23. Наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги осуществляется в организациях торговли, сферы услуг и общественного питания, в том числе осуществляющими онлайн продажи, а также на розничных рынках и ярмарках, реализующих их на регулярной основе в стационарных торговых объектах и в нестационарных (палатки, киоски и т.д.), принадлежащих как юридическим, так и физическим лицам. В выборку не включаются объекты, организованные по событийному принципу (ярмарки выходного дня (кроме ярмарок, работающих регулярно, начиная с пятницы), тематические, фермерские и т.д.).
Формирование перечня базовых организаций торговли и сферы услуг, а также других объектов наблюдения за ценами проводится раз в год до начала отчетного года на основе результатов анализа информации за предшествующий период (13 месяцев с декабря по декабрь включительно) о ценах на товары и услуги по месту их реализации, полученной из всех источников информации.
Процесс формирования объектов наблюдения за потребительскими ценами осуществляется автоматизировано на основе отбора товаров и услуг с конкретными потребительскими свойствами и вручную специалистами территориальных органов Росстата в каждом городе, где организовано наблюдение.
24. Информационный источник формирования перечня базовых организаций.
Основным информационным источником формирования случайной выборки является база данных Автоматизированной системы генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения (АС ГС ОФСН), включающая сведения об объектах федерального статистического наблюдения, прошедших государственную регистрацию и идентифицированных кодами по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации.
Основой выборки объектов наблюдения за ценами являются организации, зарегистрированные в АС ГС ОФСН с видами экономической деятельности (в соответствии с ОКВЭД 2), относящимися к розничной торговле и предоставлению различных услуг населению.
Для уточнения выборки предприятий торговли и сферы услуг в качестве информационных источников могут быть использованы также данные форм федерального статистического наблюдения, административные данные ФНС России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
25. Требования к формированию перечня базовых организаций.
Формирование выборочной совокупности организаций торговли и сферы услуг осуществляется с учетом следующих требований:
регулярность реализации отобранных для наблюдения товаров и видов услуг в базовых организациях (как минимум 4 месяца в анализируемом периоде, за исключением отдельных товаров и услуг с ярко выраженной сезонностью);
включение организаций, в которых осуществляется реализация товаров (услуг) с уровнем цен (тарифов), способным удовлетворить потребности широкого круга потребителей, без ограничений в возможности приобретения товара (услуги), т.е. рассчитанных на массового потребителя;
включение организаций различных типов (малые, средние и крупные), сетевых и не сетевых, всех форм собственности и организационно-правовых форм;
включение городских розничных рынков, ярмарок и мест предоставления услуг, в которых торговля (обслуживание) осуществляется, как правило, физическими лицами, в частности, предпринимателями без образования юридического лица;
включение в наблюдение объектов торговли (сферы услуг), цены на реализуемые товары и услуги в которых несколько выше или ниже среднего уровня, в количестве, пропорциональном объемам их продаж в общем объеме продаж, определенном на основе действующей статистической отчетности, административных данных, а также экспертной оценки сотрудников организаций торговли (сферы услуг). Подобные объекты включаются в наблюдение при условии, что на них приходится значительная доля товарооборота в городе и в них реализуются товары, по потребительским свойствам и уровню цен, рассчитанные на массового потребителя;
отбор организаций торговли и сферы услуг, расположенных как в центральной части города, так и на его окраинах, с различными условиями торговли;
исключение организаций, осуществляющих розничную торговлю бывшими в употреблении товарами (кроме автомобилей);
исключение организаций торговли (сферы услуг), реализующих товары (услуги), уровень цен, на которые в 2-3 раза превышает средний сложившийся на аналогичные товары. Например, не включаются в выборку магазины-салоны (бутики), торгующие эксклюзивными моделями одежды или ультрамодной обувью престижных иностранных и отечественных фирм, так как, помимо высокого уровня цен, поступление товаров в этих магазинах производится, как правило, небольшими по объему партиями, с постоянным обновлением ассортимента, что значительно затрудняет процесс отслеживания цен по сопоставимому кругу реализуемых товаров.
Для дальнейшей обработки информации о потребительских ценах составляется каталог (справочник) базовых организаций торговли и сферы услуг. В данный справочник в целях облегчения дальнейшей идентификации организаций заносятся полные их наименования (для ИП - фамилия, имя, отчество предпринимателей) в случае их наличия, места нахождения (адреса), а также другие идентификационные признаки (коды реестра ФИАС, идентификатор торговой точки или ККТ, телефоны и др.).
При осуществлении наблюдения на мелкооптовых и розничных ярмарках (рынках) в каталог объектов наблюдения вносится информация обо всех наблюдаемых торговых точках, с указанием их местонахождения и торговой группы реализуемых товаров.
В случае, если организация, отобранная для обследования, закрывается, перепрофилируется или теряет объемы продаж, подбирается другая, в которой ассортимент товаров, уровень цен, условия реализации товаров (услуг), аналогичны той, где ранее осуществлялась регистрация цен.
26. Метод построения выборки базовых организаций.
а) Для отбора организаций торговли и сферы услуг в каждом городе применяется случайная систематическая выборка по отдельным генеральным совокупностям:
организации торговли продовольственными товарами ();
организации торговли непродовольственными товарами ();
организации сферы услуг ();
индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность потребительскими товарами и услугами ().
б) Автономно для каждого отобранного города строится основа выборки организаций торговли и сферы услуг:
для генеральной совокупности - список крупных, средних и малых торговых организаций, ранжированный по показателю "Выручка от реализации продовольственных товаров".