Действующий

Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Мордовия на 2022-2026 годы (с изменениями на 27 сентября 2023 года)

II. Ключевые проблемы социально-экономического развития Республики Мордовия


В Республике Мордовия сложная демографическая ситуация, характеризующаяся ежегодным снижением численности постоянного населения, старением населения и миграционным оттоком. На 1 января 2022 г. численность постоянного населения Республики Мордовия составила 770,7 тыс. человек и уменьшилась за 2021 год на 8,3 тыс. человек. Сокращение численности населения произошло за счет естественной убыли населения.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

В 2021 году смертность превысила рождаемость в 2,7 раза. По сравнению с 2020 годом число родившихся сократилось на 4,6 процента, число умерших увеличилось в 1,1 раза. Естественная убыль населения составила более 9.2 тыс. человек.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

Общий показатель рождаемости составил 6,8 родившихся на 1000 человек населения и сократился по сравнению с 2020 годом на 2,9 процента (2020 год - 7 родившихся на 1000 человек населения). Коэффициент естественной убыли населения в 2021 году по сравнению с 2020 годом увеличился с -9,7 до -11,8 на 1000 человек населения. За 2021 год на территорию Республики Мордовия прибыли 11566 человек и выбыли за ее пределы 10675 человек, миграционный прирост населения составил 891 человек.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

Низкие среднемесячная заработная плата и среднедушевые денежные доходы населения осложняют решение задачи достижения целевого показателя по снижению к 2030 году в 2 раза уровня бедности (до 9,1 процента).

Доля населения Республики Мордовия с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума общей численности населения в 2019 году составила 18 процентов (13-е место в Приволжском федеральном округе, 72-е место в России), в 2020 году - 17,6 процента (13-е место в Приволжском федеральном округе, 71-е место в России).

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

Среднедушевые денежные доходы населения по Республике Мордовия за 2020 год составили 20635 рублей с темпом роста 104,5 процента к 2019 году (по предварительным данным за 2021 год, составили 22928 рублей с темпом роста 111,1 процента к 2020 году). По данному показателю Республика Мордовия занимает 81-е место среди регионов России и 14-е место среди регионов Приволжского федерального округа.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

Среднемесячная номинальная заработная плата в Республике Мордовия за 2021 год составила 34498,5 рубля (60,3 процента среднероссийского уровня) с темпом роста 110,9 процента к 2020 году.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

По уровню среднемесячной номинальной заработной платы Республика Мордовия занимает 75-е место в России и 14-е место среди регионов Приволжского федерального округа.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

В Республике Мордовия низкий уровень инвестиционной активности. Инвестиции в основной капитал в расчете на одного жителя за 2020 год составили 56,9 тыс. рублей (среднее значение по России - 138,6 тыс. рублей, по Приволжскому федеральному округу - 96 тыс. рублей) - 71-е место в России и 11-е место в Приволжском федеральном округе.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

К одной из важнейших проблем следует отнести значительную долговую нагрузку на бюджет Республики Мордовия. В условиях жестких бюджетных ограничений, заданных условиями исполнения бюджетной меры принуждения, обязательные дополнительные расходы бюджета становятся фактором дестабилизации бюджетной системы региона.

Направление значительной части налоговых и неналоговых доходов бюджета на погашение государственного долга осложняет выполнение мероприятий региональных проектов, направленных на достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, а также финансовое обеспечение социально значимых расходов. Объем государственного долга на 1 января 2022 г. составил 49803,4 млн. рублей, или 165,9 процента объема налоговых и неналоговых доходов за 2021 год.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

В целях сокращения расходов бюджета Республики Мордовия на обслуживание государственного долга и направления средств на погашение рыночных заимствований заключено Соглашение между Правительством Республики Мордовия и Министерством финансов Российской Федерации об условиях продления Республике Мордовия исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года, установлено обязательство для Республики Мордовия обеспечивать ежегодно в период до 2029 года превышение значения следующих социально-экономических показателей относительно среднероссийского уровня:

темп роста объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (процентов, нарастающим итогом);

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (процентов, нарастающим итогом);

индекс физического объема оборота розничной торговли (процентов, нарастающим итогом);

индекс производительности труда в базовых несырьевых отраслях экономики (процентов, нарастающим итогом).

Высвобождаемые средства будут направлены на досрочное погашение рыночного долга.

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Республики Мордовия в значительной части формируются крупнейшими предприятиями, действующими в регионе. Крупных предприятий в Республике Мордовия в сравнении с другими субъектами Российской Федерации немного, их направленность относится к видам экономической деятельности с невысокими показателями прибыльности и среднесписочной численности работников. В Республике Мордовия отсутствуют крупные предприятия топливно-энергетического, металлургического, банковского секторов, где формируется большая часть прибыли прибыльных организаций. Таким образом, объем налогооблагаемой базы по налогам, поступающим в консолидированный бюджет Республики Мордовия, в том числе по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц, в сравнении с другими регионами является низким.

К инфраструктурным ограничениям следует отнести состояние дорожной сети в Республике Мордовия.