку и(или) рекомендуют обратиться в соответствующие органы и организации.
Оказанию Услуги может предшествовать любая индивидуальная или групповая (коллективная) форма взаимодействия с родителями (законными представителями) по выявленным индивидуальным запросам в очном и(или) дистанционном режиме, а также посредством онлайн-опросов, тестов.
Услуга может быть оказана:
- очно (очная консультация) - в помещении Службы, по месту проживания (обучения) ребенка получателя Услуги, а также в рамках проведения мероприятий, связанных с вопросами образования детей и обеспечения психолого-педагогического сопровождения их обучения и воспитания, в случае участия в них Службы (выездная очная консультация);
- дистанционно (дистанционная консультация) - с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии консультанта с получателем Услуги.
Для получения Услуги предусматривается возможность предварительной записи в Службу различными способами (телефон, сайт, электронная почта, социальные сети, лично) с возможностью указания сведений для заполнения Журнала.
Для получения Услуги получатели Услуги вправе не предоставлять персональные данные и получить услугу анонимно. В таком случае в Журнале указываются только те данные, которые сообщил получатель Услуги (с занесением отметки "Анонимно" в поле Журнала "Фамилия, Имя, Отчество (при наличии) получателя Услуги"). Персональные данные собираются, кодируются и вносятся в утвержденные для общего пользования регистрационные и отчетные документы Службы под определенным кодом. При этом Служба организует служебное (не для общего пользования) хранение и обработку их персональных данных.
Получатель Услуги обозначает тему своего запроса в ходе предварительной записи в Службу или непосредственно в момент оказания Услуги.
Организации рекомендуется обеспечить возможность предоставления Услуги в течение 10 календарных дней со дня предварительной записи в Службу.
При получении запроса на оказание Услуги в любой форме от получателя Услуги Служба имеет право определить консультанта, наиболее компетентного в оказании Услуги.
Допускается оказание Услуги ее получателю непосредственно в момент обращения в Службу.
Получатель Услуги вправе обратиться за оказанием Услуги вновь каждый раз, когда у него возникает такая потребность. Рассмотрение каждого нового обращения учитывается как отдельная Услуга.
В случае проведения одновременного консультирования обоих родителей или граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, по одному вопросу Услуга засчитывается в количестве одной.
При оказании Услуги обеспечивается соблюдение требований к защите персональных данных при их обработке, в том числе в информационных ресурсах, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере защиты персональных данных. В ходе оказания Услуги консультант не выполняет за получателя Услуги те или иные виды действий (например, не заполняет формы документов, не изготавливает копии документов, не ведет переговоров с третьими лицами от имени получателя Услуги, не представляет интересы получателя Услуги в органах и организациях и т.п.).
Консультант не готовит письменный ответ по итогам оказания Услуги.
Консультант вправе осуществить распечатку необходимой информации на бумажном носителе для получателя Услуги в объеме до пяти листов формата А4, если иные объемы не установлены Порядком предоставления Услуг, принятым Организацией.
По запросу получателя Услуги консультант может направить на адрес указанной им электронной почты нормативные правовые акты и методические документы, а также ссылки на электронные ресурсы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых получатель Услуги может получить необходимую информацию.
Запись на электронные носители информации, представленные получателем Услуги, консультантом не осуществляется, если иное не установлено Порядком предоставления Услуг, принятым Организацией.
Осуществление аудио- или видеозаписи в ходе оказания Услуги по инициативе Службы либо консультанта запрещается по любым мотивам, за исключением случаев, когда получатель Услуги дал на это свое письменное согласие.
Получатель Услуги имеет право вести аудио- или видеофиксацию оказания Услуги при предварительном информировании Службы или консультанта.
В случае если оказание Услуги не удалось осуществить или завершить по причине технических проблем, Служба обеспечивает возможность ее повторного оказания, при этом Услуга не учитывается повторно.
Факт оказания Услуги фиксируется в Журнале и имеет документационное подтверждение обращения получателя Услуги в Службу (детализация телефонных звонков, скриншоты страниц, реестр электронных обращений, иные документы, предусмотренные Порядком предоставления Услуг, принятым Организацией). Информация, полученная консультантом в ходе оказания Услуги и(или) Службой в рамках работы, является конфиденциальной и представляет собой персональные данные. Разглашение такой информации запрещается, обязанность соблюдать конфиденциальность информации закрепляется в трудовых договорах, должностных инструкциях, гражданско-правовых договорах и иных документах Организации.
Оценка качества оказанной Услуги может быть произведена непосредственно после ее оказания, но не позднее трех календарных дней с момента оказания Услуги.
Услуги оказываются консультантами:
- принятыми на работу на основании трудового договора,
- привлеченными к оказанию Услуг на основании гражданско-правового договора.
Служба проводит инструктаж консультантов и ознакомляет с Порядком предоставления Услуг, принятым Организацией.
В качестве консультантов для диспетчерского консультирования могут быть привлечены обучающиеся по образовательным программам высшего образования по направлениям подготовки "Психологические науки", "Образование и педагогические науки", "Социология и социальная работа", "Юриспруденция", успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения, при условии участия в обучающих мероприятиях по вопросу оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" с получением сертификата.
Компетенции консультантов позволяют обеспечивать им квалифицированное оказание Услуг.
Консультанту рекомендуется предложить получателю Услуги оценить качество оказанной Услуги (устно, письменно, через сеть Интернет) в любой удобной форме (опросный лист, анкета и прочее).
Перечень возможных должностей, требований к квалификации, которые рекомендуется признавать достаточными для квалификационных требований к консультантам:
- любые должности педагогических работников профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников второго, третьего, четвертого квалификационных уровней (за исключением концертмейстера) в соответствии с "Квалификационными характеристиками должностей работников образования", утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н;