Порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
(с изменениями на 9 января 2024 года)
1. В границах минимальных и максимальных значений ТБ, установленных в приложении 1 к настоящему Указанию, страховщик устанавливает значения ТБ в зависимости от факторов, указанных им в методике расчета страховых тарифов, утвержденной в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст.56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст.4; 2021, N 27, ст.5171).
2. В случае наличия нескольких владельцев транспортного средства, в отношении которого заключается договор обязательного страхования, не предусматривающий ограничения количества лиц, допущенных к его управлению, применяются ТБ, коэффициент КО и коэффициент КБМ, установленные в отношении владельца - собственника транспортного средства.
3. Для городов и населенных пунктов, находящихся в административной подчиненности города (района), применяется коэффициент КТ, установленный для города (района), в административном подчинении которого они находятся.
4. При определении класса КБМ используются сведения о договорах обязательного страхования, об осуществленных страховых возмещениях и компенсационных выплатах, содержащиеся в автоматизированной информационной системе страхования, указанной в пункте 1 статьи 33_10 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - АИС страхования).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2024 года указанием Банка России от 9 января 2024 года N 6660-У. - См. предыдущую редакцию)
При определении класса КБМ учитывается каждое осуществленное страховое возмещение и каждая осуществленная компенсационная выплата, сведения о которых были включены в течение периода КБМ в АИС страхования.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2024 года указанием Банка России от 9 января 2024 года N 6660-У. - См. предыдущую редакцию)
Для определения класса КБМ осуществленные страховщиком страховые возмещения или компенсационные выплаты по одному страховому случаю рассматриваются как одно страховое возмещение.
В случае установления несоответствия размера коэффициента КБМ сведениям, содержащимся в АИС страхования, страховщик применяет скорректированный размер коэффициента КБМ за весь период действия договора обязательного страхования, в котором применялся несоответствующий размер коэффициента КБМ.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2024 года указанием Банка России от 9 января 2024 года N 6660-У. - См. предыдущую редакцию)
4_1. Пункт применялся до 1 апреля 2022 года - пункт 8 настоящего документа. - См. предыдущую редакцию.
5. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
6. Коэффициент КБМ водителя, являющегося владельцем транспортного средства - физическим лицом или лицом, допущенным к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое или юридическое лицо, включая случаи, когда договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее - коэффициент КБМ водителя), в отношении которого в АИС страхования содержатся сведения о договорах обязательного страхования, определяется на основании класса КБМ такого водителя.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2024 года указанием Банка России от 9 января 2024 года N 6660-У. - См. предыдущую редакцию)
Класс КБМ водителя определяется на основании класса КБМ, который был определен в отношении данного водителя на период КБМ, и количества страховых возмещений по всем договорам обязательного страхования, осуществленных страховщиками в отношении данного водителя и включенных в АИС страхования в течение периода КБМ.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2024 года указанием Банка России от 9 января 2024 года N 6660-У. - См. предыдущую редакцию)
Водителю, сведения в отношении которого отсутствуют в АИС страхования, присваивается третий класс КБМ.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2024 года указанием Банка России от 9 января 2024 года N 6660-У. - См. предыдущую редакцию)
Класс КБМ водителя определяется ежегодно на период КБМ, является неизменным в течение указанного периода и применяется по всем договорам обязательного страхования, предусматривающим возможность управления транспортным средством данным водителем и заключенным в указанный период.
6_1. Пункт применялся до 1 апреля 2022 года - пункт 8 настоящего документа. - См. предыдущую редакцию.
7. Для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничения числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением коэффициента КБМ, соответствующего третьему классу КБМ.
7_1. Пункт применялся до 1 апреля 2022 года - пункт 8 настоящего документа. - См. предыдущую редакцию.
8. В случае если владельцем транспортного средства является юридическое лицо, в качестве коэффициента КБМ по договору обязательного страхования в отношении указанного транспортного средства применяется коэффициент КБМ владельца транспортного средства - юридического лица (далее - коэффициент КБМ юридического лица).
Коэффициент КБМ юридического лица определяется как среднее арифметическое значение с округлением до второго знака после запятой коэффициентов КБМ юридического лица по каждому транспортному средству, владельцем которого оно является, по всем действующим договорам обязательного страхования и коэффициентов КБМ юридического лица по каждому транспортному средству, владельцем которого оно являлось и по которому отсутствуют действующие на следующий день после периода КБМ договоры обязательного страхования, по всем договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие в период КБМ.