Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 декабря 2021 года N 3955-р

[Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Мордовия на 2022-2026 годы]

(с изменениями на 27 сентября 2023 года)



1. Утвердить прилагаемую программу социально-экономического развития Республики Мордовия на 2022-2026 годы (далее - программа).

2. Считать реализацию мероприятий программы, софинансирование которых осуществляется за счет субсидий на капитальные вложения в объекты капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества, приоритетной задачей общегосударственного значения.

3. Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации мероприятий программы:

при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий программы при условии своевременного представления Правительством Республики Мордовия необходимой документации и обосновывающих материалов;

обеспечить взаимодействие с Правительством Республики Мордовия по вопросам реализации мероприятий программы;

представлять ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий программы.

4. Минэкономразвития России:

ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий программы;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Правительством Республики Мордовия по итогам реализации в 2026 году мероприятий программы рассмотреть возможность продления срока ее реализации.

5. Рекомендовать Правительству Республики Мордовия:

предусмотреть в бюджете Республики Мордовия бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий программы;

ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий программы.

6. Финансовое обеспечение мероприятий программы осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в том числе за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2021 года N 3955-р



Программа социально-экономического развития Республики Мордовия на 2022-2026 годы

(с изменениями на 30 ноября 2022 года)

I. Общие положения (текущее состояние)


Республика Мордовия входит в состав Приволжского федерального округа Российской Федерации. Территория составляет 26,1 тыс.кв. километров.

Конкурентные преимущества региона - выгодное экономико-географическое положение, близость к основным центрам потребления продукции (логистическая составляющая - федеральная трасса М5, проходящая через территорию Республики Мордовии и являющаяся частью важного трансконтинентального маршрута), развитая инфраструктура (газификация на уровне 93,6 процента, сеть автомобильных дорог общей протяженностью более 14 тыс. километров, территория полностью охвачена всеми видами связи, включая цифровое телевидение и доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), благоприятный инвестиционный климат (действуют преференции для инвесторов, функционирует территория опережающего развития).

По территории Республики Мордовия проходят 7 магистральных газопроводов (от месторождений в северной части Западной Сибири).

Инфраструктура аэропортового комплекса г.Саранска соответствует международным требованиям.

Республика Мордовия не располагает стратегическими полезными ископаемыми. Среди природных ископаемых промышленное значение имеют месторождения сырья для производства строительных материалов - мергелево-меловых пород и опоки (разведанные запасы 603 тыс. тонн), а также диатомитового сырья (21 млн.куб. метров), строительных песков, кирпично-черепичного сырья, торфа.

Площадь земель лесного фонда составляет 27 процентов территории Республики Мордовия (681 тыс. гектаров), основную долю (56 процентов) занимают мягколиственные породы.

В структуре экономики (по данным 2020 года) наибольшую долю занимает промышленность - 26,7 процента. На долю сельского, лесного хозяйства приходится 15,7 процента, торговли оптовой и розничной, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов - 8,7 процента, строительства - 5 процентов, транспортировки и хранения - 4,6 процента, информации и связи - 2,3 процента.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

В 2019 году валовой региональный продукт Республики Мордовия составил 262,8 млрд. рублей, 102,4 процента к предыдущему году, в сопоставимых ценах, в 2020 году - 269 млрд. рублей, 99,3 процента в отношении к предыдущему году.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

В общем объеме промышленного производства (по данным 2021 года) 94,8 процента составляют обрабатывающие отрасли. Наиболее значимыми являются пищевая промышленность - в структуре промышленного производства Республики Мордовия занимает около 35 процентов (вместе с производством напитков - более 38 процентов), производство прочих транспортных средств и оборудования (вагоностроение) - 10 процентов, производство электрического оборудования - около 13 процентов, металлургическое производство - 5,7 процента, производство строительных материалов - более 7 процентов, производство электронных и оптических изделий - 3 процента.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

Доля Республики Мордовия в России по выпуску грузовых вагонов (по данным 2020 года) составляет 18,5 процента, стального и чугунного литья - 15 процентов, светотехнической продукции - 9,6 процента, кабельной продукции - 2,3 процента.

По доле инновационной продукции Республика Мордовия имеет лучшие показатели в стране по отраслям экономики в целом - 20,9 процента (по данным 2020 года), в промышленности - 27,6 процента.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

Второй по значимости отраслью экономики (по данным 2020 года) является сельское хозяйство, которое специализируется на животноводстве мясомолочного направления, птицеводстве и выращивании зерна. Республика Мордовия полностью обеспечивает себя экологически чистыми продуктами питания собственного производства и около 80 процентов продукции вывозит за пределы Республики Мордовия. По объему производимой сельскохозяйственной продукции Республика Мордовия занимает 29-е место в России. На протяжении многих лет занимает лидирующие позиции среди регионов страны по производству мяса, молока и яиц в расчете на одного жителя.

II. Ключевые проблемы социально-экономического развития Республики Мордовия


В Республике Мордовия сложная демографическая ситуация, характеризующаяся ежегодным снижением численности постоянного населения, старением населения и миграционным оттоком. На 1 января 2022 г. численность постоянного населения Республики Мордовия составила 770,7 тыс. человек и уменьшилась за 2021 год на 8,3 тыс. человек. Сокращение численности населения произошло за счет естественной убыли населения.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

В 2021 году смертность превысила рождаемость в 2,7 раза. По сравнению с 2020 годом число родившихся сократилось на 4,6 процента, число умерших увеличилось в 1,1 раза. Естественная убыль населения составила более 9.2 тыс. человек.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

Общий показатель рождаемости составил 6,8 родившихся на 1000 человек населения и сократился по сравнению с 2020 годом на 2,9 процента (2020 год - 7 родившихся на 1000 человек населения). Коэффициент естественной убыли населения в 2021 году по сравнению с 2020 годом увеличился с -9,7 до -11,8 на 1000 человек населения. За 2021 год на территорию Республики Мордовия прибыли 11566 человек и выбыли за ее пределы 10675 человек, миграционный прирост населения составил 891 человек.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

Низкие среднемесячная заработная плата и среднедушевые денежные доходы населения осложняют решение задачи достижения целевого показателя по снижению к 2030 году в 2 раза уровня бедности (до 9,1 процента).

Доля населения Республики Мордовия с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума общей численности населения в 2019 году составила 18 процентов (13-е место в Приволжском федеральном округе, 72-е место в России), в 2020 году - 17,6 процента (13-е место в Приволжском федеральном округе, 71-е место в России).

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

Среднедушевые денежные доходы населения по Республике Мордовия за 2020 год составили 20635 рублей с темпом роста 104,5 процента к 2019 году (по предварительным данным за 2021 год, составили 22928 рублей с темпом роста 111,1 процента к 2020 году). По данному показателю Республика Мордовия занимает 81-е место среди регионов России и 14-е место среди регионов Приволжского федерального округа.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

Среднемесячная номинальная заработная плата в Республике Мордовия за 2021 год составила 34498,5 рубля (60,3 процента среднероссийского уровня) с темпом роста 110,9 процента к 2020 году.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

По уровню среднемесячной номинальной заработной платы Республика Мордовия занимает 75-е место в России и 14-е место среди регионов Приволжского федерального округа.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

В Республике Мордовия низкий уровень инвестиционной активности. Инвестиции в основной капитал в расчете на одного жителя за 2020 год составили 56,9 тыс. рублей (среднее значение по России - 138,6 тыс. рублей, по Приволжскому федеральному округу - 96 тыс. рублей) - 71-е место в России и 11-е место в Приволжском федеральном округе.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

К одной из важнейших проблем следует отнести значительную долговую нагрузку на бюджет Республики Мордовия. В условиях жестких бюджетных ограничений, заданных условиями исполнения бюджетной меры принуждения, обязательные дополнительные расходы бюджета становятся фактором дестабилизации бюджетной системы региона.

Направление значительной части налоговых и неналоговых доходов бюджета на погашение государственного долга осложняет выполнение мероприятий региональных проектов, направленных на достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, а также финансовое обеспечение социально значимых расходов. Объем государственного долга на 1 января 2022 г. составил 49803,4 млн. рублей, или 165,9 процента объема налоговых и неналоговых доходов за 2021 год.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

В целях сокращения расходов бюджета Республики Мордовия на обслуживание государственного долга и направления средств на погашение рыночных заимствований заключено Соглашение между Правительством Республики Мордовия и Министерством финансов Российской Федерации об условиях продления Республике Мордовия исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года, установлено обязательство для Республики Мордовия обеспечивать ежегодно в период до 2029 года превышение значения следующих социально-экономических показателей относительно среднероссийского уровня:

темп роста объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (процентов, нарастающим итогом);

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (процентов, нарастающим итогом);

индекс физического объема оборота розничной торговли (процентов, нарастающим итогом);

индекс производительности труда в базовых несырьевых отраслях экономики (процентов, нарастающим итогом).

Высвобождаемые средства будут направлены на досрочное погашение рыночного долга.

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Республики Мордовия в значительной части формируются крупнейшими предприятиями, действующими в регионе. Крупных предприятий в Республике Мордовия в сравнении с другими субъектами Российской Федерации немного, их направленность относится к видам экономической деятельности с невысокими показателями прибыльности и среднесписочной численности работников. В Республике Мордовия отсутствуют крупные предприятия топливно-энергетического, металлургического, банковского секторов, где формируется большая часть прибыли прибыльных организаций. Таким образом, объем налогооблагаемой базы по налогам, поступающим в консолидированный бюджет Республики Мордовия, в том числе по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц, в сравнении с другими регионами является низким.

К инфраструктурным ограничениям следует отнести состояние дорожной сети в Республике Мордовия.

Автомобильные дороги общего пользования составляют 13,7 тыс. километров, в том числе с твердым покрытием - 7,9 тыс. километров (57,4 процента). Плотность автомобильных дорог (1 километр путей на 1000 кв. километров территории) по Республике Мордовия - 525 километров.

Проведенный анализ технического состояния существующей сети автомобильных дорог и мостовых переходов, их загрузки движением свидетельствует о том, что в ближайшие годы по мере возрастания интенсивности движения целый ряд дорог не сможет обеспечить пропуск ожидаемых транспортных потоков без улучшения технического состояния существующей транспортной сети и строительства новых направлений.

Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Мордовия характеризуется высокой степенью износа объектов коммунальной инфраструктуры (71,5 процента). Необходима модернизация инфраструктуры, что позволит ликвидировать угрозы возникновения чрезвычайной ситуации на объектах жилищно-коммунального хозяйства, включая объекты водоснабжения, включая замену ветхих участков магистральных и квартальных водопроводных сетей, объектов водоотведения, реконструкцию очистных сооружений канализации, замену ветхих участков канализационных сетей, объектов теплоснабжения.

Органы местного самоуправления


В Республике Мордовия проживают 770,67 тыс. человек (0,52 процента населения Российской Федерации), из них городское население составляет 496,7 тыс. человек, сельское население - 274 тыс. человек. Более 44 процентов населения проживают в городском округе Саранск.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2022 года N 2424-р. - См. предыдущую редакцию)

По состоянию на 1 января 2021 г. территория Республики Мордовия разграничена на 272 муниципальных образования, среди которых 1 городской округ, 22 муниципальных района, 16 городских и 233 сельских поселения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»