МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 ноября 2021 года N 869/пр
Об утверждении Методических рекомендаций по проведению субъектами Российской Федерации мониторинга состояния объектов систем теплоснабжения
В целях проведения мониторинга состояния объектов систем теплоснабжения приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации мониторинга состояния объектов систем теплоснабжения.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2022 г.
Министр
И.Э.Файзуллин
Методические рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации мониторинга состояния объектов систем теплоснабжения
1.1. Настоящие Методические рекомендации направлены на формирование единой информационной базы о состоянии объектов систем теплоснабжения и об обеспеченности населения качественным теплоснабжением на территории Российской Федерации в разрезе муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
1.2. В настоящих Методических рекомендациях изложены основные подходы и показатели, рекомендуемые к применению при проведении мониторинга состояния объектов систем теплоснабжения на предмет соответствия установленным показателям качества теплоснабжения (далее - мониторинг состояния объектов систем теплоснабжения или мониторинг состояния объектов), основанного в том числе на информации, полученной в результате анализа и оценки, осуществляемых в соответствии с методиками (правилами), утвержденными в соответствии с Федеральными законами от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в части объектов горячего водоснабжения) и от 26 марта 2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в части объектов, предусматривающих комбинированную выработку тепловой и электрической энергии).
1.3. Мониторинг состояния объектов систем теплоснабжения рекомендуется проводить ежегодно.
1.4. К объектам, подлежащим мониторингу состояния, относятся объекты систем теплоснабжения, а также в целом системы теплоснабжения, расположенные на территории муниципальных образований субъектов Российской Федерации, участвующих в мониторинге.
1.5. Настоящие Методические рекомендации применяются к объектам, которые в соответствии с законодательством в сфере теплоснабжения относятся к объектам централизованных систем теплоснабжения (в том числе предусматривающим комбинированную выработку тепловой и электрической энергии) или в соответствии с законодательством в сфере водоснабжения - к объектам централизованных систем горячего водоснабжения (далее - объекты систем теплоснабжения). При этом для целей настоящих Методических рекомендаций централизованные системы горячего водоснабжения являются составной частью (контуром) централизованных систем теплоснабжения.
В качестве предмета мониторинга состояния объектов систем теплоснабжения рекомендуется рассматривать показатели качества теплоснабжения потребителей, установленные в соответствии с законодательством в сфере теплоснабжения, и показатели качества и безопасности горячего водоснабжения потребителей, установленные в соответствии с законодательством в сфере водоснабжения (далее - показатели качества теплоснабжения).
1.6. Полученную по итогам проведенного мониторинга состояния объектов информацию субъектам Российской Федерации рекомендуется:
1) размещать в автоматизированной информационной системе "Реформа ЖКХ" (далее - АИС "Реформа ЖКХ") по состоянию на первый день, следующий за отчетным годом по рекомендуемым формам, согласно приложению N 1 "Информация, полученная в ходе проведения мониторинга состояния объектов систем теплоснабжения" к настоящим Методическим рекомендациям.
2) направлять в Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, действующий на основании Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Фонд) на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по рекомендуемым формам, согласно приложению 2 к настоящему приказу.
Направляемую информацию рекомендуется согласовывать с контрольно-надзорными органами в рамках их компетенции: территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - территориальный орган Роспотребнадзора), органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор (по согласованию).
1.7. Информацию, направленную в соответствии с пунктом 1.6. настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется направлять в сроки, определяемые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
1.8. Фонду в сроки, определяемые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, рекомендуется обеспечить:
1.8.1. методическое и информационное сопровождение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам проведения мониторинга состояния объектов;
1.8.2. доступ Минстрою России к размещенным в АИС "Реформа ЖКХ" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведениям о результатах мониторинга состояния объектов;
1.8.3. реализацию в АИС "Реформа ЖКХ" сервисов интеграционного межсистемного взаимодействия в целях получения субъектами и участниками мониторинга состояния объектов, а также иными организациями (по согласованию с Минстроем России) накапливаемых сведений в рамках настоящего приказа.
2.1. В качестве цели проведения мониторинга состояния объектов систем теплоснабжения рекомендуется рассматривать выявление систем теплоснабжения, нуждающихся в реконструкции (модернизации), а также установление необходимости строительства новых систем теплоснабжения.
2.2. В качестве задач проведения мониторинга состояния объектов рекомендуется рассматривать:
- определение фактических значений показателей качества и надежности теплоснабжения и обеспеченности населения качественным теплоснабжением;
- определение фактического технико-экономического состояния систем теплоснабжения, используемых для обеспечения населения теплоснабжением;
- получение данных для подготовки государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия по строительству и (или) реконструкции (модернизации) объектов систем теплоснабжения (далее - региональные программы повышения качества теплоснабжения) и мониторингу эффективности их реализации.
3.1. Субъектами мониторинга состояния объектов, получающих информацию о ее результатах, могут быть:
- Минстрой России;
- Фонд.
3.2. Участниками мониторинга состояния объектов могут быть:
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в мониторинге;
- контрольно-надзорные органы, указанные в пункте 1.6.2 настоящих Методических рекомендаций, в рамках их компетенции;
- муниципальные образования в субъектах Российской Федерации, участвующих в мониторинге;
- ресурсоснабжающие организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности на территории муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, участвующих в мониторинге;
- специализированные и иные организации, привлекаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления муниципальных образований к участию в мониторинге состояния объектов (далее - специализированные организации).
4.1. В рамках проведения мониторинга состояния объектов субъектам Российской Федерации рекомендуется осуществить проведение оценки состояния объектов систем теплоснабжения.
Информацию, полученную в рамках мониторинга, рекомендуется размещать в АИС "Реформа ЖКХ" путем внесения такой информации в формы ввода данных, предусмотренные данной системой в соответствии с приложением N 1 к настоящим Методическим рекомендациям (далее - формы ввода данных) в разрезе городских и сельских поселений, муниципального и городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородских территорий федерального значения:
Субъектам Российской Федерации рекомендуется обеспечить последовательное заполнение информации в указанных формах ввода данных.
4.2. Субъектам Российской Федерации рекомендуется формировать информацию о мониторинге состояния объектов в разрезе муниципальных районов, муниципальных и городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения на основании данных, полученных по итогам проведенного мониторинга.
Систематизированную сводную информацию о мониторинге состояния объектов рекомендуется размещать в АИС "Реформа ЖКХ" путем внесения такой информации в формы отчетности, предусмотренные данной системой, в соответствии с приложением N 2 к настоящим Методическим рекомендациям (далее - отчетные формы).
Субъектам Российской Федерации рекомендуется обеспечить заполнение информации в отчетных формах с учетом данных, внесенных в формы ввода данных, указанных в пункте 4.1. настоящего приказа.
5.1. При проведении мониторинга субъектам Российской Федерации рекомендуется определять:
- техническое состояние объектов систем теплоснабжения;
- фактические показатели надежности и энергетической эффективности объектов систем теплоснабжения;
- фактические показатели обеспеченности населения качественным теплоснабжением;
- соблюдение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства в сфере защиты прав потребителей;
- финансово-экономические показатели деятельности ресурсоснабжающих организаций.
5.2. Мониторинг рекомендуется разделить на следующие этапы:
- формирование перечня объектов систем теплоснабжения;
- камеральное обследование объектов систем теплоснабжения;
- оценка технического состояния объектов систем теплоснабжения;
- оценка качества и надежности объектов систем теплоснабжения;
- оценка качества теплоснабжения населения;
- оценка эффективности деятельности ресурсоснабжающих организаций;
- подведение итогов.
5.3. Перечень объектов систем теплоснабжения, подлежащих оценке, рекомендуется формировать с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) в части объектов горячего водоснабжения, законодательства об электроэнергетике в части учета и оценки состояния объектов электроэнергетики, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии.
5.4. Камеральное обследование объектов систем теплоснабжения рекомендуется проводить в соответствии с положениями, предусмотренными приказом Минстроя России от 21 августа 2015 года N 606/пр "Об утверждении Методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и Порядка осуществления мониторинга таких показателей" (далее Приказ Минстроя России N 606/пр) и законодательства в сфере электроэнергетики, объектов горячего водоснабжения - в соответствии с положениями, предусмотренными приказом Минстроя России от 5 августа 2014 г. N 437/пр "Об утверждении требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей" (далее Приказ Минстроя России N 437/пр), а также иными документами, регламентирующими порядок проведения технического обследования объектов систем теплоснабжения.
5.4.1. По результатам камерального обследования в отношении каждого обследованного объекта системы теплоснабжения рекомендуется определять следующие сведения:
- этап процесса теплоснабжения, к которому относится объект системы теплоснабжения (например, выработка тепловой энергии, транспортировка и распределение коммунального ресурса);
- тип объекта системы теплоснабжения (например, котельная, когенерационная установка тепловой и электрической энергии, технологический участок тепловой сети, тепловой пункт, насосная станция);
- наименование и адрес объекта системы теплоснабжения;
- год постройки и год ввода в эксплуатацию объекта системы теплоснабжения;
- статус использования объекта системы теплоснабжения (например, находится в эксплуатации, в резерве, законсервирован);
- информация о собственнике объекта системы теплоснабжения;
- информация об организации, осуществляющей теплоснабжение в соответствии с Федеральным законом N 190-ФЗ на территориях муниципальных образований субъектов Российской Федерации, участвующих в оценке (далее - ресурсоснабжающая организация), эксплуатирующей объект системы водоснабжения;
- информация о наличии и границах зоны санитарной охраны (санитарно-защитной полосы) объекта системы теплоснабжения;
- проектные и фактические параметры объекта системы теплоснабжения;
- амортизационный и физический износ объекта системы теплоснабжения;
- сведения о возникновении аварийных ситуаций на объекте системы теплоснабжения;