Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 ноября 2021 года N 395

Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним



В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5557; 2017, N 30, ст.4457) и подпунктом 5.2.53.18 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2009, N 3, ст.378),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 463 "Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним" (зарегистрирован Минюстом России 23 марта 2018 г., регистрационный N 50497).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.

Министр
В.Г.Савельев



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

1 июня 2022 года,

регистрационный N 68677     

     

     УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 12 ноября 2021 года N 395

     

Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним

     

I. Общие положения

1. Настоящие Общие правила обязательны для исполнения экипажами судов в соответствии с их определением в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ), независимо от их флага и прав на них, а также физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в морских портах Российской Федерации (далее - морские порты) и на подходах к ним.

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2022, N 1, ст.39.


Требования главы III настоящих Общих правил не распространяются на военные корабли, военно-вспомогательные суда, суда, используемые в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны, и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы.

________________

Пункт 2 статьи 3 КТМ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2017, N 27, ст.3945).

2. При плавании и стоянке судов в акваториях морских портов и на подходах к ним должны соблюдаться требования, предусмотренные международными договорами и законодательством Российской Федерации в области охраны человеческой жизни на море, безопасности мореплавания и защиты окружающей среды от загрязнения с судов.

II. Правила плавания судов и управления движением судов в акваториях морских портов и на подходах к ним, в том числе в зонах действия систем управления движением судов

3. При плавании в акватории морского порта и на подходах к нему суда должны следовать по установленным схемам разделения движения судов, естественным или искусственным каналам, руслам рек, иным путям движения судов, оснащенным средствами навигационного оборудования (далее - фарватер), а также другим судоходным путям.

________________

Пункт 5 статьи 13 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3833; 2004, N 35, ст.3607) и правила 10 Международных правил предупреждения столкновений судов в море от 20 октября 1972 года (далее - МППСС-72). Являются обязательными для Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море от 20 октября 1972 года (Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII.- М., 1979. С.435-461). Вступила в силу для СССР 15 июля 1977 года.


Маломерные, прогулочные и спортивные парусные суда не должны затруднять движение иных типов судов, по возможности следуя вне установленных в акватории морского порта и на подходах к нему фарватеров.

4. Суда при плавании на подходах к морскому порту, где установлены схемы разделения движения судов, должны следовать требованиям правила 10 МППСС-72, если указанные требования не противоречат иным правилам плавания в морских портах и на подходах к ним, установленным обязательными постановлениями в морских портах.

5. При расхождении с другими судами:

судно, входящее в морской порт, уступает дорогу судну, выходящему из морского порта;

судно, входящее на фарватер, уступает дорогу судну, следующему по фарватеру;

судно, следующее по речному фарватеру против течения, уступает дорогу судну, следующему по этому фарватеру по течению;

судно, входящее из бокового фарватера на главный фарватер, уступает дорогу судну, следующему по главному фарватеру;

судно, пересекающее фарватер, уступает дорогу судну, следующему по фарватеру.

6. Если одно из расходящихся судов ограничено в возможности маневрировать, лишено возможности управляться и несет огни (знаки) в соответствии с правилом 27 МППСС-72 или стеснено своей осадкой и несет огни (знаки) в соответствии с правилом 28 МППСС-72, то вместо правил, установленных пунктом 5 настоящих Общих правил, применяется правило 18 МППСС-72.

7. При приближении с противоположных направлений двух судов к узкому месту, повороту или месту перехода со створа на створ, если одновременное прохождение судами таких мест невозможно или опасно, судно, обязанное уступить дорогу другому судну, должно дать возможность судну, имеющему приоритет согласно пункту 5 настоящих Общих правил и/или правилу 18 МППСС-72, завершить маневр, держась на безопасном расстоянии.

8. Ограничения по скорости движения судов в акватории морского порта и на подходах к нему устанавливаются с учетом особенностей акватории морского порта, портовых гидротехнических сооружений, расположения на причалах кранов и иных средств для обеспечения погрузки/выгрузки грузов, оснащенности средствами навигационного оборудования, интенсивности движения, а также типов и размерений судов и указываются в обязательных постановлениях в морских портах.

________________

Пункт 3 части 4 статьи 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5557).

9. Независимо от ограничений по скорости движения судов для снижения риска столкновения судов, судно должно уменьшить свою скорость до минимально возможной, позволяющей безопасно управлять судном, в случаях:

расхождения с буксирными караванами;

прохода вблизи работающих кранов, экскаваторов, дебаркадеров, пристаней, доков, ошвартованных у причала судов;

прохода мест проведения подводных, гидротехнических и других специальных работ или обхода дноуглубительных судов;

прохода мимо плотов и шлюпок с людьми, работающими у причала либо у борта судна;

прохода мимо судов, занятых бункеровочными операциями или перегрузкой с судна на судно.

10. Судам с динамическим принципом поддержания, в том числе судам на воздушной подушке и экранопланам, движение по фарватерам при видимости пять кабельтовых и менее разрешается только в водоизмещающем положении.

11. Постановка судна на якорь на фарватере не допускается, за исключением:

угрозы явной опасности при дальнейшем движении судна;

вынужденной остановки судна вследствие технических повреждений;

закрытия прохода другими судами.

Капитан судна, вынужденного встать на якорь на фарватере, должен, используя средства связи (радиосвязь морской подвижной службы, или морской подвижной спутниковой службы, или телефонную связь, или электронную почту) (далее - СС), немедленно сообщить об этом капитану морского порта. В сообщении должны быть указаны наименование судна, время, место или координаты места и причины постановки судна на якорь, а также сведения о помехах для движения судов в районе постановки на якорь.

12. В случае если судно в акватории морского порта село на мель либо потеряло якорь, либо обнаружило объекты, представляющие опасность для судна и (или) судоходства в акватории морского порта, капитан судна должен, используя СС, немедленно сообщить об этом капитану морского порта. В сообщении должны быть указаны координаты местонахождения судна, севшего на мель, места потери якоря либо объекта, представляющего опасность для судна и (или) судоходства.

13. При движении в акватории морского порта и на подходах к нему суда должны быть готовы к немедленному выполнению маневров либо немедленной отдаче якоря.

14. В акватории морского порта и на подходах к нему плавание судов при видимости менее пяти кабельтовых допускается при обязательном использовании радиолокационных станций.

________________

Пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5557; 2013, N 30, ст.4058).

15. Водолазные работы в акватории морского порта и на подходах к нему производятся с разрешения капитана морского порта. Судно, занятое водолазными работами, должно нести огни и знаки в соответствии с пунктом "е" правила 27 МППСС-72.

16. Любое судно при подходе к месту проведения водолазных работ должно уменьшить скорость до минимально возможной, позволяющей безопасно управлять судном. Запрещается осуществлять постановку на якорь у места проведения водолазных работ.

17. Суда, проходящие мимо аварийного судна или находящиеся в акватории морского порта, обязаны оказать помощь по спасению людей.

18. Управление движением судов в акватории морского порта и на подходах к нему осуществляется с использованием радиолокационной системы управления движением судов (далее - СУДС) или службы контроля судоходства и управления судоходством (далее - СКУС), действующей в морском порту, где отсутствует СУДС, либо на участке акватории морского порта и на подходах к нему вне зоны действия СУДС.

________________

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5557; 2013, N 30, ст.4058).


Функции СУДС и СКУС выполняются в отношении всех судов, за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов, по запросу которых СУДС оказывает помощь в судовождении в пределах возможностей технических средств.

19. Оператор СУДС передает судам информацию при входе судна в зону действия СУДС, при начале движения судна в зоне действия СУДС, при изменении обстановки по маршруту движения судна, по запросу судна, по объявленному расписанию.

СКУС передает судам информацию при входе судна в акваторию морского порта и на подходы к нему, при начале движения судна в акватории морского порта и на подходах к нему по запросу судна.

Передаваемая судам информация должна включать полностью или частично в зависимости от ее назначения:

сведения о судоходной обстановке и ее изменениях;

сведения о факторах, затрудняющих движение судов (при наличии);

сведения о гидрометеорологической обстановке;

сведения о состоянии средств навигационного оборудования;

сведения об изменениях в режиме движения судов;

сведения об установленном в морском порту или на морских терминалах уровне охраны;

иную информацию, необходимую для обеспечения безопасного плавания и стоянки судов в морском порту и на подходах к нему.

20. Организация движения судов в зоне действия СУДС осуществляется с учетом особенностей морского порта на основании суточного графика расстановки и движения судов в морском порту и включает:

выдачу разрешений на движение судов и расстановку судов в зоне действия СУДС;

планирование движения судов;

использование обязательных докладов судов о начале, окончании движения и прохождении регламентированных маршрутных точек;

использование маршрутов и приоритетных направлений движения судов;

использование одностороннего движения судов по фарватерам;

установление скорости и интервалов движения судов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»