Действующий

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных" (с изменениями на 25 августа 2023 года)

1. Оценка текущего состояния сферы управления пространственными данными Российской Федерации


Управление сферой развития пространственных данных Российской Федерации затрагивает интересы неограниченного круга лиц, в том числе органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц (далее - заинтересованные лица).

Национальная система пространственных данных включает в себя данные об объектах недвижимости, пространственные данные, сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и государственной кадастровой оценке.

Законодательную основу, регулирующую отношения в сфере национальной системы пространственных данных, составляют в первую очередь следующие нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации;

Земельный кодекс Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Жилищный кодекс Российской Федерации;

Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости";

Федеральный закон "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Федеральный закон "О землеустройстве";

Федеральный закон "О наименованиях географических объектов";

Федеральный закон "О кадастровой деятельности";

Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";

Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке".

При этом до разработки и утверждения государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных" (далее - Программа) отсутствовал базовый документ стратегического планирования, отражающий комплексный подход при формировании и реализации мероприятий в сфере земельных и имущественных отношений, развития инфраструктуры пространственных данных, определяющий на федеральном уровне основные принципы, взаимосвязанные цели и задачи реализации государственной политики в этой сфере на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Реализация указанных мероприятий в настоящее время носит разрозненный характер и предусмотрена в нескольких программных направлениях деятельности различных органов государственной власти.

В 2020 году завершена реализация федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N 903 "О федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)", которой предусматривался комплекс мероприятий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной налоговой службы, Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В ходе реализации указанной федеральной целевой программы обеспечено объединение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Внедрение федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости во всех субъектах Российской Федерации завершено в конце 2020 года.

В целях обеспечения дальнейшего совершенствования и развития системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также инфраструктуры пространственных данных требуется реализация мероприятий, направленных на сохранение и развитие полученных результатов, в том числе с использованием возможностей национальной системы управления данными, а также на основе технологий искусственного интеллекта.

Кроме того, в 2020 году истек срок действия Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 297-р.

При этом сохраняется проблема интенсивности наполнения Единого государственного реестра недвижимости сведениями о пространственных данных. Так, на 1 января 2021 г. в Едином государственном реестре недвижимости учтено 169,6 млн. объектов недвижимости (на 1 января 2020 г. - 168,6 млн. объектов недвижимости), из них земельных участков - 61,04 млн. единиц (на 1 января 2020 г. - 60,58 млн. единиц), в том числе с установленными границами - 37,79 млн. единиц, или 61,9 процента (на 1 января 2020 г. - 36,45 млн. объектов недвижимости (60,2 процента).

По состоянию на 1 июля 2021 г. в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о порядке 175 млн. объектов недвижимости и 215 млн. зарегистрированных прав на недвижимое имущество. По состоянию на 1 июля 2021 г. в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о 43,1 процента участков границ между субъектами Российской Федерации (на 1 июля 2020 г. - 34,9 процента), 39,2 процента границ населенных пунктов (на 1 июля 2020 г. - 32,28 процента), 76,2 процента границ муниципальных образований субъектов Российской Федерации (на 1 июля 2020 г. - 71,16 процента), а также о 26,1 процента границ территориальных зон (на 1 января 2020 г. - 15,6 процента).

Таким образом, более 23 млн. земельных участков не имеют установленных границ, что сопровождается большим количеством споров, в отношении 48,3 млн. объектов недвижимости отсутствуют сведения о правообладателе.

По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, за первое полугодие 2021 года осуществлено около 21,6 млн. учетно-регистрационных действий, из которых около 36,4 процента в электронном виде, и выдано порядка 58 млн. сведений из Единого государственного реестра недвижимости (или 5 услуг в секунду).

Кроме того, в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости содержится значительное количество реестровых ошибок, что может повлечь за собой риски снижения темпов территориального развития.

По оценке экспертов, деятельность в сфере земельных и имущественных отношений, развития инфраструктуры пространственных данных задействована в формировании валовой добавленной стоимости широкого круга отраслей экономики Российской Федерации (по итогам 2020 года), в том числе в таких отраслях, как строительство и управление недвижимостью, добыча полезных ископаемых, государственное управление, финансовая и страховая деятельность, сельское и лесное хозяйство (научно-исследовательская работа "Исследование вклада Росреестра в развитие экономики Российской Федерации", выполненная на основании государственного контракта от 7 сентября 2020 г. N 0039-02-20, исполнитель - федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" совместно с некоммерческим партнерством "Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования").