Управление сферой развития пространственных данных Российской Федерации затрагивает интересы неограниченного круга лиц, в том числе органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц (далее - заинтересованные лица).
Национальная система пространственных данных включает в себя данные об объектах недвижимости, пространственные данные, сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и государственной кадастровой оценке.
Законодательную основу, регулирующую отношения в сфере национальной системы пространственных данных, составляют в первую очередь следующие нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации;
Земельный кодекс Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Жилищный кодекс Российской Федерации;
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости";
Федеральный закон "О землеустройстве";
Федеральный закон "О наименованиях географических объектов";
Федеральный закон "О кадастровой деятельности";
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке".
При этом до разработки и утверждения государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных" (далее - Программа) отсутствовал базовый документ стратегического планирования, отражающий комплексный подход при формировании и реализации мероприятий в сфере земельных и имущественных отношений, развития инфраструктуры пространственных данных, определяющий на федеральном уровне основные принципы, взаимосвязанные цели и задачи реализации государственной политики в этой сфере на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Реализация указанных мероприятий в настоящее время носит разрозненный характер и предусмотрена в нескольких программных направлениях деятельности различных органов государственной власти.
В 2020 году завершена реализация федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N 903 "О федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)", которой предусматривался комплекс мероприятий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной налоговой службы, Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В ходе реализации указанной федеральной целевой программы обеспечено объединение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Внедрение федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости во всех субъектах Российской Федерации завершено в конце 2020 года.
В целях обеспечения дальнейшего совершенствования и развития системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также инфраструктуры пространственных данных требуется реализация мероприятий, направленных на сохранение и развитие полученных результатов, в том числе с использованием возможностей национальной системы управления данными, а также на основе технологий искусственного интеллекта.
Кроме того, в 2020 году истек срок действия Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 297-р.
При этом сохраняется проблема интенсивности наполнения Единого государственного реестра недвижимости сведениями о пространственных данных. Так, на 1 января 2021 г. в Едином государственном реестре недвижимости учтено 169,6 млн. объектов недвижимости (на 1 января 2020 г. - 168,6 млн. объектов недвижимости), из них земельных участков - 61,04 млн. единиц (на 1 января 2020 г. - 60,58 млн. единиц), в том числе с установленными границами - 37,79 млн. единиц, или 61,9 процента (на 1 января 2020 г. - 36,45 млн. объектов недвижимости (60,2 процента).
По состоянию на 1 июля 2021 г. в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о порядке 175 млн. объектов недвижимости и 215 млн. зарегистрированных прав на недвижимое имущество. По состоянию на 1 июля 2021 г. в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о 43,1 процента участков границ между субъектами Российской Федерации (на 1 июля 2020 г. - 34,9 процента), 39,2 процента границ населенных пунктов (на 1 июля 2020 г. - 32,28 процента), 76,2 процента границ муниципальных образований субъектов Российской Федерации (на 1 июля 2020 г. - 71,16 процента), а также о 26,1 процента границ территориальных зон (на 1 января 2020 г. - 15,6 процента).
Таким образом, более 23 млн. земельных участков не имеют установленных границ, что сопровождается большим количеством споров, в отношении 48,3 млн. объектов недвижимости отсутствуют сведения о правообладателе.
По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, за первое полугодие 2021 года осуществлено около 21,6 млн. учетно-регистрационных действий, из которых около 36,4 процента в электронном виде, и выдано порядка 58 млн. сведений из Единого государственного реестра недвижимости (или 5 услуг в секунду).
Кроме того, в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости содержится значительное количество реестровых ошибок, что может повлечь за собой риски снижения темпов территориального развития.
По оценке экспертов, деятельность в сфере земельных и имущественных отношений, развития инфраструктуры пространственных данных задействована в формировании валовой добавленной стоимости широкого круга отраслей экономики Российской Федерации (по итогам 2020 года), в том числе в таких отраслях, как строительство и управление недвижимостью, добыча полезных ископаемых, государственное управление, финансовая и страховая деятельность, сельское и лесное хозяйство (научно-исследовательская работа "Исследование вклада Росреестра в развитие экономики Российской Федерации", выполненная на основании государственного контракта от 7 сентября 2020 г. N 0039-02-20, исполнитель - федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" совместно с некоммерческим партнерством "Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования").