ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2021 года N 2489
О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2162; 2015, N 28, ст.4229; N 35, ст.4979; N 37, ст.5153; N 47, ст.6583; 2016, N 2, ст.331; N 24, ст.3525, 3547; N 33, ст.5202; 2017, N 3, ст.507; N 15, ст.2223; N 35, ст.5352; 2018, N 5, ст.755; N 7, ст.1038; N 15, ст.2147; N 39, ст.5981; 2019, N 7, ст.641, 674; N 15, ст.1751; N 21, ст.2591; N 42, ст.5914; N 49, ст.7143; N 52, ст.8025; 2020, N 1, ст.21; N 14, ст.2130; N 15, ст.2249; N 17, ст.2761; N 20, ст.3170; N 22, ст.3504; N 37, ст.5742; N 41, ст.6413, 6416; N 48, ст.7756; N 52, ст.8806, 8837; 2021, N 7, ст.1143; N 16, ст.2761; N 34, ст.6218; N 37, ст.6503; N 41, ст.6992).
2. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
3. Министерству экономического развития Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, в части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, на своем официальном сайте, а также в аналитической информационной системе обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
4. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пунктов 5, 6 и 8 изменений, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
1. Паспорт Программы, паспорта подпрограмм 1-9 и паспорта подпрограмм Б, Д и Е признать утратившими силу.
2. Раздел I изложить в следующей редакции:
"I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Российской Федерации
Экономическое развитие оказывает прямое влияние на экономический рост, внедрение инновационных технологий, повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и на достижение других стратегических целей социально-экономического развития страны.
В 2020-2021 годах Российская Федерация, как и весь мир, оказалась перед лицом глобального вызова, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции.
Высокий уровень неопределенности, связанной с эпидемиологической ситуацией, привел к волатильности мировых сырьевых и финансовых рынков.
Начиная со II квартала 2020 г. экономическое развитие России, как и всей мировой экономики, определялось прежде всего эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. В результате этого экономика России столкнулась с одновременным ограничением предложения и спроса.
Ряд отраслей, в том числе сфера бытовых услуг, туризм, авиаперевозки и ряд других, в наибольшей степени пострадали в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Субъекты малого и среднего предпринимательства в сферах торговли и предоставления услуг населению в период действия карантинных мер столкнулись с наибольшим снижением выручки. По итогам декабря 2020 г. зафиксировано снижение общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 17,6 тыс. единиц (с 5702 тыс. единиц до 5684 тыс. единиц), при этом количество индивидуальных предпринимателей сократилось на 26,9 тыс. единиц, количество юридических лиц увеличилось на 9,4 тыс. единиц.
По сравнению с январем 2020 г.число субъектов малого и среднего предпринимательства в январе 2021 г.снизилось на 232,3 тыс. единиц (в том числе количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 75,7 тыс. единиц, юридических лиц - на 156,8 тыс. единиц).
Помимо непосредственного закрытия производства экономика понесла и косвенные потери, определяемые эффектом межотраслевых связей, проявляющимся в других отраслях, ограничением возможностей сбыта конечной продукции (снижение выпуска в результате ограничения ресурсов промежуточного потребления, снижение как конечного спроса на товары и услуги, так и на товары и услуги промежуточного потребления в компаниях отраслей, приостановивших деятельность).
Спад инвестиций за весь 2020 год по полному кругу компаний и с учетом неформальной деятельности составил 1,4 процента.
Несмотря на свою направленность на развитие экономики и инновационной сферы в 2020 году, государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Программа) сыграла важную роль в финансовом обеспечении реализации мероприятий по минимизации кризисных явлений в экономике. Были предоставлены льготные кредиты субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, самозанятым гражданам, начата реализация специальных программ поддержки туристской отрасли.
Реализация мер по поддержке экономики была направлена на сохранение занятости, позволила бизнесу максимально высвободить ресурсы на выплату заработной платы работникам.
В 2021 году в рамках Программы осуществляются дальнейшее финансирование мероприятий, обеспечивающих восстановление занятости и рост экономики, а также долгосрочные структурные изменения в экономике.
Реализация мероприятий Программы за прошедший период обеспечила достижение следующих результатов:
созданы новые особые экономические зоны и обеспечено их развитие, включая увеличение объема привлеченных инвестиций, количества созданных рабочих мест;
запущена реализация механизма "фабрики" проектного финансирования;
открыты и функционируют во всех субъектах Российской Федерации центры "Мой бизнес";
уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг достиг 98 процентов;
сетью многофункциональных центров обеспечен доступ более 97 процентов населения к предоставлению более 200 государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна";
запущен механизм бесшовной интеграции мер государственной поддержки, который предусматривает обмен информацией о поддержанных инновационных компаниях, а также учет экспертизы институтов развития;
созданы инновационные научно-технологические центры "Инновационный научно-технологический центр МГУ "Воробьевы горы", "Инновационный научно-технологический центр "Сириус", "Долина Менделеева", "Русский", "Инновационный научно-технологический центр "Композитная долина";
реализована программа ускоренного патентования по заявкам в области технологий борьбы с вирусами и сопутствующими заболеваниями;
отрасли экономики обеспечены высококвалифицированными управленческими кадрами;
институтами инновационного развития (федеральное государственное бюджетное учреждение "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере", некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, унитарная некоммерческая организация Фонд инфраструктурных и образовательных программ) осуществлена поддержка инновационных компаний и предпринимателей, что является необходимым условием для ускорения темпов технологического развития Российской Федерации.
В целом российская экономика вопреки ожиданиям прошла нижнюю точку падения с более высокими результатами, чем другие крупные страны, в которых были введены жесткие карантинные ограничения.
Вместе с тем в сфере экономического развития сохраняется ряд внешнеэкономических и общеэкономических ключевых вызовов и рисков.
К внешнеэкономическим вызовам и рискам, обусловленным высокой зависимостью показателей социально-экономического развития Российской Федерации от мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, относятся следующие:
рост волатильности мировых сырьевых и финансовых рынков, связанный с высоким уровнем неопределенности на фоне сложной эпидемиологической ситуации;
падение цен на сырьевые товары и разрыв "цепочек поставок", обусловленные замедлением темпов роста мировой экономики;
ужесточение применения санкционного режима в отношении российской экономики и др.
К общеэкономическим вызовам и рискам относятся следующие:
эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции;
низкая инвестиционная активность;
невосприимчивость экономики и общества к инновациям, что препятствует практическому применению результатов научных исследований и разработок;
низкий потребительский спрос и др.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
В целях преодоления актуальных вызовов, с которыми сталкивается национальная экономика, а также достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации определены новые цели, разработаны структура и система показателей Программы.
Система целеполагания Программы включает в себя:
цель 1 "Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата", которая характеризуется в том числе:
достижением значения индекса физического объема инвестиций в основной капитал по отношению к 2020 году в 2030 году не ниже 170 процентов;
достижением ежегодного 50-процентного прироста доли предприятий, достигших ежегодного 5-процентного прироста производительности труда на предприятиях - участниках национального проекта "Производительность труда", внедряющих мероприятия национального проекта под федеральным и региональным управлением в течение 3 лет участия в проекте;
созданием более 118 тыс. новых рабочих мест в рамках реализации мероприятий, направленных на повышение потенциала региональных экономик, к 2024 году;
достижением объема поддержанного экспорта за счет инструментов поддержки акционерного общества "Российский экспортный центр", акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", Государственного специализированного Российского экспортно-импортного банка (акционерное общество) и их дочерних хозяйственных обществ в 2024 году в размере 21,8 млрд.долларов США.
Для достижения указанной цели в структуру Программы включены следующие направления (подпрограммы) реализации:
направление "Стимулирование реализации инвестиционных проектов", в рамках которого будут реализовываться структурные элементы, связанные с комплексной поддержкой инвестиционных проектов и их сопровождением, обеспечением формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы;
направление "Производительность труда", в рамках которого будут реализовываться мероприятия национального проекта "Производительность труда";
направление "Деловая активность", в рамках которого будут реализовываться структурные элементы, связанные с совершенствованием контрольной (надзорной) и разрешительной деятельности, организационным обеспечением деятельности по повышению инвестиционной привлекательности, тарифным и антимонопольным регулированием и развитием конкуренции, а также с совершенствованием регуляторной политики и единой национальной системы аккредитации;
направление "Повышение потенциала региональных экономик", в рамках которого будут реализовываться структурные элементы, связанные с развитием субъектов Российской Федерации и отдельных территорий, а также особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития;
направление "Развитие внешнеэкономической деятельности", в рамках которого будут реализовываться мероприятия по развитию международной кооперации и экспорта, а также по обеспечению международного экономического сотрудничества;
цель 2 "Ускорение технологического развития экономики", которая характеризуется в том числе:
достижением общего объема выручки поддержанных технологических компаний в 2030 году в размере порядка 650 млрд.рублей;
достижением объема размещения устойчивых (в том числе "зеленых") облигаций в секторе устойчивого развития публичного акционерного общества "Московская биржа ММВБ-РТС" (накопительным итогом) в 2024 году в размере 400 млрд.рублей.
Для достижения указанной цели в структуру Программы включены следующие направления (подпрограммы) реализации:
направление "Поддержка инновационных компаний", в рамках которого предполагается реализация мероприятий по стимулированию инноваций, обеспечению правовой охраны и коммерциализации прав на интеллектуальную собственность;
направление "Климатическая повестка", в рамках которого будут реализовываться мероприятия по созданию и развитию инструмента "зеленого" финансирования, формированию системы ограничения выбросов парниковых газов и реализации климатических проектов;
цель 3 "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых", которая характеризуется обеспечением численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, к 2030 году не менее 25,65 млн. человек.
Для достижения указанной цели в структуру Программы включено направление "Развитие малого и среднего предпринимательства", в рамках которого будут реализовываться мероприятия национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";
цель 4 "Повышение эффективности государственного управления", которая характеризуется в том числе:
сохранением удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг на уровне не менее 90 процентов;
подготовкой к 2024 году 52,1 тыс. управленческих кадров, участвующих в реализации национальных и региональных проектов;
снижением отчетной нагрузки на респондентов по предоставлению статистической отчетности (к базовому уровню) в 2024 году на 50 процентов.