3.3.1. Оценку степени (уровня) подготовленности субъекта Российской Федерации к первоочередному ЖОН рекомендуется осуществлять по показателям подготовленности по каждому необходимому для пострадавшего населения виду продукции, материальных средств и услуг, а также необходимых сил, технических средств, транспорта.
Показатели подготовленности могут быть выражены в относительных (отношение возможностей к потребностям) или в натуральных величинах (разность между возможностями и потребностями). Если относительный показатель подготовленности по какой-либо позиции материальных средств или услуг меньше единицы, то по этой позиции субъект Российской Федерации не подготовлен. Если разность отрицательная, она означает дефицит в этом материальном средстве или услуге, в технических средствах или специалистах, который должен быть ликвидирован в процессе подготовки территории к первоочередному ЖОН в ЧС.
Результаты расчетов по подготовленности субъекта РФ по каждому виду жизнеобеспечения заносятся в таблицы (таблица п.2.6 приложения N 2).
3.3.2. Основным показателем подготовленности органов управления рекомендуется считать время, в течение которого руководитель (лицо, принимающее решение) сможет организовать работы по спасению, эвакуации населения из зон бедствия, оказанию медицинской помощи и снабжению населения продукцией и услугами жизнеобеспечения.
Промежуток времени, в течение которого руководителю необходимо будет принимать решения на организацию перечисленных мероприятий, включает следующие составляющие:
время на проведение разведки (инженерной, радиационной, химической, тыловой, медицинской) и оценки обстановки в зоне ЧС;
время на уяснение задач и выработку решений на проведение мероприятий по спасению, эвакуации и организации жизнеобеспечения населения в зоне ЧС;
время на выдвижение и развертывание соответствующих сил и средств для организации аварийно-спасательных работ, эвакуации, оказания медицинской помощи и снабжения пострадавшего населения в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в районах временного отселения.
Отсчет этого периода производится от момента получения руководителем информации о возникновении ЧС (таблица 3.1).
Задачей органов управления в этом случае рекомендуется считать снижение числа летальных исходов за счет сокращения времени на организацию перечисленных мероприятий по спасению людей и в организации всех видов их жизнеобеспечения.
3.3.3. Оценкой подготовленности к проведению первоочередных аварийно-восстановительных работ на предприятиях и объектах системы жизнеобеспечения в зонах бедствия рекомендуется считать наличие необходимых сил и запасов материально-технических ресурсов. Перечень первоочередных аварийно-восстановительных работ на предприятиях и объектах системы жизнеобеспечения населения в зонах ЧС, их объемы, необходимые силы и средства рекомендуется определять на основании прогноза о масштабах и границах зон чрезвычайных ситуаций (землетрясений, наводнений и других ЧС, при возникновении которых могут быть разрушены здания, сооружения и инженерные сети).
На основании этой информации рекомендуется определять ущерб предприятиям и объектам систем жизнеобеспечения (полное или частичное разрушение зданий, сооружений и оборудования, систем и объектов инженерной инфраструктуры: линий электропередачи и связи, водопроводов, канализации, теплосетей, газопроводов и т.д.). Определение объема разрушений, сил и средств для проведения первоочередных ремонтно-восстановительных работ рекомендуется осуществлять на основании имеющихся методик, нормативов (СНиП) по укрупненным показателям стоимости ремонтно-восстановительных работ.
Таблица 3.1
Временные характеристики действий органов управления в зоне чрезвычайной ситуации
Этапы действий органов | Временные характеристики этапов | ||
управления | начало (дата, часы, минуты) | окончание (дата, часы, минуты) | продолжительность (часы, мин.) |
1. Возникновение ЧС | - | - | |
2. Получение сигнала о возникновении ЧС | |||
3. Оценка обстановки в зоне ЧС | |||
4. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) по оказанию медицинской помощи и ЖОН (оповещение, сбор, время в пути, развертывание и ведение спасательных работ, оказание медицинской помощи и др.) | |||
5. Эвакуация населения | |||
6. Окончание АСДНР в зоне ЧС | |||
7. Суммарная продолжительность периода организации и ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС | - | - |
Примечание:
Время окончания АСДНР в зоне ЧС () может совпадать либо со временем , либо со временем .