Действующий

Об утверждении Официальной статистической методологии наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен (с изменениями на 22 июля 2022 года)

6.4 Формирование перечня товаров и услуг с конкретными потребительскими свойствами

     

27. Товары (услуги) с конкретными потребительскими свойствами в рамках каждого товара (услуги)-представителя отбираются в городах специалистами территориальных органов Росстата

Перечень товаров и услуг с конкретными потребительскими свойствами формируется на основе анализа различных характеристик, представленных в их наименованиях: производитель, бренд, марка, модель, артикул, дополнительные качественные характеристики (например, сорт или жирность) и других.

В качестве критерия отбора используется также объем продаж.

В результате в каждом товаре (услуге)-представителе отбирается определенное количество ценовых котировок, включаемых в дальнейший расчет на протяжении отчетного года.

28. Этапы отбора ценовых котировок на основе данных ККТ, ГИС МТ, веб-скрейпинга.

_________________

При наличии технической возможности использования данных.

Выполняются следующие действия:

а) анализ данных, полученных из всех источников за предшествующие отчетному году 13 месяцев (по состоянию на последние 5 дней каждого месяца).

В данных ККТ с помощью системы распознавания на основе нейронных сетей из всего массива чеков выделяются данные по каждому товару и услуге из Набора товаров (услуг)-представителей;

Данные классифицируются в рамках Набора, данные ККТ - с помощью алгоритмов машинного обучения и работы асессоров и разметчиков;

Формируются динамические ряды с ценами по конкретным товарам (услугам), пересчитанными в принятые для наблюдения единицы измерения.

б) запускается алгоритм отсечения ценовых котировок:

нерегулярных цен;

ошибочных (экстремальных) цен;

на основе уровней цен;

индивидуальных (клиентских) скидок в конкретный день.

в) в перечне конкретных товаров и услуг для наблюдения (далее - Перечень котировок) из оставшихся позиций осуществляется импутация недостающих значений цен одним из следующих методов:

по использованию цен из ближайших дней регистрации;

протяжка цен (дублирование);

определение условно-расчетных цен на основе уровней и динамики цен на аналогичные товары (услуги).

г) осуществляется оценка достаточности количества отобранных ценовых котировок сформированного Перечня котировок в рамках наблюдения товара (услуги)-представителя на основе данных ККТ, ГИС МТ, веб-скрейпинга.

д) в полученном перечне часть позиций в рамках каждого товара (услуги)-представителя отсекается в резерв для возможности использования в случае замены наблюдаемого товара (услуги).

На основе перечня котировок формируются перечни товаров (услуг)-представителей и организаций для наблюдения за потребительскими ценами в привязке к городам и субъектам Российской Федерации.

Перечень организаций оценивается на достаточность для применения данных ККТ, ГИС МТ, веб-скрейпинга.

29. Отсечение ценовых котировок.

а) Отсечение нерегулярных цен.

Если данные по конкретному товару (услуге) присутствуют как минимум в 4-х месяцах, то такая ценовая котировка отбирается в Перечень котировок.