ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 декабря 2021 года N 3711-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года.
2. Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и внести в 3-месячный срок в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, при разработке и организации реализации программ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года
Настоящая Концепция определяет цель, задачи, приоритетные направления и механизмы ресурсного обеспечения системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также этапы ее реализации для развития современной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (далее соответственно - комплексная реабилитация и абилитация, система комплексной реабилитации и абилитации).
В настоящей Концепции под комплексной реабилитацией и абилитацией понимается персонифицированное сочетание оптимально подходящих услуг для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, по основным направлениям реабилитации и абилитации (медицинской, социальной (социально-бытовой, социально-средовой, социально-психологической и социально-педагогической), социокультурной, психолого-педагогической, профессиональной, физической (с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта), предоставляемых в зависимости от необходимости одновременно или поэтапно в целях полной реализации их реабилитационного потенциала, максимально возможного восстановления или компенсации имеющихся стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, подготовки и достижения социальной адаптации и интеграции, максимальной инклюзии, самостоятельности и независимости, а также повышения качества жизни.
Система комплексной реабилитации и абилитации представляет собой совокупность мер по обеспечению инвалидов, в том числе детей-инвалидов, научно обоснованными, доступными, эффективными и безопасными реабилитационными и абилитационными услугами и техническими средствами реабилитации в сочетании с мерами, направленными на их социальную адаптацию и интеграцию.
Функционирование системы комплексной реабилитации и абилитации обеспечивается (на основе межведомственного взаимодействия) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе общественными и социально ориентированными некоммерческими организациями, предпринимающими необходимые для этого взаимоувязанные и консолидированные меры правового, экономического, финансового, управленческого, информационного, кадрового и инфраструктурного характера и создающими соответствующие условия в рамках своих полномочий.
На современном этапе международным сообществом отмечается рост показателей инвалидности населения и осознание особой важности связанных с этим социальных проблем и необходимости реализации новых путей их решений.
Так, во Всемирном докладе об инвалидности Всемирной организации здравоохранения указывается, что в мире более миллиарда человек живут с какой-либо формой инвалидности (порядка 15 процентов населения в сравнении с 10 процентами из предыдущей оценки, проведенной указанной организацией). Особую озабоченность мирового сообщества вызывает распространенность детской инвалидности. В докладе о глобальном бремени болезней Всемирной организацией здравоохранения отмечается, что в мире насчитывается около 95 млн. (5,1 процента) детей с инвалидностью, а 13 млн. (0,7 процента) детей имеют тяжелые формы инвалидности.
Признавая важную роль медицинской реабилитации в вопросах восстановления нарушенных функций организма и профилактики формирования или утяжеления инвалидности, международным сообществом отмечается, что реабилитация и абилитация инвалидов не может быть ограничена только или преимущественно медицинскими мерами.
Стойкий характер нарушений здоровья инвалидов приводит к необходимости реализации системных мероприятий в области социальной защиты, образования, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта, направленных на устранение или максимальную компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности, развитие сохранных или потенциальных возможностей и способностей для целей социальной адаптации и интеграции.
В соответствии с международными тенденциями в последние десятилетия в Российской Федерации происходили существенные преобразования в области социальной защиты инвалидов и обеспечения гарантий их прав на получение реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг.
Это выразилось в принятии комплекса законодательных и нормативных правовых актов, начиная от базового Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) до ратификации Российской Федерацией 3 мая 2012 г. Конвенции Организации Объединенных Наций "О правах инвалидов" и последовательной реализации связанных с ней обязательств.
Вместе с тем проблемы доступности для инвалидов качественных и эффективных услуг и мероприятий, входящих в комплексную реабилитацию и абилитацию, характерные для большинства развитых стран мира, отмечаются и в Российской Федерации.
Констатация этого факта нашла отражение в перечне поручений по итогам состоявшейся 5 декабря 2017 г. встречи Президента Российской Федерации Путина В.В. с инвалидами и представителями общественных организаций и профессиональных сообществ, оказывающих содействие инвалидам, в соответствии с которым необходимо обеспечить принятие мер по созданию и развитию региональных и муниципальных центров комплексной реабилитации инвалидов, предусмотрев участие в их работе врачей, психологов и педагогов, в целях повышения доступности реабилитационных (абилитационных) услуг.
Комитетом по правам инвалидов Организации Объединенных Наций было рекомендовано пересмотреть законодательство и практику в целях обеспечения равного доступа к реабилитации, основанной на услугах и качественных товарах.
Настоящая Концепция разработана во исполнение указанных поручения и рекомендаций, а также протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов от 28 ноября 2018 г. N 19 с учетом основополагающих документов, затрагивающих вопросы реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, - Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность в сфере социальной защиты инвалидов.
Реализация положений настоящей Концепции позволит:
обеспечить доступность для всех инвалидов эффективных и качественных реабилитационных (абилитационных) услуг, основанных на комплексном, межведомственном и консолидированном подходе, в различных сферах деятельности;
создать необходимые условия для их инклюзии, социальной адаптации и максимально возможной интеграции во все сферы жизни общества, а также повысить качество их жизни;
заложить организационно-правовую, научно-методическую и финансово-экономическую основы для устойчивого развития государственных и негосударственных институтов Российской Федерации, регулирующих и осуществляющих деятельность в области реабилитации и абилитации инвалидов, на период до 2025 года.
В настоящей Концепции используются следующие понятия, которые с учетом современного понимания проблем комплексной реабилитации и абилитации могут отличаться от законодательно закрепленных понятий и терминов или отсутствовать в настоящее время в правовом поле Российской Федерации:
"междисциплинарная команда специалистов по реабилитации и абилитации" - основная структурно-функциональная единица, объединяющая специалистов по реабилитации и абилитации медицинского и немедицинского профиля (врачи и средний медицинский персонал, психологи, педагоги, специалисты по социальной работе, по адаптивной физической культуре и др.) для оказания инвалидам, в том числе детям-инвалидам, реабилитационных (абилитационных) услуг на основе комплексного междисциплинарного подхода;
"многопрофильный реабилитационный центр" - специализированная реабилитационная и абилитационная организация, оказывающая услуги по социальной (социально-бытовой, социально-средовой, социально-психологической, социально-педагогической), социокультурной, психолого-педагогической, профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов и лиц с риском развития стойких нарушений функций организма, реабилитации и абилитации инвалидов с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, а также услуги по медицинской реабилитации или отдельным видам медицинской помощи, направленным на восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма (при наличии лицензии на осуществление деятельности по оказанию соответствующей медицинской помощи);
"протезно-ортопедическая помощь инвалидам" - комплекс услуг, оказываемых инвалидам с целью достижения ими компенсации или устранения имеющихся стойких ограничений жизнедеятельности, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, включающий диагностику нарушений здоровья, последствий травм или дефектов, вызванных ими стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности с целью определения объема, вида и характера протезно-ортопедической помощи, осуществление специальных мероприятий по подготовке к протезированию (ортезированию) и подгонке протезно-ортопедических изделий, обеспечение протезно-ортопедическими изделиями и последующее обучение инвалидов безопасному и эффективному использованию протезно-ортопедических изделий, техническое обслуживание, ремонт, обеспечение и замену протезно-ортопедических изделий, в том числе с использованием электронного сертификата либо выплаты компенсации расходов на самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации;
"профессиональная реабилитация и абилитация инвалидов" - комплекс услуг, направленных на восстановление (формирование) у инвалидов способностей к осуществлению трудовой и профессиональной деятельности, включающий предоставление услуг по профессиональной ориентации, профессиональному образованию, профессиональному обучению, содействию в трудоустройстве, производственной адаптации. Видами профессиональной реабилитации инвалидов являются сопровождаемая трудовая деятельность и социальная занятость инвалидов;
"ранняя помощь детям и их семьям" - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям от рождения до 3 лет (независимо от наличия инвалидности), имеющим ограничения жизнедеятельности либо ограниченные возможности здоровья с риском развития ограничений жизнедеятельности, и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию таких детей, повышение их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование среды жизнедеятельности, позитивных взаимоотношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в целях комплексной профилактики формирования или утяжеления детской инвалидности;
"реабилитационная (абилитационная) услуга" - действие (действия) либо мероприятие (мероприятия) по одному из направлений комплексной реабилитации или абилитации инвалидов, направленное на восстановление (формирование) или компенсацию способностей инвалида (ребенка-инвалида) к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности в целях достижения социальной адаптации и интеграции;
"реабилитационный менеджер (интеграционный консультант)" - персональный помощник, который при необходимости помогает инвалиду, семье, воспитывающей ребенка-инвалида, решать проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности, связанные с инвалидностью, по запросу инвалида осуществляет информационное и организационное сопровождение при реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов в организациях различной ведомственной подчиненности в рамках реализации комплексного подхода к реабилитации и абилитации;
"сопровождаемая трудовая деятельность инвалидов" - комплекс услуг по оказанию инвалидам трудоспособного возраста индивидуальной помощи в процессе осуществления ими трудовой деятельности, в том числе на специальных рабочих местах, во взаимодействии с работодателем и трудовым коллективом, и по содействию в его максимально возможной производственной адаптации на рабочем месте;
"социальная занятость инвалидов" - комплекс услуг, направленных на обеспечение занятости инвалидов трудоспособного возраста, не занятых в соответствии с трудовым законодательством, способных к выполнению несложных (простых) видов трудовой деятельности, не требующих специальных знаний и обучения, со значительной помощью других лиц и включающих в том числе организацию творческих и производственных процессов, в которых с помощью других лиц инвалиды трудоспособного возраста получают и применяют навыки несложных (простых) видов трудовой деятельности;
"сопровождаемое проживание инвалидов" - форма жизнеустройства инвалидов, не способных вести самостоятельный образ жизни или способных его вести с помощью других лиц, при которой посредством предоставления социальных услуг, услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации, ассистивных услуг, содействия в получении образования и проведения мероприятий по социальному сопровождению (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам) обеспечивается сохранение пребывания инвалидов в привычной и благоприятной для них социальной среде, сохранение (поддержание) их возможной самостоятельности и автономности при условии поддержки в реализации основных жизненных потребностей (организация быта, досуга, общения и социальных связей), осуществляется выработка навыков, необходимых для проживания в домашних условиях;
"социальная реабилитация и абилитация инвалидов" - комплекс услуг, направленных на восстановление (формирование) у инвалидов способностей к бытовой и общественной деятельности, осуществляемой самостоятельно или с помощью других лиц, и включающих в себя комплексные услуги по социально-бытовой, социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической реабилитации и абилитации инвалидов;
"социально-бытовая реабилитация и абилитация инвалидов" - комплекс услуг, направленных на восстановление (формирование) способности инвалидов к самообслуживанию посредством восстановления (формирования) необходимых бытовых навыков, навыков персональной сохранности в быту (в пределах жилого помещения), в том числе с сопровождением и помощью других лиц, в целях социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество;
"социально-средовая реабилитация и абилитация инвалидов" - комплекс услуг, направленных на восстановление (формирование) у инвалидов способности самостоятельно или с сопровождением других лиц передвигаться, ориентироваться и общаться (осуществлять взаимодействие) на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной инфраструктуры в целях социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество;
"социально-педагогическая реабилитация и абилитация инвалидов" - комплекс услуг, направленных на восстановление (формирование) у инвалидов базовых жизненных и образовательных компетенций, необходимых для получения образования и осуществления социально-значимой деятельности, в целях социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество;
"социально-психологическая реабилитация и абилитация инвалидов" - комплекс услуг, направленных на восстановление (формирование) у инвалидов компонентов психической деятельности (высших психических функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик), обеспечивающих реабилитационную приверженность к реализации жизнедеятельности в бытовой, межличностной, социальной, культурной и профессиональной сферах в целях социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество;
"социокультурная реабилитация и абилитация инвалидов (реабилитация и абилитация инвалидов методами культуры и искусства)" - комплекс услуг, направленных на включение инвалидов в творческую деятельность, обеспечивающую реализацию культурных, а также экономических потребностей инвалидов в соответствии с их интересами и способностями в целях социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество;
"стандарты (порядки) оказания реабилитационных (абилитационных) услуг" (кроме услуг, по которым в настоящее время предусмотрено лицензирование) - основные требования к содержанию, объему, периодичности и качеству предоставления реабилитационных (абилитационных) услуг инвалидам и детям-инвалидам, определенные по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;
"целевые реабилитационные группы инвалидов" - группы инвалидов, объединенные в зависимости от структуры и степени нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности в целях использования наиболее эффективных подходов к устранению или компенсации нарушений этих функций и ограничений жизнедеятельности при оказании услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.
По состоянию на 1 августа 2021 г. в Российской Федерации насчитывается 11,5 млн. граждан с инвалидностью, установленной в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, или около 7,9 процента общей численности населения страны, из них 721,8 тыс. (2,3 процента общей численности детского населения) - дети-инвалиды.
Среди заболеваний, ставших причиной инвалидности у взрослых граждан, преобладают болезни системы кровообращения (37,8 процента в структуре взрослой инвалидности и 3,6 процента всего взрослого населения России), злокачественные новообразования (12,6 процента и 1,2 процента соответственно), психические расстройства и расстройства поведения (8,7 процента и 0,8 процента соответственно), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (8 процентов и 0,8 процента соответственно).
Определяющими в формировании инвалидности у детей являются 3 основных класса болезней - психические расстройства и расстройства поведения (26 процентов в структуре взрослой инвалидности и 0,6 процента всего детского населения России), болезни нервной системы (22,8 процента и 0,5 процента соответственно), врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (15,9 процента и 0,4 процента соответственно).
Необходимо отметить, что у детей в возрасте от 0 до 3 лет структура инвалидности по классам болезней, ее формирующим, отличается от других возрастных групп. Первое ранговое место занимают дети-инвалиды вследствие врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений (32,6 процента), что подчеркивает целесообразность расширения проведения пренатальных и неонатальных скринингов, прегравидарной подготовки супругов при планировании беременности.
В Российской Федерации наблюдается тенденция к увеличению числа детей-инвалидов. Так, если в 2016 году их насчитывалось 636 тысяч, то по итогам 2020 года численность детей-инвалидов выросла на 10,7 процента и составила 704,5 тысяч и это связано с различными факторами, среди которых следует отметить совершенствование диагностики и оказания медицинской помощи и родовспоможения, выхаживание большого числа детей с экстремально низкой массой тела и тяжелыми врожденными пороками.
Среди причин инвалидности детского населения особое внимание следует уделить психическим расстройствам и расстройствам поведения.
Неуклонный рост детской инвалидности вследствие психических расстройств наблюдается как минимум в течение последнего десятилетия, а начиная с 2014 года эта группа болезней занимает в структуре детской инвалидности устойчивое первое место - преимущественно за счет расстройств психологического развития (в том числе расстройств аутистического спектра, по которым наблюдается самый интенсивный рост первичной детской инвалидности среди всех нозологических форм) и умственной отсталости.
Кроме того, стойкие нарушения психических функций отмечаются и при многих других заболеваниях, вносящих существенный вклад в формирование детской инвалидности - неврологических заболеваниях (в первую очередь при детском церебральном параличе, эпилепсии), врожденных аномалиях и хромосомных нарушениях (синдром Дауна и другие генетические нарушения, аномалии развития центральной нервной системы), нарушениях обмена веществ (фенилкетонурия и др.).
При этом технологии и подходы к реабилитации и абилитации, социальному сопровождению инвалидов, в том числе детей-инвалидов, вследствие психических расстройств имеют существенные особенности и выделяются мировым реабилитационным сообществом в отдельное направление - психосоциальную реабилитацию.
Несмотря на то, что вклад болезней глаза и его придаточного аппарата (3,9 процента в структуре детской инвалидности и 0,1 процента всего детского населения России), уха и сосцевидного отростка (4,4 процента и 0,1 процента соответственно), костно-мышечной системы и соединительной ткани (3,1 процента и 0,1 процента соответственно), а также других групп заболеваний в формирование структуры детской инвалидности относительно невысок, этим детям также необходимо проведение специализированных мер комплексной реабилитации и абилитации и предоставление подходящих именно им технических средств реабилитации.