ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
от 15 декабря 2021 года N 36
О молодежной политике в городе Москве
(с изменениями на 8 мая 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом города Москвы от 15 февраля 2023 года N 2 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 20.02.2023) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года);
Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 08.05.2024).
____________________________________________________________________
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией молодежной политики в городе Москве (далее - молодежная политика).
1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации", иных федеральных законах.
2. Для целей настоящего Закона также используются следующие основные понятия:
1) молодые граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, - молодые граждане, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно, в том числе молодые граждане - инвалиды, молодые граждане с ограниченными возможностями здоровья, молодые граждане - жертвы насилия, вооруженных и межнациональных конфликтов, катастроф, стихийных бедствий, молодые граждане - вынужденные переселенцы, молодые граждане, освобожденные из учреждений уголовно-исправительной системы, молодые граждане, не имеющие постоянного места жительства либо постоянного места нахождения, молодые граждане из малоимущих семей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, иные категории молодых граждан, указанные в федеральном законодательстве, законах и иных нормативных правовых актах города Москвы;
2) молодежный совещательно-консультативный орган - коллегиальный орган, состоящий из молодых граждан, созданный органом государственной власти города Москвы для участия молодых граждан в реализации молодежной политики;
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15. - См. предыдущую редакцию)
3) студенческий отряд - добровольное общественное объединение молодых граждан, осваивающих основные образовательные программы среднего общего, среднего профессионального и высшего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории города Москвы, целью деятельности которого является организация временной занятости таких молодых граждан, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики;
4) молодежные инициативы - система мер, предлагаемых молодыми гражданами, молодежными общественными объединениями, организациями, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики, направленных на достижение целей молодежной политики.
Действие настоящего Закона распространяется на молодых граждан, имеющих место жительства, обучающихся или работающих на территории города Москвы, на молодежные общественные объединения, юридические лица, объединения юридических лиц, профессиональные союзы, объединения профессиональных союзов, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики и имеющих местонахождение на территории города Москвы, если иное не установлено настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Правовую основу регулирования отношений в сфере молодежной политики составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.
Цели и принципы молодежной политики, основные направления ее реализации определяются в соответствии с Федеральным законом "О молодежной политике в Российской Федерации".
1. К полномочиям Правительства Москвы и иных органов исполнительной власти города Москвы в сфере молодежной политики относятся:
1) реализация молодежной политики;
2) принятие нормативных правовых актов города Москвы, в том числе устанавливающих порядок предоставления поддержки молодым гражданам, молодым семьям и молодежным общественным объединениям, иным субъектам, осуществляющим деятельность в сфере молодежной политики;
3) участие в реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ в сфере молодежной политики;
4) разработка, утверждение и реализация государственных программ (подпрограмм государственных программ) города Москвы по основным направлениям молодежной политики;
5) учреждение государственных организаций города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики;
6) координация деятельности организаций, составляющих инфраструктуру молодежной политики, в целях реализации молодежной политики;
7) оказание поддержки молодым гражданам, молодым семьям, молодежным общественным объединениям, иным субъектам, осуществляющим деятельность в сфере молодежной политики;
8) содействие международным и межрегиональным связям в сфере молодежной политики;
9) организация деятельности специалистов по работе с молодыми гражданами;
10) организация и осуществление мониторинга реализации молодежной политики;
11) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
2. Правительство Москвы определяет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере молодежной политики (далее - уполномоченный орган), а также полномочия иных органов исполнительной власти города Москвы в сфере молодежной политики.
(Утратила силу - Закон города Москвы от 8 мая 2024 года N 15. - См. предыдущую редакцию)
Молодые граждане участвуют в реализации молодежной политики, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить возможность дистанционного участия, в следующих формах:
1) участие в деятельности молодежных совещательно-консультативных органов;
2) организация, проведение и участие во всероссийских и в международных молодежных форумах, форумах молодежи города Москвы, иных форумах, а также в других мероприятиях в области молодежной политики;
3) проведение научно-аналитических исследований по вопросам молодежной политики;
4) подготовка и реализация молодежных инициатив;
5) создание молодежных общественных объединений;
6) иные формы, не противоречащие федеральному законодательству.
1. В целях привлечения молодых граждан к участию в реализации молодежной политики при органах государственной власти города Москвы могут создаваться молодежные совещательно-консультативные органы.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15. - См. предыдущую редакцию)
2. Молодежные совещательно-консультативные органы:
1) подготавливают предложения по приоритетным направлениям развития города Москвы, отдельных территориальных единиц города Москвы в сферах деятельности соответствующих органов государственной власти города Москвы;
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15. - См. предыдущую редакцию)
2) принимают участие в определении направлений деятельности органов государственной власти города Москвы по реализации молодежной политики и формируют позицию по данным направлениям;
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15. - См. предыдущую редакцию)
3) осуществляют иные полномочия, предусмотренные правовыми актами города Москвы.
3. Порядок образования и деятельности молодежных совещательно-консультативных органов определяется органами государственной власти города Москвы, при которых они создаются.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15. - См. предыдущую редакцию)
1. Молодежные инициативы направляются в уполномоченный орган, рассматриваются и реализуются им в порядке, определенном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
2. В целях, связанных с рассмотрением и реализацией молодежных инициатив, уполномоченный орган в рамках межведомственного взаимодействия вправе обратиться в иные органы государственной власти города Москвы, к полномочиям которых относится решение вопросов в соответствующей сфере деятельности.
3. Реализация молодежных инициатив осуществляется с участием их инициаторов.
4. Органы государственной власти города Москвы привлекают молодых граждан, молодежные общественные объединения для проведения консультаций и координации деятельности субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики.
1. Молодежные общественные объединения (в том числе студенческие отряды, органы студенческого самоуправления, трудовые объединения молодежи) создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Органы государственной власти города Москвы оказывают поддержку в создании и деятельности молодежных общественных объединений в формах, предусмотренных федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы, привлекают молодежные общественные объединения к реализации молодежной политики, рассматривают и реализуют молодежные инициативы, внесенные молодежными общественными объединениями.
1. В целях поддержки молодых граждан в сфере науки и образования органы исполнительной власти города Москвы:
1) разрабатывают и реализуют программы популяризации современных научных знаний в молодежной среде, программы по выявлению, развитию и поддержке потенциала молодых граждан в сфере науки, технического и прикладного творчества;
2) создают и развивают государственные образовательные порталы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");
3) создают базу данных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории города Москвы, и размещают ее в сети "Интернет";
4) оказывают поддержку молодым ученым.
2. В бюджете города Москвы в соответствии с законами и иными правовыми актами города Москвы ежегодно предусматриваются средства на:
1) именные стипендии Правительства Москвы студентам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, достигшим значительных результатов в международных, общероссийских, межрегиональных, городских олимпиадах, соревнованиях, смотрах, конкурсах, конференциях, программах;
2) пособия студентам - молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также иным категориям студентов, нуждающихся в социальной поддержке.
3. Для учащихся и студентов устанавливается льготная стоимость услуг, оказываемых организациями культуры, физкультурно-спортивными организациями, финансируемыми за счет средств бюджета города Москвы, в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами города Москвы.
4. Правительством Москвы могут быть предусмотрены иные меры поддержки молодых граждан в сфере науки и образования, в том числе финансовой поддержки в форме грантов и единовременных выплат отдельным категориям молодых граждан.
1. В целях обеспечения профессионального развития, социально-трудовой адаптации и экономической самостоятельности молодых граждан органы исполнительной власти города Москвы осуществляют:
1) разработку и реализацию программ содействия профессиональной ориентации, социально-трудовой адаптации и повышения конкурентоспособности молодых граждан на рынке труда, в том числе программ развития личных качеств и неспециализированных навыков молодых граждан;
2) организацию трудоустройства, в том числе временного трудоустройства, молодых граждан;
3) поощрение организаций, осуществляющих деятельность по содействию занятости молодых граждан, и стимулирование указанной деятельности;
4) проведение исследований рынка труда и выявление перспективных направлений подготовки кадров для отраслей экономики;
5) развитие межрегионального сотрудничества в сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров из числа молодых граждан;