МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 10 декабря 2021 года N 438

Об утверждении Порядка проведения предполетного и послеполетного медицинских осмотров членов экипажа гражданского воздушного судна, а также предсменного и послесменного медицинских осмотров диспетчеров управления воздушным движением



В соответствии с пунктом 7 статьи 53.1 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2021, N 24, ст.4226) и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2019, N 1, ст.10),

приказываю:

1. Утвердить Порядок проведения предполетного и послеполетного медицинских осмотров членов экипажа гражданского воздушного судна, а также предсменного и послесменного медицинских осмотров диспетчеров управления воздушным движением согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.

Министр
В.Г.Савельев



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

24 декабря 2021 года,

регистрационный N 66543

     

Приложение
к приказу Минтранса России
от 10 декабря 2021 года N 438

     

Порядок проведения предполетного и послеполетного медицинских осмотров членов экипажа гражданского воздушного судна, а также предсменного и послесменного медицинских осмотров диспетчеров управления воздушным движением

     

I. Общие положения

1. Предполетные (предсменные) медицинские осмотры членов экипажа гражданского воздушного судна (далее - члены экипажей) и диспетчеров управления воздушным движением (далее - диспетчеры УВД) осуществляются в ходе предполетной (предсменной) подготовки к полетам (смене).

Предполетный (предсменный) медицинский осмотр проводится:

членам экипажа воздушного судна;

диспетчерам УВД.

2. Послеполетные (послесменные) медицинские осмотры членов экипажа и диспетчеров УВД проводятся по окончании полета (смены) в случаях:

если во время полетной смены члена экипажа или смены диспетчера УВД произошли авиационное происшествие или серьезный инцидент с участием этого члена экипажа, диспетчера УВД;

если у работодателя, владельца воздушного судна, командира воздушного судна (далее - КВС), старшего диспетчера или уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) имеются основания полагать, что член экипажа, диспетчер УВД находится на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

3. Критериями, при наличии хотя бы одного из которых имеются достаточные основания полагать, что член экипажа, диспетчер УВД находится на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (остаточного явления такого опьянения), являются:

а) запах алкоголя изо рта;

б) запах алкоголя от самого лица;

в) неустойчивость позы и шаткость походки;

г) нарушение речи;

д) резкое изменение окраски кожных покровов лица;

е) поведение, не соответствующее обстановке.

4. Предполетный (предсменный) медицинские осмотры не проводятся:

при выполнении международных полетов воздушных судов с аэродромов, находящихся на территориях иностранных государств, а также при выполнении авиационных работ и других полетов с аэродромов, вертодромов или посадочных площадок, где отсутствует медицинский работник, который имеет право проводить медицинский осмотр. Решение о допуске членов экипажа воздушного судна к полетам принимает КВС;

при дежурстве смен диспетчеров по управлению воздушным движением ограниченной численности (менее 12 человек), а также в отдаленных местностях, где отсутствует медицинский работник, который имеет право проводить медицинский осмотр. Решение о допуске диспетчеров УВД к управлению воздушным движением принимает руководитель полетов (старший диспетчер);

при выполнении особо важных и специальных полетов в период установления и сохранения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, связанной с распространением опасной инфекции.

5. Организация проведения предполетных (послеполетных) и предсменных (послесменных) медицинских осмотров возлагается на работодателя, а в отношении членов летного экипажа, выполняющих полеты в целях авиации общего назначения, организация проведения предполетного (послеполетного) медицинского осмотра возлагается на владельца воздушного судна.

6. Предполетные (послеполетные), предсменные (послесменные) медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками медицинских организаций или организаций гражданской авиации, при наличии лицензии( )на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предполетным, послеполетным, предсменным, послесменным).

________________

Пункт 46 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст.2716).

7. Предполетный (послеполетный) медицинский осмотр членов экипажей и предсменный (послесменный) медицинский осмотр диспетчеров УВД проводятся в целях выявления признаков состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

8. Предполетный (предсменный) медицинский осмотр проводится при предъявлении медицинскому работнику документа, удостоверяющего личность, а также медицинского заключения врачебно-летной экспертной комиссии или центральной врачебно-летной экспертной комиссии (далее - ВЛЭК ГА, ЦВЛЭК ГА), выданного в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии с пунктом 1 статьи 53.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, в случае прохождения осмотра членом летного экипажа или диспетчером УВД.

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2021, N 24, ст.4226.


В отношении членов летного экипажа, диспетчеров УВД медицинский работник проверяет соблюдение требований, указанных в графе "Особые отметки" бланка медицинского заключения.

9. Предполетный медицинский осмотр члены летного и кабинного экипажа проходят перед началом полетов, но не ранее чем за 2 часа до вылета.

10. Бортинженерам (бортмеханикам), бортпроводникам и бортоператорам, выполняющим особо важные и специальные рейсы (полеты), разрешается проходить предполетный медицинский осмотр не ранее чем за 3,5 часа до вылета.

11. При задержке полета на шесть часов и более или если промежуток времени между двумя частями полетной смены составляет шесть часов и более, предполетный медицинский осмотр проводится повторно.

12. Предполетный медицинский осмотр членов экипажа, выполняющего в течение полетной смены несколько рейсов (полетов), проводится один раз перед первым полетом.

13. Диспетчеры УВД проходят предсменный медицинский осмотр не ранее чем за 1 час перед заступлением на дежурство.

14. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного предполетного (предсменного) отдыха, нарушения режима питания члены экипажа, диспетчеры УВД обязаны доложить о своем состоянии КВС (руководителю полетов) и в случае необходимости обратиться за медицинской помощью.

II. Проведение медицинских осмотров

15. Предполетный (предсменный) медицинский осмотр включает:

опрос о самочувствии, жалобах на состояние здоровья, предшествующем отдыхе, качестве сна и питания;

визуальный осмотр с оценкой координации движений и походки, речи, мимики, эмоционального состояния;

осмотр видимых слизистых и кожных покровов;

исследование пульса;

общую термометрию бесконтактным способом.

16. По показаниям проводятся дополнительные исследования:

измерение артериального давления на периферических артериях;

количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе (при положительном результате обязательным является повторное проведение через 20 минут с использованием прибора индикации алкоголя другого типа);

проведение предварительного химико-токсикологического исследования (экспресс-тестирования) мочи на наличие в организме наркотических и других психоактивных и токсических веществ и их метаболитов при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.

________________

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. N 40 "Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ" (зарегистрирован Минюстом России 26 февраля 2006 г., регистрационный N 7544).

17. Членам экипажей, выполняющим особо важные и специальные полеты (рейсы), в обязательном порядке проводится измерение артериального давления на периферических артериях.

18. При допуске к полетам членов экипажа и диспетчеров УВД к управлению воздушным движением КВС и руководителем полетов (старшим диспетчером) в соответствии с пунктом 3 Порядка проведения предполетного и послеполетного медицинских осмотров членов экипажа, а также предсменного и послесменного медицинских осмотров диспетчеров УВД (далее - Порядок) проводится:

проверка наличия свидетельства авиационного специалиста гражданской авиации, выданного в соответствии с правилами, утвержденными в соответствии с пунктом 1.1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации, и действующего медицинского заключения;

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2013, N 23, ст.2882.


опрос о самочувствии, жалобах на состояние здоровья, предшествующем отдыхе, качестве сна и питания;

визуальный осмотр с оценкой речи, мимики, эмоционального состояния, походки и координации, состояния видимых слизистых и кожных покровов, наличия запаха алкоголя.

19. По результатам проверок, указанных в пункте 18 настоящего Порядка, принимается решение о допуске членов экипажа к полету с внесением отметки в задание на полет или в случае выполнения полета в целях авиации общего назначения в список лиц, находящихся на борту; руководителем полетов (старшим диспетчером) принимается решение о допуске диспетчеров к управлению воздушным движением.

20. При исследовании пульса определяется его ритм, наполнение, частота в течение 30 секунд с пересчетом на 1 минуту. Нормальная частота ритмичного пульса, при которой члены экипажа допускаются к полетам, диспетчеры УВД к дежурству, не более 90 ударов в минуту и не менее 60 ударов в минуту.

Когда частота пульса, выходящая за вышеуказанные пределы, является индивидуальным вариантом нормы, допуск к полетам, управлению воздушным движением осуществляется на основании записи об этом председателя ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) на оборотной стороне медицинского заключения в разделе "Особые отметки".

21. Члены экипажа допускаются к полетам, диспетчеры УВД к управлению воздушным движением при артериальном давлении не более 140/90 миллиметров ртутного столба и не менее 100/60 миллиметров ртутного столба.

Когда величина артериального давления, выходящая за вышеуказанные пределы, является индивидуальным вариантом нормы, допуск к полетам, управлению воздушным движением осуществляется на основании записи об этом председателя ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) на оборотной стороне медицинского заключения в разделе "Особые отметки".

22. В случае выявления у работника отклонения величины пульса и/или артериального давления для исключения его случайного характера проводится повторное исследование (не более двух раз с интервалом 15-20 минут).

23. Проведение предполетных (предсменных) медицинских осмотров допускается с использованием программно-аппаратных комплексов, осуществляющих в реальном времени экспресс-анализ показаний частоты сердечных сокращений, артериального давления, температуры тела, определение содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников.

При проведении медицинского осмотра в автоматическом режиме должна быть обеспечена идентификация личности члена экипажа воздушного судна или диспетчера УВД.

24. В случае несогласия члена экипажа, диспетчера УВД с результатами автоматизированного медицинского осмотра повторный медицинский осмотр проводится медицинским работником.

25. Послеполетный (послесменный) медицинский осмотр проводится в объеме предполетного (предсменного) медицинского осмотра с обязательным проведением предварительного химико-токсикологического исследования (экспресс-тестирования) мочи на наличие в организме наркотических и других психоактивных и токсических веществ и их метаболитов.

26. Причинами отстранения от полета, управления воздушным движением являются наличие признаков:

острого заболевания, обострения хронического заболевания, утомления;

алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (более 0,16 милиграмма на 1 литр выдыхаемого воздуха), остаточных явлений такого опьянения и фактов употребления алкоголя (более 0,05, менее 0,16 милиграмма на 1 литр выдыхаемого воздуха), зафиксированных при количественном определении алкоголя в выдыхаемом воздухе;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»