1. Информация об учебнике: | |
1.1. Сведения об учебнике | Наименование и авторский коллектив: |
1.2. Методическое пособие (при наличии) | Наименование и авторский коллектив: |
1.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников | Наименования всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы: |
1.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника | Наименование и авторский коллектив: |
1.5. Уровень содержания учебника | Базовый/углубленный уровень |
2. Критерии экспертизы учебника.
N | Критерии экспертизы учебника | Общая экспертная оценка по критерию в соответствии с абзацем пятым пункта 31 Порядка | Примечание |
2.1. | Принадлежность учебника к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне образования (за исключением специального учебника). | ||
2.2. | Соответствие наименования учебника наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта. | ||
2.3. | Обеспечение соответствия содержания учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию примерных основных образовательных программ. | ||
2.4. | Правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при проведении экспертизы учебников, содержащих картографический материал). | ||
2.5. | Отсутствие в учебнике ошибок, в том числе грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, опечаток (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям). | ||
2.6. | Соответствие текста учебника нормам речи и правилам речевого этикета языка, на котором издан учебник, а также отсутствие в учебнике ненормативной лексики. | ||
2.7. | Соответствие иллюстративного материала, содержащегося в учебнике, целям достижения образовательных результатов по программам соответствующего уровня и направленности; | ||
2.8. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), противоречащих (противоречащей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих (оправдывающей) противоправное поведение. | ||
2.9. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных (направленной) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам. | ||
2.10. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству). | ||
2.11. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических. | ||
2.12. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции. | ||
2.13 | Отсутствие в учебнике сведений (информации), обосновывающих (обосновывающей) или оправдывающих (оправдывающей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих (побуждающей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным. | ||
2.14. | Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных (направленной) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, в том числе ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов и (или) на доменные имена, указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". | ||
2.15. | Отсутствие в учебнике информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи. | ||
2.16. | Полнота представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету. | ||
2.17. | Использование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания. | ||
2.18. | Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны. | ||
2.19. | Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий. | ||
2.20. | Наличие в учебнике сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (при условии применимости). | ||
2.21. | Отражение в учебнике вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости). | ||
2.22. | Направленность содержания учебника на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности. | ||
2.23. | Структурированность, логичность и последовательность содержания учебника в изложении предметного материала. | ||
2.24. | Проработанность методического аппарата учебника в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся. | ||
2.25. | Проработанность методического аппарата учебника в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему. | ||
2.26. | Проработанность методического аппарата учебника в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности. | ||
2.27. | Проработанность методического аппарата учебника в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения. | ||
2.28. | Обеспечение возможности использования учебника в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений. | ||
2.29. | Разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебника. | ||
2.30. | Изложение материалов учебника с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся. | ||
2.31. | Изложение материалов учебника с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для учебников, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования) (для заполнения начиная с 1 сентября 2023 года). | ||
2.32. | Соответствие формы подачи материала учебника примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебников). | ||
2.33. | Соответствие примера рабочей программы по учебному предмету, содержащегося в методическом пособии для учителя, примерной основной образовательной программе и примерной рабочей программе по учебному предмету (при наличии). | ||
2.34. | Отсутствие в учебнике заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника. | ||
2.35. | Наличие в тексте учебника ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующие обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации. | ||
3. Дополнительные критерии экспертизы учебников, представленных в электронной форме: | |||
3.1. | Соответствие структуры и содержания цифровой копии и электронной форм учебника друг другу. | ||
3.2. | Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника с помощью программ для трех или более операционных систем, не менее двух из которых - для мобильных устройств. | ||
3.3. | Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника не менее чем на двух видах электронных устройств (стационарном или персональном компьютере, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетном компьютере и, и иным электронным устройствам вывода информации). | ||
3.4. | Наличие возможности создания пользователем в электронной форме учебника заметок, закладок и перехода к ним. | ||
3.5. | Наличие возможности определения номера страниц цифровой копии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме. | ||
3.6. | Наличие в электронной форме учебника дидактически обоснованных и методически проработанных мультимедийных и интерактивных средств, активизирующих познавательные способности и повышающих эффективность обучения по предмету. | ||
4. Дополнительные критерии экспертизы для учебников, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся: | |||
4.1. | Печатная форма учебника должна быть выполнена шрифтом Брайля. | ||
4.2. | Наличие схем, таблиц, иллюстраций, выполненных в рельефно-графическом формате, которые уточняют и конкретизируют содержание учебника и способствуют компенсации недостатка чувственного опыта у слепых и слабовидящих обучающихся. | ||
4.3. | Наличие (за исключением учебников, предназначенных для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования, а также в случае, когда большая часть информации в учебнике представлена в графической форме (учебники по предмету "Изобразительное искусство", "Технология", "Физическая культура") электронного приложения к учебнику, которое расценивается не является как аналогом электронной формы учебника для данной категории обучающихся. | ||
5. Дополнительные критерии экспертизы для электронных приложений к специальным учебникам, предназначенным для слепых и слабовидящих обучающихся: | |||
5.1. | Соответствие электронного приложения содержанию и структуре печатной формы учебника (за исключением графических объектов и связанных с ними текстовых пояснений, заданий и упражнений). | ||
5.2. | Представление электронного приложения в плоскопечатном текстовом или звуковом формате. | ||
5.3. | Наличие возможности воспроизведения электронного приложения при помощи тифлофлешплеера, персонального или планшетного компьютера под управлением программы экранного доступа, а также чтения электронного приложения с помощью дисплеев Брайля. | ||
5.4. | Наличие в электронном приложении элементов управления, обеспечивающих быструю навигацию по документу (разметка по заголовкам, перекрёстные ссылки). | ||
5.5. | Замена простых графических объектов (схем, иллюстраций) содержащихся в печатной форме учебника, текстовыми пояснениями или тифлокомментариями. | ||
4*. Вывод по результатам общественной экспертизы заполняется в случае представления результатов общественной экспертизы учебника. | |||
_________________ | |||
4.1. | Экспертная оценка учебника по совокупности критериев общественной экспертизы (при наличии) составила: (значение экспертной оценки учебника по совокупности критериев общественной экспертизы, отраженное в соответствующей графе пункта 4.1 Листа В экспертного заключения) | ||
5. Общий вывод | |||
5.1. | Итоговое значение экспертной оценки учебника по совокупности критериев в соответствии с абзацем четвертым пункта 31 Порядка. |
(фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного лица, | ||||||
заполнившего раздел I листа Г экспертного заключения, должность, подпись) | ||||||
" | " | 20 | г. |