Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2022 года N 3

Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 сентября 2023 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 19 мая 2023 года N 797

____________________________________________________________________



В соответствии с частью 23 статьи 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности.

2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации и отдельное положение акта Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 января 2022 года N 3



Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности



I. Общие положения

     

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение (далее - организации, осуществляющие образовательную деятельность), а также индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - индивидуальные предприниматели), по реализации основных образовательных программ (за исключением образовательных программ дошкольного образования, программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), образовательных программ, реализуемых в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с нарушением интеллекта, и основных программ профессионального обучения) (далее соответственно - государственная аккредитация, образовательные программы).

2. Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями.

3. Образовательная деятельность на территории инновационного центра "Сколково" осуществляется частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими государственной аккредитации в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково".

Образовательная деятельность на территории инновационного научно-технологического центра осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими государственной аккредитации, если это предусмотрено правилами проекта в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Государственная аккредитация образовательной деятельности, осуществляемой на федеральной территории "Сириус", осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус".

4. Государственную аккредитацию проводит Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования (далее - аккредитационный орган), в соответствии с полномочиями, установленными пунктом 8 части 1 статьи 6 и пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, а также при государственной аккредитации образовательной деятельности индивидуального предпринимателя, зарегистрированного на территории одного субъекта Российской Федерации и осуществляющего образовательную деятельность на территориях других субъектов Российской Федерации, организует проведение государственной аккредитации образовательной деятельности во взаимодействии с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

6. Государственная аккредитация проводится на основании представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем в аккредитационный орган заявления о государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов, предусмотренных перечнем, утверждаемым в соответствии с частью 9 статьи 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, в заявлении о государственной аккредитации указывают уровень образования, либо профессию, специальность, направление подготовки, либо укрупненную группу профессий, специальностей и направлений подготовки, либо область образования, либо область или вид профессиональной деятельности, к которым относится заявленная для государственной аккредитации образовательная программа. Индивидуальные предприниматели в заявлении о государственной аккредитации указывают уровень образования, заявленный для государственной аккредитации общеобразовательных программ.

Для проведения государственной аккредитации по основным профессиональным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования, либо каждой профессии, специальности и каждого направления подготовки, либо укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки, либо области образования, либо области или виду профессиональной деятельности организация, осуществляющая образовательную деятельность, заявляет для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ей и относятся к соответствующему уровню профессионального образования, либо профессии, специальности, направлению подготовки, либо укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, либо области образования, либо области или виду профессиональной деятельности.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальные предприниматели имеют право обратиться с заявлением о государственной аккредитации по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности или одновременно с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности по таким программам (заявлением о внесении изменений в реестр лицензий).

8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеют право обратиться с заявлением о государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ при наличии в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающихся, прошедших промежуточную аттестацию по соответствующим образовательным программам не менее чем за один год обучения по этим образовательным программам.

9. При реализации образовательной программы в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в ее филиале заявление о государственной аккредитации в отношении образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, а также ее филиалом, подается одновременно.

10. Форма заявления о государственной аккредитации и перечень прилагаемых к нему документов, требования к их заполнению и оформлению и порядку подачи в аккредитационный орган, порядок их приема аккредитационным органом, а также случаи и основания, при наличии которых аккредитационный орган принимает решение о возврате заявления о государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов, утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

II. Порядок разработки, согласования и утверждения аккредитационных показателей

     

11. Аккредитационные показатели могут разрабатываться по основным образовательным программам, относящимся к одному уровню образования, одному направлению подготовки, одной специальности, профессии, одной области образования, области и виду профессиональной деятельности, укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки.

Аккредитационные показатели по образовательным программам высшего образования разрабатывает Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Аккредитационные показатели по основным общеобразовательным программам начального, основного и среднего общего образования и образовательным программам среднего профессионального образования разрабатывает Министерство просвещения Российской Федерации.

12. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации направляет на согласование проект нормативного правового акта об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Согласование Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня поступления проекта нормативного правового акта об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования.

13. После согласования с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в месячный срок аккредитационные показатели по образовательным программам высшего образования утверждаются нормативным правовым актом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

14. Министерство просвещения Российской Федерации направляет на согласование проекты нормативных правовых актов об утверждении аккредитационных показателей по основным общеобразовательным программам начального, основного и среднего общего образования и образовательным программам среднего профессионального образования в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Согласование Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня поступления проектов нормативных правовых актов об утверждении аккредитационных показателей по основным общеобразовательным программам начального, основного и среднего общего образования и образовательным программам среднего профессионального образования.

15. После согласования с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в месячный срок аккредитационные показатели по основным общеобразовательным программам начального, основного и среднего общего образования и образовательным программам среднего профессионального образования утверждаются нормативными правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации.

III. Порядок проведения аккредитационной экспертизы

     

16. Государственная аккредитация проводится по результатам аккредитационной экспертизы, предметом которой является подтверждение соответствия качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, у индивидуального предпринимателя по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам установленным аккредитационным показателям (далее - аккредитационная экспертиза).

17. Аккредитационная экспертиза проводится в отношении образовательных программ, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в каждом ее филиале, а также индивидуальным предпринимателем.

18. В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты и (или) экспертные организации, соответствующие установленным квалификационным требованиям (далее соответственно - эксперты, экспертные организации).

19. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение, составленное по результатам аккредитационной экспертизы, размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

20. Порядок аккредитации, привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к аккредитационной экспертизе, а также ведения реестра экспертов и экспертных организаций, в том числе квалификационные требования к экспертам и экспертным организациям, устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

21. Привлечение экспертов и (или) экспертных организаций к проведению аккредитационной экспертизы проводится на основании распорядительного акта аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы и заключенных с ними гражданско-правовых договоров. Эксперты и экспертные организации, в том числе эксперты таких организаций, не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты, в том числе эксперты экспертных организаций, также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем при участии в аккредитационной экспертизе в отношении таких организации, индивидуального предпринимателя.

22. В распорядительном акте аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы указываются:

а) полное наименование аккредитационного органа;

б) полное наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, или филиала, в котором проводится аккредитационная экспертиза;

в) фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

г) даты начала и окончания проведения аккредитационной экспертизы;

д) срок проведения аккредитационной экспертизы;

е) фамилии, имена, отчества (при наличии) экспертов и (или) представителей экспертных организаций, включенных в состав экспертной группы (далее - члены экспертной группы), с указанием лица из числа членов экспертной группы, назначенного ее руководителем;

ж) сведения о закреплении за членами экспертной группы заявленных для государственной аккредитации образовательных программ;

з) фамилия, имя, отчество (при наличии) работника аккредитационного органа, осуществляющего контроль за соблюдением порядка работы экспертной группы при проведении аккредитационной экспертизы и ответственного за рассмотрение заключения экспертной группы, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.

23. Распорядительный акт, указанный в пункте 22 настоящего Положения, издается в течение 5 рабочих дней со дня приема заявления о государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов и размещается на официальном сайте аккредитационного органа в сети "Интернет" в течение 3 рабочих дней со дня его издания.

24. Аккредитационная экспертиза проводится с выездом экспертной группы в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал, к индивидуальному предпринимателю, за исключением случаев, указанных в пункте 25 настоящего Положения.

Срок проведения аккредитационной экспертизы составляет не более 10 рабочих дней со дня начала проведения аккредитационной экспертизы, указанного в распорядительном акте аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы.

25. Аккредитационная экспертиза проводится без выезда в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал, к индивидуальному предпринимателю, если образовательная деятельность по реализации образовательных программ, заявленная для государственной аккредитации:

а) реализуется исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

б) осуществляется дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации, представительством Российской Федерации при международной (межгосударственной, межправительственной) организации;

в) осуществляется российскими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, расположенными за пределами территории Российской Федерации, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, созданными в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

г) осуществляется иностранными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации.

26. Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, к аккредитационной экспертизе в отношении образовательных программ, реализуемых в расположенном на территории другого субъекта Российской Федерации филиале организации, осуществляющей образовательную деятельность, могут привлекаться эксперты и экспертные организации, аккредитованные аккредитационным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится соответствующий филиал.

27. Для проведения аккредитационной экспертизы аккредитационный орган направляет руководителю экспертной группы заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы, а также документы, полученные по запросу аккредитационного органа с использованием системы межведомственного взаимодействия.

28. При проведении аккредитационной экспертизы член экспертной группы обязан:

а) проводить аккредитационную экспертизу образовательных программ, закрепленных за членом экспертной группы распорядительным актом аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации;

б) изучить и проанализировать заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы, документы, информацию и материалы, размещенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиалом, индивидуальным предпринимателем на их официальных сайтах в сети "Интернет", а также документы, полученные по запросу аккредитационного органа с использованием системы межведомственного взаимодействия;

в) изучить и проанализировать сведения о результатах мониторинга в системе образования, независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации, общественной аккредитации (при наличии), за исключением федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также сведения из отчетов организации, осуществляющей образовательную деятельность, о самообследовании, в том числе с использованием открытых данных в сети "Интернет", и установить соответствие либо несоответствие указанных сведений аккредитационным показателям;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»