Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 декабря 2021 года N 3608-р

Программе социально-экономического развития Астраханской области на период 2022-2026 годов]



1. Утвердить прилагаемую Программу социально-экономического развития Астраханской области на период 2022-2026 годов (далее - Программа).

2. Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации мероприятий, предусмотренных Программой (далее - мероприятия):

при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий при условии своевременного представления Правительством Астраханской области необходимой документации и обосновывающих материалов;

предусматривать в рамках федеральных проектов, а также при разработке актов Правительства Российской Федерации, в том числе об утверждении государственных программ Российской Федерации, и внесении в них изменений, затрагивающих вопросы реализации мероприятий, финансирование мероприятий в 2022-2026 годах;

обеспечить реализацию мероприятий;

обеспечить взаимодействие с Правительством Астраханской области по вопросам реализации мероприятий;

ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий.

3. Минэкономразвития России:

ежегодно, до 25 марта года, следующего за отчетным, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Правительством Астраханской области по итогам реализации в 2026 году мероприятий рассмотреть возможность продления срока реализации Программы до полного завершения мероприятий.

4. Рекомендовать Правительству Астраханской области:

предусмотреть в бюджете Астраханской области бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий;

обеспечить реализацию мероприятий;

ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий.

5. Финансовое обеспечение мероприятий осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 15 декабря 2021 года N 3608-р



Программа социально-экономического развития Астраханской области на период 2022-2026 годов



I. Общие положения


Астраханская область расположена на юго-востоке европейской части России, на территории Прикаспийской низменности в нижнем течении р.Волги. Общая площадь региона составляет 52,9 тыс. кв. километров (в том числе черные земли - 3,9 тыс. кв. километров) пустынь и полупустынь, степей, поймы и дельты р.Волги. Десятая часть территории - реки, ильмени, протоки, ерики. Климат резко континентальный.

Астраханская область входит в состав Южного федерального округа и является геостратегической территорией. По суше территория граничит с Республикой Казахстан, по морю - с Азербайджанской Республикой, Исламской Республикой Иран, Республикой Казахстан и Туркменистаном. В Российской Федерации соседями Астраханской области являются Волгоградская область и Республика Калмыкия.

В Астраханской области проживают 997,8 тыс. человек, из которых 33,4 процента - сельское население (средний показатель по России - 25,5 процента). Более 66 процентов населения проживают в г.Астрахани. Плотность населения Астраханской области составляет 18,9 человека на 1 кв. километр.

Большая часть территории области лежит ниже уровня Мирового океана. Абсолютная высота постепенно понижается от плюс 15-20 метров на севере области, в районе с.Сасыколи переходит нулевой уровень и у побережья Каспийского моря абсолютная глубина составляет минус 28 метров ниже нуля Кронштадтского футштока. Самой высокой точкой является гора Большое Богдо - 149,6 метра.

Астраханская область - один из древних и богатых историческим прошлым регионов России. Прямой предшественницей Астраханской области является Астраханская губерния, образованная Петром I в 1717 году.

Сегодня, как и в историческом прошлом, Астраханская область - это территория юга России с развивающейся экономикой, значительным потенциалом и прочными дипломатическими связями.

Основу уникального природно-ресурсного потенциала Астраханского региона составляют значительные запасы углеводородов: нефти, газа и газового конденсата, разведанные на территории области и на российской части дна Каспийского моря, а также сера, соль, гипс, бром, йод и кремний. Уникальные Астраханское газоконденсатное месторождение и Баскунчакское месторождение поваренной соли являются крупнейшими в России.

Баскунчакское месторождение поваренной соли разрабатывается уже более 100 лет и служит базой добычи пищевой и технической соли в России.

На шельфе Каспийского моря, имеющего статус внутреннего моря-озера, с 1998 года открыт ряд перспективных месторождений. В акватории Каспийского моря разведано девять многопластовых месторождений: нефтегазоконденсатные - им.Ю.Корчагина, им.Ю.Кувыкина, Хвалынское, газоконденсатнонефтяное - им.В.Филановского; газоконденсатное - Ракушечное; нефтяные - Морское и Западно-Ракушечное; газонефтяное - Рыбачье. Также выявлено более 20 перспективных структур.

Освоение углеводородного потенциала, а именно развитие нефтегазовой отрасли и топливно-энергетического комплекса, традиционно занимает лидирующую позицию в промышленности региона.

Уникальное экономико-географическое положение Астраханской области определило ее геостратегическую приоритетность на территории Российской Федерации и высокий транспортно-транзитный потенциал.

В области достаточно развита транспортная инфраструктура. На конец 2018 года эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 629,6 километра, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием - 4,3 тыс. километров, протяженность внутренних водных путей, по которым может осуществляться судоходство - 1,3 тыс. километров.

На территории области находятся 2 торговых морских порта - Оля и Астрахань, и, что наиболее важно, сосредоточено около 60 процентов всех судостроительно-судоремонтных мощностей Прикаспийского региона. Имея выход к Каспийскому морю, обладая базой судостроительной промышленности, область успешно развивает судостроение и судоремонт как основу для флотов стран Каспийского региона.

Также в административном центре "Город Астрахань" находится международный аэропорт, принимающий регулярные внутренние и международные рейсы.

Астраханская область старается поддерживать исторические связи и развивать новые контакты не только с прикаспийскими государствами, но и со странами дальнего зарубежья. Наличие крупных портовых мощностей в регионе создает возможность интеграции в регионе российских грузов, направляемых в страны Южной Азии, прежде всего в Иран и Индию. И наоборот, крупные партии импортных товаров могут перекомпоновываться в Астраханской области для последующей отправки в другие регионы России.

В течение последних лет в Астраханской области были реализованы крупнейшие инфраструктурные проекты, среди которых введение в эксплуатацию моста через р.Кигач, соединившего Россию и Республику Казахстан, открытие первого пускового комплекса общегородской транзитной магистрали через реки Прямая и Кривая Болда, модернизация аэропорта г.Астрахани, строительство Северного обхода г.Астрахани, взлетно-посадочной полосы в г.Ахтубинске Астраханской области, автомобильной дороги А-153 Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала на участке Лиман - граница Республики Калмыкия, Астраханская область, моста через р.Таловая на автодороге Володарский - Цветное в Володарском районе Астраханской области и другие.

Традиционно одно из значимых мест в экономике области занимают сельское хозяйство и рыбная отрасль. Агропромышленный комплекс имеет уникальные природные возможности по выращиванию бахчевых и огородных культур, перспективы развития перерабатывающей сельхозпродукцию промышленности.

Богатое природно-рекреационное и историко-культурное наследие региона, наличие большого количества достопримечательностей являются основой для диверсификации существующего туристского продукта и становления региона в качестве центра культурно-познавательного, событийного, паломнического, экологического, спортивного и любительского рыболовного туризма.

Указанные отрасли исторически составляют основу экономики Астраханской области и в настоящее время определяют специализацию региона как среди регионов России, так и на международном рынке. При условии модернизации в долгосрочной перспективе перечисленные виды добывающих и обрабатывающих производств сохранят за собой функцию драйверов экономики региона.

Важнейший макроэкономический показатель, характеризующий развитие экономики области, - валовой региональный продукт, за 2010-2018 годы увеличился на 166,2 процента в текущих основных ценах и в 2018 году составил почти 553,4 млрд. рублей.

По темпам роста регион опережает показатели валового внутреннего продукта Российской Федерации, а среди всех субъектов Российской Федерации занимает 6-е место (темп роста в 2018 году валового регионального продукта - 104,9 процента, валового внутреннего продукта - 102,5 процента). По объему валового регионального продукта Астраханская область занимает 40-е место среди субъектов Российской Федерации и 4-е место - среди регионов Южного федерального округа.

Динамика валового регионального продукта Астраханской области в 2010-2018 годах

(млрд. рублей)

2010 год

2011
год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Астраханская область

144,9

172,6

209,7

273,9

296,3

322,3

346,8

420,6

553,4

Южный
федеральный
округ

2337,9

2777,8

3185,4

3574,1

4146,2

4636,3

4999,3

5362,9

5848,9

Российская Федерация*

46308,5

60282,5

68163,9

73133,9

79030

83087,4

85616,1

91843,2

104335

________________

* Данные по Российской Федерации (валовой внутренний продукт в рыночных ценах) начиная с 2011 года содержат изменения, связанные с внедрением положений системы национальных счетов 2008 года относительно учета результатов научных исследований и разработок и систем вооружения. Данные по Российской Федерации начиная с 2014 года пересмотрены в марте 2019 г. и несопоставимы с данными за 2011-2014 годы, опубликованными ранее.

С 2010 года валовой региональный продукт на душу населения вырос на 379,9 процента и составил в 2018 году 544,8 тыс. рублей на одного жителя (20-е место среди субъектов Российской Федерации и 1-е место среди регионов Южного федерального округа).

Динамика валового регионального продукта была обусловлена прежде всего ростом добавленной стоимости промышленности (темп роста к 2010 году - 363,3 процента) и сельского хозяйства (темп роста к 2010 году - 139,8 процента).

Основной вклад в прирост добавленной стоимости вносят предприятия добывающего сектора экономики. Уже сейчас доля указанного вида деятельности в структуре валового регионального продукта составляет свыше 53 процентов.

Почти 11 процентов валового регионального продукта занимают отрасли бюджетной сферы - государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение, образование, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений.

Доля таких отраслей как строительство, транспортировка и хранение, торговля оптовая и розничная составляет 4,9, 6,3 и 6,7 процента соответственно. Также стоит отметить традиционные для Астраханской области отрасли сельского хозяйства - рыболовство и рыбоводство, их вклад в валовой региональный продукт составляет 5,1 процента.

Показатели, отражающие социально-экономическое развитие Астраханской области, указаны в приложении N 1.

II. Социально-экономическое развитие Астраханской области

1. Инвестиционные возможности


На территории Астраханской области расположена операционная зона региональной Астраханской энергосистемы, входящей в состав Объединенной энергетической системы Юга.

Оперативно-диспетчерское управление Астраханской энергосистемой осуществляет филиал акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" "Региональное диспетчерское управление энергосистемы Астраханской области". Территория операционной зоны расположена на площади 49 тыс. кв. километров с населением 1,01 млн. человек.

По состоянию на 31 декабря 2019 г. действующий электроэнергетический комплекс Астраханской области образует:

объекты генерации установленной мощностью 999 МВт;

22 линии электропередачи напряжением 110-220 кВ, в том числе 20 ВЛ 220 кВ;

107 подстанций и распределительных устройств электростанций напряжением 110-500 кВ общей мощностью 4909,7 MBА, в том числе 1 ПС 500 кВ и 9 ПС 220 кВ.

В области действуют 3 электростанции федерального значения суммарной электрической мощностью 736 МВт (Астраханская ТЭЦ-2 мощностью 380 МВт, ПГУ-235 мощностью 235 МВт, ПГУ-110 мощностью 121 МВт), что составляет 73,7 процента суммарной установленной электрической мощности объектов генерации области, 1 блок-станция акционерное общество "ТЭЦ-Северная" мощностью 8 МВт и 10 солнечных электростанций: "Заводская", "Тинаки", "Промстройматериалы", "Нива", "Енотаевка", "Окрасочная", "Вододелительная" установленной мощностью по 15 МВт, "Лиманская" - 30 МВт, "Фунтовская" и "Ахтубинская" - по 60 МВт.

2. Основные фонды в базовых отраслях экономики


Основные фонды являются важнейшей составной частью национального богатства.

На конец 2018 года полная учетная стоимость основных фондов коммерческих организаций Астраханской области составила 1092,8 млрд. рублей, стоимость основных фондов за вычетом накопленного износа (остаточная балансовая) - 545,1 млрд. рублей. В Астраханской области наблюдаются высокая степень износа, значительный удельный вес полностью изношенных основных фондов, а также низкие объемы замены устаревших основных фондов.

В 2018 году 94,1 процента всех основных фондов приходилось на долю организаций торговли оптовой и розничной, промышленных производств, транспортировки и хранения.

Основные фонды Астраханской области отличаются изношенностью. Степень износа составила 50,1 процента, что соответствует значению 2017 года. Коэффициент обновления основных фондов в коммерческих организациях в 2018 году составил 11 процентов.

В сфере торговли оптовой и розничной доля организаций в структуре основных фондов по сравнению с предыдущим годом снизилась на 2,3 процента и составила 35,8 процента. Изношенность основных фондов выше среднеобластного уровня и составляет 71,6 процента.

Доля промышленных производств в структуре основных фондов увеличилась по сравнению с 2017 годом на 3,5 процента и составила 44,6 процента.

Организации промышленных производств располагали на конец 2018 года основными фондами стоимостью 487,6 млрд. рублей. При этом 95,8 процента основных фондов организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых, были сосредоточены в сфере добычи сырой нефти и природного газа. В обрабатывающих производствах 36,3 процента основных фондов приходилось на производство прочих транспортных средств и оборудования, 4,9 процента - на производство пищевых продуктов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»